Положение о наставничестве над несовершеннолетними 2020

I. Общие положения
Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральными законами от
24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних», от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребёнка в Российской Федерации» в целях эффективного решения проблем детской
безнадзорности, снижения уровня правонарушений и преступлений, совершаемых
несовершеннолетними на территории МБОУ ПГО «Черемышская СОШ», развития
института наставничества как направления работы по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, повышения роли общественности в воспитании и
формировании законопослушного поведения несовершеннолетних.
II. Понятие и цель наставничества
Наставничество (шефство) - форма индивидуальной профилактической работы с
несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, посредством
закрепления за ним наставника из числа взрослых граждан с целью оказания
положительного воспитательного воздействия.
Сущность наставничества (шефства) заключается в подборе гражданина,
являющегося для несовершеннолетнего авторитетной значимой личностью, способного
установить с несовершеннолетним взаимные доверительные отношения и быть для него
положительным примером, в том числе, в совместной позитивной деятельности в
различных жизненных сферах.
Целью наставничества (шефства) является формирование у несовершеннолетних
законопослушного отношения к жизни в окружающем социуме общепринятых норм и
навыков общественного поведения, создание позитивных жизненных установок,
направленных на преодоление негативного отношения к окружающему сообществу и на
осознанный отказ от собственных асоциальных проявлений.
III. Категории несовершеннолетних
Наставничество (шефство) может назначаться над несовершеннолетними,
относящимися к категориям, установленным статьей 5 Федерального закона от 24.06.1999
№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних», в том числе к следующим категориям:
 совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной
ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная
ответственность; осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением
свободы;
 осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и
освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер
воспитательного воздействия; получившие отсрочку наказания или отсрочку
исполнения приговора;
 освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из
специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа,
находящиеся после освобождения (выпуска) в социально опасном положении и
нуждающиеся в социальной помощи и реабилитации;
 совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного
взыскания, либо совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого
наступает административная ответственность;
 систематически самовольно уходящие из семьи, образовательных организаций,
социально-реабилитационных центров;

 не посещающие и/или систематически пропускающие без уважительных причин
учебные занятия в образовательной организации;
 безнадзорные и беспризорные; занимающиеся бродяжничеством или
попрошайничеством;
 содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних,
нуждающиеся в социальной помощи и реабилитации;
 замеченные в употреблении наркотических веществ без назначения врача,
употребляющие токсические вещества, алкогольную и спиртосодержащую
продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе.
Наставничество (шефство) может быть назначено в отношении других категорий
несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел, в комиссиях по делам
несовершеннолетних и защите их прав, на внутришкольном профилактическом учете.
IV.Требования к гражданам, определяемым в качестве наставников
Наставником несовершеннолетнего может быть назначено лицо:
 в возрасте не моложе 18 лет;
 проживающее (как правило) в том же населенном пункте, что и
несовершеннолетний;
 из числа специалистов органов и учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представителей трудовых
коллективов, общественных объединений, других граждан Российской Федерации.
Гражданин, определяемый в качестве наставника, должен быть авторитетным
человеком с положительной репутацией, способным по своим деловым и моральным
качествам стать социально положительным примером для несовершеннолетнего.
Наставниками несовершеннолетних не могут быть граждане следующих
категорий:
 признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
 лишенные решением суда родительских прав или ограниченные в родительских
правах;
 отстраненные от выполнения обязанностей усыновителя, опекуна (попечителя),
приемного родителя по причине ненадлежащего исполнения возложенных
обязанностей;
 имеющие судимость и/или привлекавшиеся к административной ответственности,
предусмотренной статьями 5.35, 6.7, 6.8, 6.9, 6.11, 6.12, 6.13, 6.14, 7.27, 19.3, 19.15,
19.18, 19.23, 19.30, 20.1, 20.3, 20.8, 20.10, 20.13, 20.20, 20.21, 20.22, 20.28, 20.29
Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Наставник, возлагающий на себя обязанности по воспитанию несовершеннолетнего,
осуществляет свою деятельность добровольно и на безвозмездной основе.
V.Основные задачи, права и обязанности наставника
Основными задачами наставника несовершеннолетнего являются:
 проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним в
целях предупреждения совершения им повторных преступлений, иных
антиобщественных действий;
 оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании
несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении;
 взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних по вопросам предупреждения

безнадзорности,
правонарушений
и
общественно
опасных
деяний
несовершеннолетнего;
 участие в осуществлении мер по защите и восстановлению прав и законных
интересов несовершеннолетнего в пределах своих возможностей и полномочий.
Наставник (шеф) несовершеннолетнего имеет следующие права:
 посещать несовершеннолетнего по месту жительства в целях, соответствующих
воспитательным и образовательным задачам, и в порядке, не нарушающем прав и
законных интересов подопечного несовершеннолетнего;
 получать в соответствии с законодательством от органов и учреждений системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних
необходимую информацию о несовершеннолетнем и его родителях (законных
представителях), связанную с исполнением обязанностей наставника;
 участвовать совместно со специалистами органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в
реализации
индивидуальной
программы
реабилитации
и
адаптации
несовершеннолетнего;
 обращаться в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних за консультациями и необходимой помощью
и содействием по вопросам воспитания подопечного несовершеннолетнего;
 содействовать в получении образования, в организации внеурочной занятости и
обеспечения досуга несовершеннолетнего;
 давать несовершеннолетнему необходимые советы по соблюдению правил
поведения;
 обращать, при необходимости, внимание родителей (законных представителей) на
невыполнение (ненадлежащее выполнение) ими своих обязанностей по воспитанию,
обучению, содержанию несовершеннолетнего, разъяснять степень ответственности
за невыполнение (ненадлежащее выполнение) родительских обязанностей;
 вносить на обсуждение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
вопросы
о
невыполнении
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетнего родительских обязанностей и участвовать при этом в
заседаниях комиссии;
 принимать меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего.
Наставник (шеф) несовершеннолетнего обязан:
 оказать в пределах своих возможностей и полномочий помощь родителям
(законным представителям) в исполнении ими обязанностей по воспитанию и
обучению несовершеннолетнего;
 содействовать социальной реабилитации несовершеннолетнего, создавать условия
для отказа от вредных привычек, от противоправных действий, от нарушений
несовершеннолетним прав граждан, его окружающих (при проявлении намерений
для их совершения);
 содействовать регулярному посещению несовершеннолетним образовательной
организации, наблюдать за его успеваемостью, поведением в образовательной
организации, в семье, на улице, общественных местах;
 оказывать содействие в трудоустройстве несовершеннолетнего (при
необходимости), временной занятости, вовлечении во внеурочную занятость в
учреждениях дополнительного образования, в организации отдыха, досуга в семье,
в учреждениях спорта, культуры и т.д., а также во время свободного
времяпрепровождения;

 принимать меры к созданию необходимых условий для правильной организации





учебы, труда и досуга несовершеннолетнего;
способствовать формированию у несовершеннолетнего законопослушного
сознания, правовой культуры, навыков общения и поведения;
оказывать содействие в формировании у несовершеннолетнего моральнонравственных ценностей и патриотизма, чувства ответственности перед обществом
и государством;
оказывать содействие в урегулировании конфликтов, возникающих между
несовершеннолетним и членами его семьи или другими гражданами;
разрабатывать
план
индивидуально-профилактической
деятельности
с
несовершеннолетними и их семьями.
VI.Порядок установления и отмены наставничества

Во время образовательного процесса наставниками являются классные
руководители, в каникулярное время наставниками могут быть иные педагогические
работники образовательной организации, назначаемые приказом по ОО.
За одним несовершеннолетним могут быть закреплены, как правило, не менее двух
наставников.
При закреплении наставника за несовершеннолетним родители (законные
представители) не освобождаются от обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и
от ответственности за его поведение.
Гражданин прекращает свою наставническую (шефскую) деятельность в
следующих случаях:
 выполнение
плана
индивидуальной
профилактической
работы
с
несовершеннолетним, позволившее достичь положительного воспитательного
воздействия;
 достижение несовершеннолетним возраста 18 лет;
 изменение места жительства несовершеннолетнего (переезд в другой населенный
пункт);
 иные объективные причины, препятствующие дальнейшей наставнической
(шефской) деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».