Положение об итоговом индивидуальном проетке обучающихся 10 класса.pdf

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пышминского городского округа
«Черемышская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ ПГО «Черемышская СОШ»)
ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
МБОУ ПГО «Черемышская СОШ»
Протокол № 8 от 18.01.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора МБОУ ПГО
«Черемышская СОШ»
№ 21-ОД от 21.02.2024 г.

УЧТЕНО МНЕНИЕ:
Совета старшеклассников
Протокол № 3 от 20.02.2024 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об итоговом индивидуальном проекте
обучающихся 10 класса
(в соответствии с обновлёнными ФГОС СОО и ФОП СОО)

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует процедуру итоговой оценки достижения
метапредметных результатов образования в соответствии с требованиями Федерального
государственного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО). Основной
процедурой итоговой аттестации достижений метапредметных результатов является
защита итогового индивидуального проекта (ИИП).
1.2. Нормативно-правовой базой для разработки настоящего Положения является:
 Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями от 17.02.2023г.;
 Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012г. № 413 с изменениями и дополнениями, утверждёнными приказами
Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г., 31.12.2015г., 29.06.2017г.,
Министерства просвещения РФ от 12.08.2022 г. № 732;
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от
22.03.2021 г. № 115 с изменениями от 05.12.2022г.;
 Федеральная образовательная программа СОО, утверждённая приказом
Министерством просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 371;
 Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ ПГО
«Черемышская СОШ» (новая редакция ООП СОО в соответствии с обновлёнными ФГОС
СОО и ФОП СОО).
 Локальные акты МБОУ ПГО «Черемышская СОШ», регламентирующие
образовательную деятельность ОО.
1.3. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого
обучающегося
10
класса,
его
невыполнение
равноценно
получению
неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
1.4. Индивидуальный проект должен быть выполнен в течение одного учебного года
(10 класс)
1.5. Публичная защита проекта проходит в сроки, определённые администрацией ОО.
Оценка проекта переводится в пятибалльную систему и выставляется в электронном
журнале.
1.6. Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками. Темы ИП
утверждаются приказом по ОО.
1.7. Проект может быть только индивидуальным.
2.
Цели и задачи реализации итогового индивидуального проекта
2.1. Цель: создание психолого-педагогических условий для разработки, сопровождения
и защиты индивидуального проекта обучающимися как обязательного условия
достижения метапредметных результатов образования.
2.2. Задачи:
 оказание содействия в достижении обучающимися следующих образовательных
результатов:
 формирование ключевых компетенций;
 воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности;

 повышение мотивации и эффективности учебной деятельности;
 умение на практическом уровне выбирать адекватные стоящей задаче средства,
принимать решения;
 развивать способность к поиску нестандартных решений.
2.3. Оказание содействия учителям в организации образовательного процесса в
соответствии с требованиями ФГОС СОО:
 активное внедрение в образовательный процесс ОО новых педагогических
технологий для развития познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать
критическое мышление, умения увидеть, формулировать и решить проблему,
 новые формы взаимоотношений «ученик-учитель», в которых учитель из простого
транслятора знаний становится действительным организатором совместной работы с
обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения
знаниями.
3.
Требования к подготовке итогового индивидуального проекта
3.1. План, программа подготовки проекта для каждого обучающегося разрабатываются
обучающимся совместно с руководителем, педагогом, преподающим профильный
предмет.
3.2. Руководителем проекта может быть как педагог данного образовательного
учреждения, так сотрудник иной организации или иного образовательного учреждения, в
том числе высшего.
3.3. Обучающиеся вправе самостоятельно выбрать как тему, так и руководителя
проекта.
3.4. Тема проекта может носить междисциплинарный характер.
3.5. План реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается учащимся
совместно с руководителем проекта.
4.
Требования к содержанию и направленности итогового индивидуального проекта
4.1. В зависимости от целей на уровне СОО реализуются следующие типы проектов:
 информационный проект - проект, содержанием которого является сбор,
анализ и представление информации по какой-либо актуальной научной, личностно и
(или) социально значимой теме;
 исследовательский проект - проект, направленный на доказательство или
опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы, при этом акцент
на теоретической части не означает отсутствие практической;
 творческий проект - проект, направленный на создание какого-то
творческого продукта, проект предполагающий свободный, нестандартный подход к
оформлению результатов работы;
 социальный проект - проект, который направлен на повышение гражданской
активности обучающихся и населения; проект, предполагающий сбор, анализ и
представление информации по какой-либо значимой социальной теме;
 инженерный проект - проект, итогом разработки и реализации которого
является презентация рабочей технической конструкции или модели и вывод,
составленный на основе анализа технических характеристик;
 конструкторский проект - проект, направленный на создание (разработку)
нового продукта: разработка схемы или чертежей, детальное представление о принципах

работы, создание технологической карты и как результат - изделие или модель,
описывающий изделие;
 бизнес-проект - проект, в котором обучающиеся освоят алгоритм
разработки бизнес - проекта, от стадии выработки идеи, проверки ее жизнеспособности и
до расчетов необходимых средств для ее реализации, поиска источников финансирования.
4.2. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из
следующих работ:
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы,
отчёты о проведённых стендовый доклад);
художественная творческая работа (в области литературы, музыки, ИЗО, экранных
искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения,
инсценировки, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации,
мультимедийной презентации, бутрейлера, выставочного проекта и т.п.;
материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
бизнес-план;
отчётные материалы по социальному проекту, которые могут встречать как тексты,
так и мультимедийные продукты.
4.3. Исследовательские проекты могут иметь следующие направления: естественнонаучные исследования; исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих
за рамки школьной программы, например, в психологии, социологии); экономические
исследования; социальные исследования; научно-технические исследования. Требования
к исследовательским проектам: постановка задачи, формулировка гипотезы, описание
инструментария и регламентов исследования, проведение исследования и интерпретация
полученных результатов.
4.4. Для исследований в естественнонаучной, научно-технической, социальной и
экономической
областях
желательным
является
использование
элементов
математического моделирования (с использованием компьютерных программ в том
числе).
4.5. Индивидуальный итоговый проект должны иметь практическую направленность и
быть востребованными, иметь возможность применения в той или иной сфере
человеческой деятельности.
5.
Требования к оформлению итогового индивидуального проекта
5.1. Структура итогового индивидуального проекта:
 Титульный лист (Название ОО, тема проекта, ФИО руководителя проекта, ФИО
ученика, класс, допуск к защите, город, год);
 Введение - 1-2 страницы: исходный замысел (актуальность, цель, задачи,
назначение проекта, предмет, объект, гипотеза исследования, прогнозируемы результат,
продукт проекта, практическая значимость и новизна проекта).
 Глава 1. Обзор литературы, анализ предыдущих исследований на эту тему. Если
работа исследовательская, то обязательно описать: объект, предмет исследования,
методику.
 Глава 2. Результаты исследования. Общие выводы или заключение. В заключение
рекомендации и перспективы.
 Список использованной литературы.
 Объем текста проектной работы, включая формулы и список литературы, не

должен быть менее 10 машинописных страниц. 5.2.
Технические
требования
оформлению итогового индивидуального проекта:
 Текст: выравнивание по ширине, шрифт TimesNewRoman, 14 пт, интервал
полуторный, отступ первой строки 1,25.
 Поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см.
 Нумерация страниц: в нижнем правом углу. На титульном листе не ставится.
 Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт TimesNewRoman, 12-14 пт.
Должны иметь сплошную нумерацию и названия (под рисунком по центру). На все
рисунки должны быть указания в тексте.
 Таблицы: Слова «Таблица N», где N-номер таблицы, следует помещать над
таблицей справа.
 В списке литературы дается точная информация об источниках, использованных в
проекте; источники перечисляются в алфавитном порядке в соответствии с требованиями
ГОСТа: фамилии авторов, наименование источника, место, наименование издательства,
год издания, количество страниц; если используются статьи из журналов, то указывается
автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера
страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или
иной источник (порядковый номер ссылки выносится под основной текст страницы).
Сайт: название сайта, адрес сайта, ссылка на ресурс.
6.
Защита проекта
6.1. Проектная работа должна быть представлена публично
6.2. На защите темы проекта с обучающимся должны быть обсуждены:
актуальность проекта;
положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так
и для других людей;
ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации
проекта, возможные источники ресурсов;
риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при
реализации данного проекта;
6.3. На защите проекта обучающийся представляет свой проект по следующему
(примерному) плану:
Тема и краткое описание сути проекта.
Актуальность проекта. Цель, задачи.
Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор,
так и другие люди.
Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для
реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
Ход реализации проекта.
Общие выводы или заключение, где будут даны рекомендации и перспективы.
Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось
переделать в ходе его реализации.
6.4. Проектная работа должна быть обеспечена тьюторским (кураторским)
сопровождением. В функцию тьютора (куратора) входит: обсуждение с обучающимся
проектной идеи и помощь в подготовке к ее защите и реализации, посредничество между
обучающимися и экспертной комиссией (при необходимости), другая помощь.

6.5. Регламент проведения защиты реализованного проекта, параметры и критерии
оценки проектной деятельности должны быть известны обучающимся заранее. По
возможности, параметры и критерии оценки проектной деятельности должны
разрабатываться и обсуждаться с самими старшеклассниками.
7.
Требования к процедуре проведения защиты проекта
7.1. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания
доклада (не более 10 минут), ответы на вопросы по теме проекта 3-4 минуты.
7.2. Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных
навыков обучающегося.
7.3. К защите ученик представляет проектный продукт, печатное описание проекта.
7.4. Защита итогового индивидуального проекта осуществляется в соответствии с
графиком защиты ИИП. График защиты утверждается директором ОО.
7.5. ОО создаёт экспертную комиссию. Состав комиссии от 3 до 7 человек. В комиссии
должны присутствовать: представитель администрации, педагог по соответствующему
направлению. Количество членов комиссии не должно быть менее 3 и более 7 человек. В
комиссии могут присутствовать: представитель муниципальных органов образования,
родительская общественность, представители ВУЗов.
7.6. Комиссия оценивает уровень ИИП в соответствии с критериями.
7.7. ОО организует в дополнительные сроки защиту ИИП для детей с ОВЗ, больных
детей (дети, отсутствовавшие в основной срок защиты).
7.8. Проект, получивший оценку «низкий уровень», возвращается ученику на
доработку. Обучающийся дорабатывает ИИП в течение недели, представляет к повторной
защите.
7.9. Обучающемуся, выступившему с проектом (исследовательской работой) успешно
на муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровне,
автоматически ставиться высший бал и от защиты в ОО он освобождается.
8.
Критерии оценки итогового индивидуального проекта
8.1. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на
основе оценки всей совокупности основных элементов проекта по каждому из четырех
критериев:
способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения,
включая поиск и обработку информации, формулировку выводов или обоснование,
реализацию, апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза,
макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку
сформированности познавательных учебных действий;
сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в
умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с
рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во
времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять
выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно
ответить на вопросы.

8.2.При организации промежуточной аттестации в форме итогового проекта
используются следующие оценочные процедуры:
Оценка процесса подготовки и реализации индивидуального проекта,
осуществляемая руководителем проекта, где одним из важных показателей, который
положен в оценку руководителем, является степень самостоятельности выпускника.
Осуществляется руководителем проекта на основе наблюдений и анализа процесса
подготовки и реализации итогового проекта.
Основными критериями педагогической оценки при этом являются:
Сформированность познавательных действий;
Сформированность регулятивных действий;
Сформированность коммуникативных действий;
Сформированность предметных знаний и способов действий
Лист оценки руководителем процесса подготовки и реализации проекта
обучающимся_______________________________________________
(фамилия, имя)

Критерии

Сформированность
познавательных
действий

Показатели
Обучающийся способен самостоятельно:
ориентироваться в различных источниках
информации и обрабатывать ее (группировка,
схематизация, упрощение и символизация,
визуализации)
критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников

Оценка
(2-1-0 оценивается
каждый показатель)

осознать совершаемые действия и мыслительные
процессы, их результаты и основания, границы
своего знания и незнания, новые познавательные
задачи и средства их достижения
выполнять логические операции (сравнение,
анализ, синтез, обобщение, классификация,
установление связей, рассуждения, отнесение к
известным понятиям)
выдвигать и проверять новые идеи
Итого
Обучающиеся способен самостоятельно:
формулировать проблему проектной работы и
определять ее актуальность/обоснованность

Сформированность
регулятивных
действий

определять цель и задачи своей работы
планировать собственную деятельность, исходя из
анализа задач и имеющихся ресурсов, в том числе
времени
контролировать процесс выполнения задания и
качество его выполнения
оценивать процесс и результат деятельности
объяснять положительные эффекты от реализации
Итого

Обучающийся способен самостоятельно:

Сформированность
коммуникативных
действий

Сформированность
предметных знаний
и способов действий

продуктивно общаться и взаимодействовать в
процессе подготовки и реализации проекта
создавать устное высказывание и текст в
соответствии с коммуникативной задачей, темой
и форматом
использовать средства информационных и
коммуникационных технологий
ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые
средства
Итого
Обучающийся способен самостоятельно:
раскрывать содержание работы в соответствии с
заявленной темой
Всего

Каждый критерий оценивается по трёхбалльной шкале:
«2» - показатель проявляется обучающимся самостоятельно;
«1» - показатель проявляется после оказания консультативной помощи
руководителя;
«0» - показатель не проявляется.
Считаем возможным учитывать данный лист оценки руководителем процесса
подготовки и реализации проекта как условие для допуска к защите ИП.
Для этого обучающийся должен получить минимум 16 баллов из 32 возможных по
каждому показателю в группе критериев.
Допуск получается за месяц до защиты ИП (ориентировочно: ноябрь – допуск,
декабрь-январь – защита)
Оценка результата индивидуального проекта обучающегося, его участие в
презентации,осуществляемая экспертной комиссией.
Лист экспертной оценки презентации (защиты) проекта
обучающимся
(фамилия, имя)

Тема проекта
_______________________________________________________________________

Критерии

Актуальность темы
проекта

Показатели
 проблема проекта чётко сформулирована и
обоснованас т.з. актуальности;
 формулировка
проблемы
носит
поверхностный характер, актуальность не
обоснована;
 проблема не сформулирована

Экспертная
оценка

Формулировка цели и
задач проекта в
соответствии с
темой проекта

Выбор средств и
методов, адекватных
поставленным целям

Раскрытие темы и
идеи проекта через
содержание

Качество проектного
продукта

Соответствие
текста проекта
нормам русского
литературного языка

Культура
речи
(представление)
обучающихся

 цель проекта чётко сформулирована, задачи
обозначены в соответствии с заявленной
темой;
 цель сформулирована, но нет чётких задач по
достижению цели в соответствии с темой;
 цель проекта не сформулирована, задачи не
обозначены или не соответствуют заявленной
теме
 заявленные средства
и
методы
эффективны для достижения цели; цель
достигнута;
 не все заявленные средства и методы
соответствуют заявленной теме и цели
проекта;
 заявленные средства и методы не
соответствуют теме и цели, цель не
достигнута или средства и методы не
заявлены
 тема и идея проекта раскрыты полностью,
авторпродемонстрировал глубину
содержания;
 тема и идея проекта раскрыты частично;
 тема и идея проекта не раскрыты
 проектный
продукт
полностью
соответствует
требованиям
качества
(эстетичен,
удобен
в использовании,
соответствует заявленной идее);
 проектный продукт не соответствует
требованиям качества (эстетичен, удобен в
использовании, соответствует заявленной
идее);
 проектный
продукт
не
представлен
(отсутствует)
 работа отличается чётким и грамотным
оформлением речи в соответствии с нормами
русского литературного языка;
 в работе частично допущены ошибки при
оформлении и изложении материала;
 работа не отличается чётким и
грамотным
 оформлением речи в соответствии с нормами
русского литературного языка, допущены
грубые/ многочисленные ошибки или
письменная речь не представлена
 культура
речи полностью присутствует
у обучающихся;
 культура речи частично присутствует;
 отсутствует культура речи

Качество
представления
доклада

Качество ответов на
вопросы

Использование
демонстративного
материала

Соблюдение
регламента защиты
(не более 10 мин.) и
степень воздействия
на аудиторию

 доклад пересказывается или зачитывается,
суть работы объяснена, есть взаимодействие
с аудиторией;
 доклад зачитывается, не объясняет суть
работы;
 доклад зачитывается, но обучающийся плохо
читает, теряет мысль
 обучающийся демонстрирует умение
отвечать на вопросы (чётко, убедительно,
аргументированно);
 обучающийся частично отвечает на вопросы
или нет четкости, аргументированности
ответов;
 обучающийся на вопросы не отвечает
 демонстрационный материал используется в
докладе, информативен, автор свободно в нём
ориентируется;
 демонстрационный материал используется
в докладечастично или неинформативен;
 демонстрационный материал не используется
в докладе
 автору удалось вызвать интерес аудитории и
уложиться в регламент;
 материал изложен с учетом регламента,
однако авторуне удалось заинтересовать
аудиторию;
 регламент не выдержен
Всего

Каждый критерий оценивается по трёхбалльной шкале:
«2» - показатель проявляется полностью;
«1» - показатель проявляется частично;
«0» - показатель не проявляется.
Максимальное количество баллов – 22 балла
22 – 11б - «зачёт», 10б и ниже - «незачёт»
9. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в положение
9.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, утверждается и
вводится в действие приказом директора МБОУ ПГО «Черемышская СОШ»
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в данное положение, оформляются в
письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации.
9.3. Данное Положение принимается на неопределённый срок.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».