Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности Орлята России 2-4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ ПГО "Управление образования и молодёжной политики"
МБОУ ПГО "Черемышская СОШ"

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 31.08.2023 года

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ПГО «Черемышская
СОШ»
Приказ № 87/5 - ОД от 31.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«Орлята России»
(общеинтеллектуальное направление)
2 - 4 классы
Срок реализации: 3 года

с. Черемыш

1.
Введение
Стратегические цели системы образования и воспитания призваны обеспечить
«создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития
России, утверждение её статуса как великой державы в сфере
образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики»
(Национальная доктрина развития образования в РФ до 2025г.).
За последнее время принято много новых государственных документов, активно
влияющих на процессы воспитания и социализации детей и молодежи: Конституция
Российской Федерации 2020 года, Федеральные государственные образовательные
стандарты начального и основного общего образования (2021г.), Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия национальной
безопасности Российской Федерации, Федеральный проект «Патриотическое
воспитание граждан РФ» и другие.
Содержание государственных документов, направленных на совершенствование
системы образования сегодня задаёт вектор развития воспитательной работы среди
детей и молодёжи Российской Федерации и приоритетными задачами в сфере
воспитания детей определяет:
- «…развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к
мирному созиданию и защите Родины» (Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года);
- «…воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на
основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических
и национально-культурных традиций» (Федеральный закон № 304 от 31.07.2020г. «О
внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания
обучающихся).
Разработка и реализация федеральных и региональных программ воспитания
обучающихся позволяет создать институциональную среду, учитывающую как
законодательную базу и нормативные документы, так и общественное мнение по
вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, а также
сконцентрировать воспитательный потенциал различных социальных институтов.
Придание воспитанию
институционального
характера
повышает
уровень
ответственности всех участников процесса воспитания (учащихся, педагогов,
родителей, социальных партнёров) и максимально способствует решению таких задач,
как сохранение исторической преемственности поколений; воспитание бережного
отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание
патриотов своей страны, граждан, способных как к социализации в условиях
гражданского общества, так и к противодействию негативным социальным процессам.
Отдельное внимание при разработке и реализации программ воспитания детей и
молодёжи уделяется процессам управления существующими рисками и вызовам

2

современного детства: негативному влиянию информационной социализации и
цифрового пространства, социальной разобщенности детей и взрослых, росту числа
детей и подростков с антисоциальным поведением, суицидальным актам и
самоповреждению со стороны детей. Особенности содержания всех модулей
Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята
России» (учебно-методический комплекс к внеурочной деятельности, программы
летнего отдыха детей младшего школьного возраста, обучение, курсы подготовки и
повышения квалификации учителей начальных классов к реализации Программы), а
также использование в качестве базовой методики коллективно-творческой
деятельности в сочетании с учётом возрастных особенностей развития личности
младшего школьника, позволяет педагогам выстраивать воспитательный процесс
нивелируя обозначенные риски.
Особое положение в системе непрерывного образования и воспитания детей
занимают дети 7-10/11 лет, обучающиеся начальной общеобразовательной школы.
Возрастные особенности самой сенситивной к воспитательным влияниям возрастной
группы детей создают существенные социально-педагогические возможности развития
их социальной активности. Начальная школа выступает фундаментом в процессе
социального воспитания, осмысления ребёнком себя в окружающем мире, выстраивания
системы коммуникации со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому важно
выстроить систему включения младшего школьника в общественную жизнь класса как
основной социальной группы, в которой происходит его становление как члена
общества.
Вовлечение данной категории школьников в социальную жизнь целесообразно
осуществлять в рамках системно-деятельностного подхода, в котором главное место
отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной
продуктивной деятельности ребёнка, широкому использованию в работе с детьми
современных игровых технологий, социального проектирования, интерактивных
методов, позволяющих моделировать социальные процессы и явления. Естественно, с
учётом возраста и сформированного ранее социального опыта общения, взаимодействия
и сотрудничества детей.
Дети этого возраста стремятся утвердить своё право на самостоятельность, быть
как взрослые; получить признание своих возможностей; желают участвовать в
разнообразных делах наравне со взрослыми. Это период начала формирования
гражданской идентичности. Предполагается, что дети осваивают групповые
(социальные) нормы и ценности поведения, активно овладевают культурным наследием,
принимают на себя ответственность за культуру группового гражданского действия.
Реалии современного общества предъявляют к юным гражданам страны особые
требования,
связанные
с
проявлением
инициативы,
предприимчивости,
самостоятельности, активности. Успешность решения жизненных задач обусловлена
способностью школьников находить нетривиальные решения, проявлять энергичность,
настойчивость, формулировать цели, для реализации которых необходимо привлекать и
использовать ресурсы, строить свои деловые и межличностные отношения в социальной
среде.

3

2.

Пояснительная записка

Содержательные основы Программы развития социальной активности
обучающихсяначальных классов «Орлята России»
В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё
осуществление Всероссийская Программа развития социальной активности
обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее – Программа, программа
«Орлята России»). Внедрение программы «Орлята России» в практику
общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных
задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого
образовательного пространства России.
2.1.

2.2.
Актуальность Программы «Орлята России»
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной
политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях
(поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное
участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего
ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе
воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности
обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в
образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и
его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
В данном разделе мы определим своё понимание основных понятий и категорий,
заложенных в Программе.
2.3.
Тезаурус основных понятий Программы «Орлята России»
Понятие «социальная активность младшего школьника» в контексте
Программы
рассматривается
как
творчески-преобразовательное
отношение
социального субъекта к окружающей его социальной и природной среде, проявления
возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное
отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом; развитие
социальной активности отражает превращение личности из объекта в субъект
общественных отношений.
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа

4

Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»).
Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей и
взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия и творческих
способностей каждого участника деятельности, интеллектуальное развитие, а также
формирование организаторских способностей. (Иванов И.П. Энциклопедия
коллективных творческих дел – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.)
Событийность – это принцип, предполагающий, что для эффективного
воспитания необходимо повседневную, будничную жизнь детей насыщать яркими,
запоминающимися ему событиями, которые были бы привлекательны для детей и
обладали бы при этом достаточным воспитательным потенциалом. (Степанов П.В.
Современная теория воспитания: словарь-справочник /Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.:
Изд-во: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С.30)
Детский коллектив – группа детей, в которой создаётся система
высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений,
деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию
индивидуальности каждого её члена. (Ковалёва А.Г. «Педагогика «Орлёнка» в терминах
и понятиях»: уч. пособие-словарь / А.Г. Ковалёва, Е.И. Бойко, С.И. Панченко, И.В.
Романец, А.М. Кузнецова. – М: Собеседник, 2005. – 192 с.)
Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и явлений. (Степанов
П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник /Под ред. Н.Л. Селивановой.
– М.: Изд-во: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С.47).
Ценностные основания, заложенные в Программе: Родина, семья, команда, природа,
познание, здоровье.
Микрогруппа – основное место общения и деятельности ребёнка в смене. В
группе из 4-5 человек он готовится к отрядным делам, дежурит, обсуждает возникшие
проблемы, делится впечатлениями. (И.В. Иванченко Как рождается микрогруппа:
методическое пособие / И В. Иванченко, учебно-методический центр ВДЦ «Орлёнок»,
2017. – 80с.). *В коллективе класса микрогруппы формируются с целью чередования
творческих поручений.

2.4.
Ценностные основания Программы «Орлята России»
Примерная рабочая программа воспитания, задавая целевые ориентиры и
требования к результатам программ воспитания образовательных учреждений,
обеспечивает соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его
смыслов в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на
основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные основания
программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.
Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле,
людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание и быть
полезным своей стране; формирование российского национального исторического
сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных
традиций народов России, истории и культуры своей страны.
5

Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви,
верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения
добрых семейных традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей.
Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная
деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время
другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому.
Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде,
природному наследию своей страны, осознание влияние людей на окружающую среду,
понимание зависимости жизни людей от природы.
Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность,
любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о
многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и
научном знании.
Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное
поведение, как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой
принадлежности.
2.5.
Главным принципом участия в Программе должно стать – всё делать
вместе, сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие
и увлекательное приключение!
2.6.
Методологической основой Программы является воспитание в
коллективно-творческой деятельности, автор которой доктор педагогических наук,
профессор, академик Российской академии образования (РАО) Игорь Петрович Иванов
считал, что самый педагогически эффективный коллектив – это единое содружество
взрослых и детей, а самая эффективная воспитывающая деятельность – та, что создаётся
и развивается самими воспитанниками, вовлечёнными в процесс жизнетворчества.
В.А. Сухомлинский писал1: «В школе учат не только читать, писать и считать, но
и думать, познавать окружающий мир, богатство науки. В школе учат жить. В школе
учатся жить».
Материалы Программы позволяют педагогам использовать подготовленные
материалы в работе с детьми 2-4 классов.

2.7.
Построение курса внеурочной деятельности для 2-3-4 классов
Реализация программы «Орлята России» для детей со 2 по 4 классы начинается с
первой четверти учебного года.
Каждый трек состоит из 9 занятий, два из которых предполагают «свободное
творчество учителя» в рамках того или иного трека, но с заданными целевыми
установками для сохранения смыслов Программы.
В зависимости от того, являлся ли уже класс участником программы «Орлята
России» в предыдущем учебном году или только вступает в Программу, учитель
выбирает тот вводный «Орлятский урок», который ему необходим. Представленные
уроки различаются не по возрасту и классам, а по стажу пребывания детей в Программе.
6

Целевой блок и предполагаемые результаты освоения
курса
внеурочной деятельности.
В основу курса внеурочной деятельности положен системно- деятельностный подход,
позволяющий
за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально –
коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной
активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в
названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления
творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования
активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание
особенностей психологического развития младшего школьника и условия для
формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение
построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где
даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь
на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать
применить этот опыт в своей жизни.
Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 9-и занятий по 7-ми
трекам Программы отдельно для 2 и 3-4 классов. Изменение позиции ребёнка в
реализации содержания, логика каждого трека выстроены на основе коллективнотворческой деятельности И.П. Иванова и с учётом возрастных особенностей младших
школьников в зависимости от класса. Предлагаемая последовательность треков –
результат анализа реализации Программы в 2021-2022 учебном году, а также
аналитических сессий Консультационного совета Программы (временный
совещательный орган создан в феврале 2022г. в ВДЦ «Орлёнок» на базе отдела
обеспечения реализации Программы «Орлята России»).
3.

Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира
на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству,
его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1.
Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой
Родине, общности граждан нашей страны, России.
2.
Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи,
своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной
принадлежности.
3.
Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4.
Развивать творческие способности и эстетический вкус.

7

5.
Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни,
прививать интерес к физической культуре.
6.
Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и
потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
7.
Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного
отношения к окружающему миру.
8.
Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную,
поисковую и исследовательскую деятельность.
Предполагаемые результаты курса.
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками
содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены
в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в
Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых
национальных ценностях.
По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года»
младший школьник:
●
понимает важность социально-значимых ценностей Программы
(понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России,
Российского государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности
граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовнонравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни,
ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую
принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с
учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей
здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека,
семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду);
●
применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате
участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни
класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой
деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к
самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет
основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту,
природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных
видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и
бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе,
особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений,
систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях
знаний);
●
демонстрирует социально-значимую активность в социуме
(демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам
почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми
8

разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен,
проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие
поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает
старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду,
людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается
в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы,
активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в
деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).

9

4. Календарно-тематическоепланирование
4.1. Календарно-тематическое планирование 2 класс
Срок проведения
Старт Программы
сентябрь
«Орлёнок – Лидер»
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
«Орлёнок – Эрудит»
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь

Тема

Количество
часов

Вводный «Орлятский урок»

1

«Лидер – это…»
«Я могу быть лидером»
«Как стать лидером?»
«С командой действовать готов!»
«Верёвочный курс»
«КЛАССный выходной»
«Встреча с тем, кто умеет вести за
собой»
«Мы дружный класс!»

1
1
1
1
1
1
2

«Кто такой эрудит?»
«Я – эрудит, а это значит…»
«Развиваемся, играя!»
«ВоображариУМ»
«Могу быть изобретателем»
КТД «Что такое? Кто такой?»
Встреча с эрудитом «Хотим всё
знать»
Итоги трека «На старте новых
открытий»

1
1
1
1
1
1
2

«Орлёнок – Мастер»
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь

«Мастер – это…»
«Мастерами славится Россия»
«От идеи – к делу!»
«Город Мастеров»
«В гости к мастерам»
КТД «Классный театр»
«Мастер – это звучит гордо!»
«Путь в мастерство» – подводим
итоги
Подведение промежуточных итогов
январь
Игра по итогам 3-х треков:
«Орлёнок – Эколог»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
10

1

1

1
1
1
1
1
1
2
1

2

«Орлёнок – Доброволец»
январь
январь
январь
январь
январь
январь
январь
январь
«Орлёнок – Спортсмен»
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
«Орлёнок – Эколог»
март
март

«От слова к делу»
«Спешить на помощь безвозмездно!»
КТД «Создай хорошее настроение»
«С заботой о старших»
КТД «Коробка храбрости»
КТД «Братья наши меньшие»
«Добровольцем будь всегда»
«Портрет добровольца»

1
1
1
1
1
1
2
1

«Утро начинай с зарядки – будешь
ты всегда в порядке!»
«Должен быть режим у дня»
«О спорт, ты – мир!»
«Сто затей для всех друзей»
«Готовимся к спортивным
состязаниям»
Спортивная игра «У рекордов наши
имена»
«Быстрее! Выше! Сильнее!»
«Азбука здоровья»

1

«ЭКОЛОГиЯ»
«Каким должен быть настоящий
эколог?»
март
«Мой след на планете»
март
«Что должен знать и уметь эколог?»
март
«Восхищаемся красивым миром»
март
«Экология на практике»
март
Встреча с человеком, которого
можно назвать настоящим экологом
март
«Шагая в будущее – помни о
планете»
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
апрель
«Орлёнок – Хранитель исторической
памяти»
апрель
«Хранитель семейных традиций»
апрель
«Я храню традиции семьи, а значит и
традиции страны»
апрель
Кодекс «Орлёнка – Хранителя»
апрель
«Знать, чтобы хранить»
апрель
«Историческое чаепитие»
апрель
«Расскажи мне о России»
апрель
«Я – хранитель, мы – хранители»
11

1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1

1
1
1
1
1
1
2
1

Подведение итогов
май

Подведение итогов участия в
Программе в текущем учебном году

ИТОГО:

2
68

4.2. Календарно-тематическое планирование 3-4 класс
Срок проведения
Старт Программы
сентябрь
«Орлёнок – Лидер»
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
«Орлёнок – Эрудит»
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь

Тема

Количество
часов

Вводный «Орлятский урок»

1

«Лидер – это…»
«Я могу быть лидером»
«В команде рождается лидер»
«КЛАССный выходной»
«От идеи – к делу»
КТД «Вместе мы сможем всё»
«Встреча с тем, кто умеет вести за
собой»
«Мы дружный класс!»

1
1
1
1
1
1
2

«Кто такой эрудит?»
«Я – эрудит, а это значит…»
«Игра – это полезно и интересно»
«Эрудит – это широкий кругозор»
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»
КТД «Играй, учись и узнавай»
Встреча с эрудитом «Хотим всё
знать!»
Итоги трека «На старте новых
открытий»

1
1
1
1
1
1
2

«Орлёнок – Мастер»
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь

«Мастер – это…»
«Россия мастеровая»
«Город Мастеров»
«В гости к мастерам»
«От идеи – к делу!»
КТД «Мастер своего дела»
«Мастер – это звучит гордо!»
«Путь в мастерство» – подводим
итоги
Подведение промежуточных итогов

12

1

1

1
1
1
1
1
1
2
1

январь

«Орлёнок – Доброволец»
январь
январь
январь
январь
январь
январь
январь
январь
«Орлёнок – Спортсмен»
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
«Орлёнок – Эколог»
март
март
март
март
март

Игра по итогам 3-х треков:
«Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»

2

«От слова к делу»
«Спешить на помощь безвозмездно!»
КТД «Создай хорошее настроение»
«С заботой о старших»
Подготовка КТД «От идеи к делу»
КТД «Подари улыбку миру!»
«Доброволец – это доброе сердце»
«Портрет добровольца»

1
1
1
1
1
1
2
1

«Движение – жизнь!»
«Основы ЗОЖ»
«Мы гордимся нашими
спортсменами»
«Сто затей для всех друзей»
КТД «Спортивное»
Спортивная игра «Книга рекордов»
«Встреча-подарок»
«Азбука здоровья»

1
1
1

«ЭКОЛОГиЯ»
«Страна экологии
«Мой след на планете»
КТД «Знаю, умею, действую»
Экологический квест «Ключи
природы»
март
Игра по станциям «Путешествие в
природу»
март
Встреча с человеком, которого
можно назвать настоящим экологом
март
«Шагая в будущее – помни о
планете»
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
апрель
«Орлёнок – Хранитель исторической
памяти»
апрель
«Традиции моей страны»
апрель
Кодекс «Орлёнка – Хранителя»
апрель
«Знать, чтобы хранить»
апрель
КТД «История становится ближе»
апрель
КТД «Мы – хранители памяти»
13

1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1

1
1
1
1
1
1

апрель
апрель
Подведение итогов
май

«Расскажи мне о России»
«Мы – хранители»

2
1

Подведение итогов участия в
Программе в текущем учебном году

2

ИТОГО:

68

14

5. Методическое и материально-техническое обеспечение
Программа «Орлята России» – интересно или обычно? Совместное с ребёнком
творчество – сложно или профессионально-радостно?
Четыре года (или чуть больше 1460 дней) – много это или мало? Ведь каждый из
этих дней должен стать для младшего школьника той единственной и неповторимой
ступенькой к большому миру новых достижений и свершений, должен наполниться
открытиями и интересными событиями. Пусть это будут дела не большие и не
грандиозной масштабности, но они должны помочь ребёнку лучше понять историю
своей Родины и её культурное наследие, раскрыть для себя значение главных ценностей
человечества –дружбы и доброты, значимости заботы и труда на благо Отчизны.
Ученик начальной школы через активное участие в Программе должен осознать,
что наша Родина – это большая многонациональная семья, в которой единство народов
России не только забота государства, но и его личное большое и значимое дело.
Необходимо научить ребёнка гордится своей Родиной через любовь к семье, к малой
Родине и России в целом.
Младшие школьники через систему дел, идущую по восходящей от простых к
делам более сложным, от индивидуальной работы к работе в творческих группах
должны научиться выдвигать идею и реализовывать ее в общественно значимой
деятельности. Главным педагогическим подходом для каждого учителя в этом
направлении должно стать – значимость реализации каждой детской инициативы,
проявление ребёнком самостоятельности и самодеятельности.
Система дел и логика треков вырабатывает в ребятах способность не только
выступать в роли лидера или исполнителя, но и учит по-новому относиться к себе, к
своим друзьям, к своей роли в детском коллективе.
Предложения по оборудованию и оформлению рекреации/ холла/уголка программы
«Орлята России» для начальной школы: http://img.orlyonok.ru/doc/oor.pdf

15

Библиографический список
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября
2009 г. N 373) С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011
г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.)
2.
Беляков, Ю.Д. Методика организации коллективных творческих дел и игр
(изд. 2-е, перераб. и доп.). – ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок» : учебно-методический центр, 2020.
– 80 с. – Текст: непосредственный.
3.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И.
Божович. – СПб. : Питер, 2008 – 398с.
4.
Божович, Л. И. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л. И.
Божович, Л. С. Славина. М. : Питер, 2008. – 750 с.
5.
Бурова, Л. И. Экологическая практика как инновационная модель
внеурочной деятельности / Л. И. Бурова // Начальная школа. 2016. № 5. С. 45- 47, 55.
6.
Григорьев, Д. От результатов к эффектам : конструирование внеурочной
деятельности / Д. Григорьев // Классное руководство и воспитание школьников : журн.
Изд. дома «Первое сент.». 2016. № 4. С. 4-6.
7.
Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный
подход: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Гриценко. – М.:
Издательский центр «Академия», 2005. – 240 с.
8.
Ибрагимова, О. В. Внеурочная деятельность учащихся в системе
воспитательной работы образовательных организаций / О. В. Ибрагимова // Начальная
школа. 2015. № 11. С. 49-53.
9.
Куприянов, Б.В. Воспитательная работа в школе: организация и методика
/ Б. В. Куприянов; отв. ред. М. А. Ушакова. – Москва : Сентябрь, 2009. – 159 с. : табл.;
20 см. – (Библиотека журнала «Директор школы». Вып. № 8, 2009 г.); ISBN 978-5-88753114-4. – Текст: непосредственный.
10.
Рожков, М. И. Конспекты уроков для учителя 1–4 классов
общеобразовательных учреждений: воспитание гражданина: уроки социальности :
практическое пособие : / М. И. Рожков. – Москва : Владос, 2014. – 72 с.
11.
Смирнов, Н.В. Технологии развития социальной активности школьников:
учебно-методическое пособие. – СПб, Издательство «КультИнформПресс», 2021. – с. 77
12.
Социокультурный опыт современных детей и его развитие в процессе
воспитания: монография / И.В. Вагнер, М.П. Гурьянова, Е.М. Клемяшова, Н.Н.
Казначеева, И.В. Метлик [и др.] / Москва, Издательство: ФГБНУ «Институт изучения
детства, семьи и воспитания Российской академии образования». – 2019. – 268 с.; ISBN
978-5-91955-173-7. – Текст: электронный.
13.
Фришман И.И. Воспитание и стратегия жизни ребенка / Рожков М.И.,
Байбородова Л.В., Гущина Т.Н., Волохов А.В., Машарова Т.В., Мирошкина М.Р.,
Фришман И.И. // Коллективная монография / Под редакцией М.И. Рожкова. Москва: ИД
«Научная библиотека», 2016. 158 с.

16

14.
Фришман И.И. Концепция воспитания – традиции и современность / И. И.
Фришман // Социальное воспитание. 2013. № 2. С. 12-17.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».