Учебный план обучающихся с ОВЗ (УО В2) на 2024-2025 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пышминского городского округа
«Черемышская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ ПГО «Черемышская СОШ»)

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол №1
от 29.08.2024

УТВЕРЖДЕНО
директор МБОУ ПГО
"Черемышская СОШ"

Приказ №76/13 - ОД
от 30.08.2024

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)), обучающихся по адаптированным основным
образовательным программам (вариант 2)
(при инклюзивном образовании)
2024-2025 учебный год

Пышминский городской округ, Свердловская область 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план МБОУ ПГО «Черемышская СОШ», реализующей адаптированную
основную образовательную программу обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - 1-4 классы;
2 этап - 5-9 классы;
3 этап - 10-12 классы.
Срок обучения по АООП составляет 9-13 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в 1 классе и
34 учебных недели в году со 2 по 12 класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732
академических часов на 1 этапе обучения (1-4 или 1 дополнительный, 1-5 класс), 5066
академических часов на 2 этапе обучения (5- 9 класс) и 3060 часов на 3 этапе (10- 12
класс).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных
областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов,
входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных
потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и
физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может
различаться для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями
развития разных нозологических групп и определяется в соответствии с представленными
ниже учебными планами.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
­ учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
­ увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
­ введение
учебных
курсов,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии.
АООП УО (вариант 2) может включать как один, так и несколько учебных планов.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая МБОУ ПГО
«Черемышская СОШ» на основе АООП, включает индивидуальный учебный план (далее ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые
соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям конкретного
обучающегося. Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем,
предусмотренный учебным планом АООП.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и
внеурочной деятельности в рамках реализации АООП образования определяет МБОУ
ПГО «Черемышская СОШ».
При организации образования на основе СИПР индивидуальная недельная нагрузка
обучающегося может варьироваться. МБОУ ПГО «Черемышская СОШ» составляет ИУП
для каждого обучающегося, в котором определен индивидуальный набор учебных
предметов и коррекционных курсов с указанием объема учебной нагрузки. Различия в
индивидуальных учебных планах объясняются разнообразием образовательных
потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. В
индивидуальных учебных планах обучающихся с наиболее тяжелыми нарушениями
развития, как правило, преобладают занятия коррекционной направленности. У
обучающихся с менее выраженными нарушениями развития больший объём учебной
нагрузки распределится на предметные области. Для обучающихся, особые
образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части
учебного плана АООП, учебная нагрузка для СИПР формируется следующим образом:
увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы
коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки,
установленной учебным планом. Некоторые обучающиеся, испытывающие трудности
адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное
время, объем их нагрузки также лимитируется индивидуальным учебным планом и
отражается в расписании занятий.

Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Педагогический
работник проводит урок для состава всего класса или для группы обучающихся, а также
индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием уроков.
Продолжительность индивидуальных занятий не превышает 25 мин., фронтальных,
групповых и подгрупповых занятий - не более 40 минут. В учебном плане
устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на единицу
обучающихся. Единицей обучающихся считается: один ученик (индивидуальная работа),
группа (2 - 3 обучающихся), класс (все обучающиеся класса).
Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных возрастных
групп связана с необходимостью поэтапного повторения и закрепления формируемых
учебных действий, отражает потребность в них "среднего" обучающегося. С учетом
расширения знаний и формирующегося опыта к старшему школьному возрасту часы на
ряд предметов практического содержания увеличиваются.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными курсами и коррекционно-развивающими занятиями.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться МБОУ ПГО «Черемышская СОШ» самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но
учитывается при определении объемов финансирования.
Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных
занятий. Выбор дисциплин коррекционно-развивающей направленности для
индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может
осуществляться МБОУ ПГО «Черемышская СОШ» самостоятельно, исходя из
особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью и на основании
рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического
состояния обучающегося до 25 минут.
Курсы коррекционно-развивающей области реализуются в рамках внеурочной
деятельности. Общий объем внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю (не
более 1690 часов на I этапе обучения (1-4 и дополнительный класс), 1700 часов на II этапе
обучения (5-9 класс) и 1020 часов на III этапе (10-12 класс) Из 10 часов внеурочной
деятельности в неделю не менее 5 часов отводится на реализацию коррекционноразвивающей области.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является также
неотъемлемой частью образовательного процесса в МБОУ ПГО «Черемышская СОШ».
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется МБОУ ПГО «Черемышская СОШ» в рамках общего
количества часов, предусмотренных федеральным учебным планом.
Внеурочная деятельность направлена на развитие личности обучающегося
средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на
расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и

взаимодействие с обществом. Организация внеурочной воспитательной работы является
неотъемлемой частью образовательного процесса в МБОУ ПГО «Черемышская СОШ».
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП и
СИПР определяет МБОУ ПГО «Черемышская СОШ».
НЕДЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН АООП УО (вариант 2)
обучающихся I –IV классов
Учебные
предметы
Количество часов в неделю
Классы
Предметные области
I

II

III

Обязательная часть
Язык и речевая
Речь и альтернативная
3
3
2
практика
коммуникация
Математические
Математика
2
2
2
представления
Окружающий природный
2
2
2
мир
Человек
2
2
2
Окружающий мир
Домоводство
1
Окружающий социальный
1
1
1
мир
Музыка и движение
2
2
2
Искусство
Изобразительная
3
3
3
деятельность
Адаптивная физическая
Физическая культура
2
2
2
культура
Технология
Профильный труд
Итого
17
17
17
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
I
II
III
Наименование учебного курса
2
2
2
Чтение с увлечением
2
2
2
Занимательная математика
2
2
Я познаю мир
21
23
23
Максимально допустимая недельная нагрузка
Внеурочная деятельность, в т.ч. коррекционные курсы
Сенсорное развитие
2
2
2
Предметно-практические действия
1
1
1
Двигательное развитие
1
1
1
Альтернативная коммуникация
2
2
2
Другие направления внеурочной деятельности
1
1
1
Разговоры о важном
Итого
7
7
7

Всего

IV

2

10

2

8

2

8

2
1

8
2

1

4

2

8

3

12

2

10

17

68

IV
2
2
2
23

8
8
6
90

2
1
1
2

8
4
4
4

1

4

7

28

ГОДОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН АООП УО (вариант 2)
обучающихся I –IV классов
Учебные
предметы
Количество часов в неделю
Классы
Предметные области
I

II

III

Обязательная часть
Речь и альтернативная
99
102
68
коммуникация
Математические
Математика
66
68
68
представления
Окружающий природный
66
68
68
мир
Человек
66
68
68
Окружающий мир
Домоводство
34
Окружающий социальный
33
34
34
мир
Музыка и движение
66
68
68
Искусство
Изобразительная
99
102
102
деятельность
Адаптивная физическая
Физическая культура
66
68
68
культура
Технология
Профильный труд
Итого 561
578
578
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
I
II
III
Наименование учебного курса
33
34
34
Чтение с увлечением
33
34
34
Занимательная математика
34
34
Я познаю мир
66
102
102
Итого
627
680
680
Максимально допустимая недельная нагрузка
Язык и речевая
практика

Всего

IV

68

337

68

270

68

270

68
34

270
68

34

135

68

270

102

405

68

270

578

2295

IV
34
34
34
102
680

135
135
102
372
2667

НЕДЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН АООП УО (вариант 2)
обучающихся V- IX классов
Учебные
предметы
Количество часов в неделю
Классы
Предметные области
V

Язык и речевая
практика
Математика

Окружающий мир

VII

VIII

IX

Всего

3

3

3

3

15

2

2

2

2

10

2

2

2

2

10

1

1

1

-

5

3

5

5

5

5

23

2

2

2

3

3

12

3

2

2

2

2

11

3

3

3

-

-

9

3

2

2

2

2

11

5
24

13
119

9
2
2
2
30

10
10
10
149

1
1
1
1

5
5
5
5

1
5

5
25

Обязательная часть
Речь и альтернативная
3
коммуникация
Математические
2
представления
Окружающий природный
2
мир
Человек
2

Физическая
культура

Домоводство
Окружающий
социальный мир
Музыка и движение
Изобразительная
деятельность
Адаптивная физическая
культура

Технология

Профильный труд

Искусство

VI

2
2
4
Итого 23
24
24
24
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
5
6
7
8
Риторика
2
2
2
2
Занимательная математика
2
2
2
2
Культура безопасности жизнедеятельности
2
2
2
2
Максимально допустимая недельная нагрузка
29
30
30
30
Внеурочная деятельность, в т.ч. коррекционные курсы
Сенсорное развитие
1
1
1
1
Предметно-практические действия
1
1
1
1
Двигательное развитие
1
1
1
1
Альтернативная коммуникация
1
1
1
1
Другие направления внеурочной деятельности
Разговоры о важном
1
1
1
1
Итого
5
5
5
5

ГОДОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН АООП УО (вариант 2)
обучающихся V- IX классов
Учебные
предметы
Количество часов в неделю
Классы
Предметные области
V

Язык и речевая
практика
Математика

Окружающий мир

VII

VIII

IX

Всего

102

102

102

102

510

68

68

68

68

340

68

68

68

68

340

34

34

34

-

170

102

170

170

170

170

782

68

68

68

102

102

408

102

68

68

68

68

374

102

102

102

-

-

306

102

68

68

68

68

374

Обязательная часть
Речь и альтернативная
102
коммуникация
Математические
68
представления
Окружающий природный
68
мир
Человек
68

Физическая
культура

Домоводство
Окружающий
социальный мир
Музыка и движение
Изобразительная
деятельность
Адаптивная физическая
культура

Технология

Профильный труд

Искусство

VI

68
68
136 170
Итого 782 816 816 816 816
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
5
6
7
8
9
Риторика 68
68
68
68
68
Занимательная математика 68
68
68
68
68
Культура безопасности жизнедеятельности 68
68
68
68
68
Итого 204 204 204 204 204
Максимально допустимая недельная нагрузка
986 1020 1020 1020 1020

442
4046

340
340
340
1020
5066


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».