Методические рекомендации по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ
Методические рекомендации
по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения
обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья
№ п/ п |
Название рекомендаций |
Разработчик |
Целевая
аудитория |
Ссылка на размещенный
документ/ реквизиты письма |
1. |
Методические рекомендации «Особенности разработки
и реализации адаптированных основных образовательных программ на разных
уровнях общего образования:
методические рекомендации» |
ФГБНУ «Институт
коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
|
2. |
Методическое пособие «Проектирование индивидуальных учебных
планов в специальном образовании» |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
|
3. |
Проекты программ по учебным предметам федеральной
адаптированной образовательной программы начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья; федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) |
ФГБНУ «Институт
коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
|
4. |
Методическое пособие «Дифференцированный подход в организации дошкольного образования детей с умственной отсталостью, проживающих в детском доме-интернате» |
ФГБНУ «Институт
коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
https://ikp-rao.ru/wp- content/uploads/2025/02/Differencirovannyj_podhod_v_organizacii_doshkolnogo_obrazovaniya.pdf |
5. |
Методическое пособие
«Индивидуально-личностная парадигма воспитания и образования детей с ТМНР с
сочетанной неврологической патологией в ДДИ» |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
https://ikp-rao.ru/wp- content/uploads/2025/02/Individualno_lichnostnaya_paradigma_vospitaniya_i_obrazovaniya_detej.pdf |
6. |
Методические рекомендации
для родителей по вопросам обучения и воспитания детей с нарушениями слуха |
ФГБНУ «Институт
коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp- content/uploads/2025/02/Metodicheski e-rekomendacii-dlya-roditelej-po- voprosam-obucheniya-i-vospitaniya-detej-s-narusheniyami-sluha.pdf |
7. |
Методические рекомендации
для родителей по организации семейного воспитания детей с нарушениями зрения |
ФГБНУ «Институт
коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp- content/uploads/2025/02/Metodicheski e-rekomendacij-dlya-roditelej-po- organizacii-semejnogo-vospitaniya- detej-s-narusheniyami-zreniya.pdf |
8. |
Методические рекомендации
для родителей по организации семейного воспитания детей с тяжелыми
нарушениями речи |
ФГБНУ «Институт
коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp- content/uploads/2025/02/METODIChE SKIE-REKOMENDACII-DLYa- RODITELEJ-PO-ORGANIZACII- SEMEJNOGO-VOSPITANIYa-DETEJ.pdf |
9. |
Вопросы родителей детей с
НОДА и ТМНР и ответы специалистов |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp- content/uploads/2025/02/Roditelyam- detej-s-NODA-i-TMNR.pdf |
10. |
Вопросы родителей детей с ЗПР и ответы специалистов |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp- content/uploads/2025/02/VOPROSY- RODITELEJ-DETEJ-S-ZPR.pdf |
11. |
Рекомендации для родителей
по организации семейного воспитания детей с ОВЗ (интеллектуальными
нарушениями) |
ФГБНУ «Институт
коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp- content/uploads/2025/02/REKOMEND ACII-DLYa-RODITELEJ-PO- ORGANIZACII-SEMEJNOGO- VOSPITANIYa-DETEJ-S-OVZ.pdf |
12. |
Вопросы родителей детей с аутизмом и ответы специалистов |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp- content/uploads/2025/02/VOPROSY- RODITELEJ-DETEJ-S- |
| ||||
13. |
Дополнительные вопросы
и ответы по воспитанию
детей с ОВЗ |
ФГБНУ «Институт
коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp- content/uploads/2025/02/Kak- roditelyam-vospityvajushhim-detej-s- OVZ-snyat-emocionalnoe- napryazhenie.pdf |
14. |
Рекомендации для родителей по формированию финансовой грамотности детей с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью (в инфографике) |
ФГБНУ «Институт
коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp- content/uploads/2025/03/Rekomendacii_dlya_roditelej_po_formirovaniju_fina nsovoj_gramotnosti1090.pdf |
15. |
Компьютерная грамотность обучающихся с нарушениями зрения: методические рекомендации для родителей |
ФГБНУ «Институт
коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp- content/uploads/2025/01/Kompjuternaya_gramotnost_obuchajushhihsya_s_narusheniyami_zreniya_metodicheskie- 2.pdf |
16. |
Развитие читательской грамотности детей с задержкой психического развития |
ФГБНУ «Институт
коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp- content/uploads/2025/02/Razvitie_chita telskoj_gramotnosti_detej_s_ZPR_met odicheskie_rekomendacii-2.pdf |
17. |
Обучение жестовому языку детей с нарушением слуха |
ФГБНУ «Институт
коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp- content/uploads/2024/12/Obuchenie_zh estovomu_yazyku_detej_s_narushenie m_sluha_metodicheskoe_posobie2.pdf |
18. |
Памятка для родителей
детей с нарушениями зрения. Правила носки и ухода за очками |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp- content/uploads/2025/01/Pamyatka_Pra vila_noski_i_uhoda_za_ochkami.pdf |
19. |
Методические
материалы по вопросам организации профориентационной деятельности с обучающимися с ОВЗ, с инвалидностью |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
|
20. |
Памятка о мерах по
организации ознакомления обучающихся с ОВЗ с правилами поведения в ситуации оповещения об опасности и порядке действий педагогического работника (в инфографике) |
ФГБНУ «Институт
коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
https://ikp-rao.ru/wp- content/uploads/2024/08/Pamyatka-ot- 23.08.pdf |
21. |
Конструктор рабочих программ начального общего |
ФГБНУ «Институт |
Для |
|
образования для обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью,
реализуемых в рамках курса внеурочной деятельности для формирования
функциональной грамотности у обучающихся. Методические материалы: сценарии
занятий, рекомендации для педагогов и родителей |
коррекционной педагогики» |
педагогических работников, для родителей |
|
22. |
Конструктор рабочих программ учебных предметов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
ФГБНУ «Институт коррекционной
педагогики» |
Для педагогических работников |
|
23. |
Фонд оценочных средств (контрольно-измерительные
материалы для 5 класса) для промежуточной аттестации обучающихся с
нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с НОДА,
с нарушениями речи, с задержкой психического развития, с
РАС на уровне основного общего образования |
ФГБНУ «Институт
коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
|
24. |
Интерактивная диагностическая карта «Тифло-чек-диагностика компенсаторных способов действия и произвольного поведения
обучающихся с нарушениями зрения» |
ФГБНУ «Институт
коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
|
25. |
Методические рекомендации «Комплексное
сопровождение обучающихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата на
уровне начального общего образования» |
ФГБНУ «Институт
коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
https://ikp-rao.ru/wp- content/uploads/2025/04/KrutyakovaEN_Kompleksnoe_soprovozhdenie_ob uchajushhihsya_s_NODA.pdf |
26. |
Методические рекомендации «Современные подходы к оценке личностных результатов образования обучающихся
с интеллектуальными нарушениями» |
ФГБНУ «Институт
коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
https://ikp-rao.ru/wp- content/uploads/2025/04/Sovremennye_podhody_k_ocenke_lichnostnyh_rezultatov_obrazovaniya.pdf |
27. |
Методические рекомендации
для проведения комплексного психолого-педагогического обследования детей с нарушениями
слуха дошкольного возраста |
ФГБНУ «Институт
коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
https://ikp-rao.ru/wp- content/uploads/2025/04/Metodicheski e_rekomendacii_dlya_provedeniya_ko mpleksnogo_psihologo.pdf |
28. |
Комплекты
методик оценки индивидуальной динамики достижения личностных результатов у
обучающихся с ЗПР, с НОДА, с ТНР, с нарушениями |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
|
зрения, с нарушениями слуха |
|
|
|
29. |
Методические рекомендации «Психолого-
педагогическая помощь сиблингам в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ
и/или инвалидностью» |
ФГБНУ «Институт
коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
https://ikp-rao.ru/wp- content/uploads/2025/04/Psihologo_pedagogicheskaya_pomoshh_siblingam_v_semyah_vospityvajushhih.pdf |
30. |
Методическое пособие
«Особенности реализации учебного предмета «Труд (технология)» для обучающихся
с нарушениями зрения» |
ФГБНУ «Институт
коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
https://ikp-rao.ru/wp- content/uploads/2025/01/Osobennosti_ realizacii_uchebnogo_predmeta_Trud_tehnologiya_dlya.pdf |
31. |
Уровневый подход к организации образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями с применением информационных средств
обучения: методические рекомендации |
ФГБНУ «Институт
коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
|
32. |
Методическое пособие «Включение детей с РАС в систему общего образования: инклюзивная модель «Ресурсный класс» |
ФГБОУ ВО «Московский государственный
психолого- педагогический
университет» |
Для педагогических и руководящих работников системы образования |
|
33. |
Диагностический онлайн-инструмент «Компас тьютора» |
ФГБОУ ВО «Московский государственный
психолого- педагогический
университет» |
Для педагогических работников |
|
34. |
Организация психологической поддержки
обучающихся в инклюзивной образовательной среде. Методические
рекомендации для педагогов- психологов |
ФГБОУ ВО «Московский государственный
психолого- педагогический
университет» |
Для педагогических работников |
https://www.inclusive-edu.ru/wp- content/uploads/2024/12/posl.-MR- dlya-pedagogov-psihologov-ot- 19.12.2024.docx_removed.pdf |