МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ ПГО «Управление образования и молодежной политики»
МБОУ ПГО «Черемышская СОШ»
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол № 16 от 26.06.2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ ПГО
«Черемышская СОШ»
__________________ Алексеева Н.Л.
Приказ № 65/4-ОД от 26.06.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 6005460)
учебного курса «Юный исследователь»
для обучающихся 5-9 классов
Срок реализации – 5 года
Рабочую программу составила:
Софина О.П.
Черемыш 2024
1
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» для обучающихся 5 – 9 классов составлена на основании:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в редакции от 31.12.2015) «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644)).
2. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ПГО
«Черемышская СОШ».
3. Плана внеурочной деятельности МБОУ ПГО «Черемышская СОШ».
4. Календарного учебного графика МБОУ ПГО «Черемышская СОШ».
5. Авторской программы курса «Основы исследовательской деятельности учащихся»,
автор А.В. Масленников //Практика административной работы в школе, 2004 г., № 5
Программа данного курса внеурочной деятельности по содержательной, тематической
направленности является общеинтеллектуальной; по функциональному предназначению - учебно-познавательной. Предназначена для обучающихся основной школы и направлена на обеспечение развития навыков научно – исследовательской деятельности. Практическая значимость заключается в применении полученных знаний и сформированных универсальных учебных действий в дальнейшей учебе, способствует выходу на уровень научных конференций. В основе
формирования способности к научно – исследовательской деятельности лежат два главных
вида деятельности учащихся: это практическое исследование - и изучение теории.
Цель - создание условий для успешного освоения обучающимися основ исследовательской и проектной деятельностей.
Основные задачи курса:
Сформировать представление об исследовательской деятельности как ведущем способе обучения.
Познакомить обучающихся с технологией проектно- исследовательской деятельности.
Познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов.
Вооружить обучающихся специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований (виды ситуаций, способы формулировки проблемы, проблемные
вопросы).
Формировать и совершенствовать умения и навыки исследовательского поиска:
определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план исследования.
Формировать и совершенствовать навыки поиска и работы с различными источниками информации.
Формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий.
Формировать умения и навыки оформления работы.
Формировать универсальные учебные действия.
Развивать творческие и познавательные способности начинающих исследователей,
способности наблюдать и делать выводы, креативность мышления.
Развивать умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять,
пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания.
Формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.
2
Расширять кругозор; обогащать словарный запас, развивать речь и дикцию школьников.
Приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Приобщать учащихся к ценностям и традициям российской научной школы.
Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного
обучения, его самореализации и рефлексии.
Развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих
заданий.
Вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся
проявить себя.
Основные виды деятельности учащихся
проектная деятельность;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы.
Формы работы – индивидуальные и групповые.
Формы занятий – беседа, практикум, игра, соревнование, защита проекта, участие в
научно практических конференциях.
Методы и приемы обучения
иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий;
индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися с последующим коллективным обсуждением;
решение классических и нетрадиционных задач;
дидактические игры.
Объём программы
Количество часов в неделю
Количество часов за учебный год
5 кл
6 кл
7 кл
8 кл
9 кл
5 кл
6 кл
7 кл
8 кл
9 кл
1
1
1
1
1
34
34
34
34
34
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Метапредметные результаты
Личностные УУД
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
н не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
3
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, понимать точку зрения другого;
- слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы,
проблемы;
- признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь
свою.
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
- оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности
в данной ситуации;
- объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго,
уважительного отношения к другим людям;
- адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
- учитывать интересы других людей при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
- осознавать ответственность за своё речевое поведение;
- анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
- осознавать значимость активной гражданской и социальной деятельности.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
- извлекать необходимую информацию из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
- работать со справочной литературой, пользоваться каталогами, составлять библиографию;
- формулировать задачи исследования и гипотезы;
- делать выписки, составлять тезисы, конспекты научных статей;
- формулировать тему работы, ее цели, ставить задачи исследования;
- самостоятельно проводить исследования и интерпретировать данные;
- качественно и количественно описывать и представлять результаты исследований;
- оформлять исследовательскую работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду работ;
- публично защищать представленные работы;
4
- представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта;
- оценивать результаты работы по критериям; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы;
- проводить рефлексию своей деятельности.
Предметные результаты
Выпускник научится:
- оперировать понятиями: проблема, цели, задачи исследования, методы исследования,
конспект, план, библиография;
- применять правила и этапы научной организации учебного труда, организации исследования;
- применять правила организации, этапы и методы исследовательской деятельности;
- ставить цели и задачи исследования;
- подбирать методы исследования адекватные поставленным задачам;
- выбирать методы поиска и отбора информации из различных источников с соблюдением защиты авторского права;
- работать в библиотеке, организовать поиск нужной информации для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы (печатные издания, обучающие программы, сеть Интернет и т.д.);
- выделить главное, составить план исследовательской работы, конспектировать, составлять тезисы, библиографию;
- создавать, редактировать и форматировать документы Word, Excel, Power Point, Prezi.
- использовать эффективные способы презентации результатов исследования;
- подготавливать и проводить выступление перед аудиторией, составлять доклад, выступать с докладом.
Формы контроля
игры: конкурсы, викторины, кроссворды и др.,
творческие работы; индивидуальные и групповые задания;
анкетирование;
тестирование;
самостоятельные работы;
защита проекта.
Показатели оценки эффективности занятий
степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий;
познавательная активность на занятиях: живость, заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно (словесная оценка);
умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические и
графические) средства;
способность планировать ответ и ход решения задач, интерес к теме;
оригинальность ответа;
косвенный показатель эффективности занятий - повышение качества успеваемости
по математике.
Оценивание планируемых результатов
При оценивании достижений планируемых результатов, используются следующие
формы, методы и виды оценки:
проекты, практические и творческие работы;
тесты, эссе, анкеты;
5
самооценка ученика по принятым формам (лист с вопросами по саморефлексии
конкретной деятельности);
результаты достижений учеников в виде устного сообщения, индивидуального
листа оценки;
реализуется без отметочная форма организации обучения;
применяются качественные итоговые оценки успешности учеников: “Проявил
творческую самостоятельность на занятиях курса”, “Успешно освоил курс”, “Прослушал
курс”, “Посещал занятия курса”.
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей
динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование новых форм контроля результатов: целенаправленное наблюдение
(фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам).
Критерии оценивания планируемых результатов
- низкий уровень (удовлетворительно): обучающийся не владеет элементарными
знаниями, основными способами действий, освоил менее 50% содержания внеурочной
деятельности;
- средний уровень (хорошо): обучающийся умеет использовать полученные знания
при выполнении практических работ, владеет элементарными нормами и технологиями,
успешно освоил от 50% до 70% содержания внеурочной деятельности;
- высокий уровень (отлично): обучающийся успешно освоил более 70% содержания
внеурочной деятельности, выполняет качественно работу, применяя творчество и
любознательность, умеет оказывать помощь в работе с обучающимися.
Содержание курса внеурочной деятельности «Юный исследователь»
5 класс
Введение в исследовательскую деятельность (4 часа)
Научно-исследовательская и проектная деятельность: понятие, возможности, перспективы. Кто такие исследователи? Цели и задачи исследовательской работы. Сущность исследовательской деятельности.
Методология научного творчества (6 часов)
Приёмы исследовательской деятельности. Такие разные вопросы. Полезные вопросы.
Обсуждение и тренировка техники полезных вопросов.
Справочная литература. Как работать со справочной литературой.
Учебно-исследовательская культура, её освоение. Формы исследовательской работы.
Исследовательский проект.
Этапы работы в рамках научного исследования (8 часов)
Планирование и реализация проектов. Написание плана проекта. Учебное и научное
исследование. Прогноз и факт. Наблюдение, опыт, эксперимент. Подготовка материалов для
эксперимента. Проведение эксперимента. Составление таблицы результатов эксперимента.
Заполнение таблицы результатов эксперимента. Анализ результатов эксперимента. Ответ на
вопрос: подтвердилась ли гипотеза Формулировка вывода.
Этапы, структура исследования.
Виды информационных ресурсов и способы работы с ними.
Систематизация накопленного материала и оформление работы (15 часов)
Исследование, его актуальность. Новизна исследования. Выбор направления, темы исследования. Тема исследования, формулирование темы исследования. Цель исследования. Постановка цели. Задачи исследования. Постановка задач.
6
Объект, предмет, гипотеза исследования. Проблемы и гипотезы. Научная гипотеза и её
проверка.
Чтение текста с маркированием по теме своего проекта. Выделение главной мысли текста, определение ключевых слов. Денотатный граф. Практическая работа - составление денотатного графа по теме своего проекта.
Способы первичной обработки информации.
Подведение итогов (1 час)
6 класс
Введение (2 часа)
Новости науки и техники. Современные открытия и технические новинки.
Методология научного творчества (8 часов)
Основные понятия. Научное исследование. Статистическое исследование. Методы исследования. Теоретический метод исследования. Эмпирический метод исследования
Эксперимент. Наглядные способы предоставления статистических данных
Этапы работы в рамках научного исследования (11 часов)
Практикум по выбору темы исследовательской работы. Определение цели, задач. Выдвижение гипотезы. Написание плана исследовательской работы. Знакомство с источниками
информации. Сбор информации.
Подготовка материалов для эксперимента. Проведение эксперимента. Составление таблицы результатов эксперимента. Заполнение таблицы результатов эксперимента. Анализ результатов эксперимента. Ответ на вопрос: подтвердилась ли гипотеза Формулировка вывода.
Систематизация накопленного материала и оформление работы (10 часов)
Знакомство с требованиями по оформлению работы. Набор текста исследовательской
работы на компьютере. Редактирование текста работы. Как сделать презентацию к исследовательской работе? Выбор дизайна презентации, медиа оформления. Скачивание фоновых мелодий, картинок. Выделение главной мысли текста, определение ключевых слов. Написание
заголовков слайдов. Вставка таблиц, картинок, диаграмм и фоновых мелодий в презентацию.
Редактирование презентации. Представление исследовательской работы.
Подведение итогов (3 часа)
Мини конференция. Анализ выступления. Выявление сильных и слабых мест в исследовательской работе. Обзор интересных тем на следующий учебный год. Отзыв о работе.
Написание отзыва.
7 класс
Введение (2 часа)
Школьные, муниципальные, региональные и Всероссийские научно-практические конференции. Интернет-экскурсия по Всероссийским конкурсам. Знакомство с образцами исследовательских работ.
Методология научного творчества (8 часов)
Основные понятия. Исследование, проект. Что важнее? Методы исследования. Теоретический метод исследования. Эмпирический метод исследования.
Новости в математике. Написание реферата на выбранную тему. Защита реферата перед аудиторией
Этапы работы в рамках научного исследования (11 часов)
Практикум по выбору направления работы.
Исследование или проект? Определение цели, задач. Выдвижение гипотез. Выбор темы
работы по геометрии. Написание плана исследовательской работы. Знакомство с источниками
информации. Сбор информации.
Подготовка материалов. Изучение работы программы Autocad. Практикум по созданию
простейшего чертежа в программе Autocad.
7
Систематизация накопленного материала и оформление работы (11 часов)
Знакомство с требованиями по оформлению работы. Набор текста работы на компьютере
Редактирование текста работы. Создание чертежей в программе Autocad. Выбор дизайна презентации, медиа оформления. Скачивание фоновых мелодий, картинок. Выделение
главной мысли текста, определение ключевых слов. Написание заголовков слайдов. Вставка
таблиц, картинок, диаграмм и фоновых мелодий в презентацию. Редактирование презентации.
Репетиция представления исследовательской работы.
Подведение итогов (2 часа)
Мини конференция. Анализ выступления. Выявление сильных и слабых мест в исследовательской работе. Обзор интересных тем на следующий учебный год. Задание на летние
каникулы.
8 класс
Введение в исследовательскую деятельность (4 часа)
Науки, которые нас окружают. Что такое исследование? Кто такие исследователи?
Научное общество учащихся. Создание логотипов и эмблем. Мини проект эмблема НОУ. Основные всероссийские и региональные научно-практические конференции, и конкурсы
школьников.
Что можно исследовать? Как выбрать тему исследования? Какими могут быть темы
исследования? Что такое классификация в науке?
Методология научного творчества (12 часов)
Основные понятия и методы проектной деятельности. Виды исследовательских работ:
доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья,
научный отчет, реферат, проект.
Типы и характеристика проектов. Особенности различных видов проектов.
Способы получения и переработки информации. Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, анализ и синтез; исторический метод. Применение
логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений.
Этапы организации исследовательской деятельности: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и
предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Структура исследовательской работы. Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка
проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования.
Основная часть. Структура глав. Заключение. Формулировка выводов исследования.
Постановка новых задач. Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки.
Практическая работа: выбор темы, постановка проблемы, определение структуры работы, разработка программы опытной работы, подбор методов исследования.
Практическая работа: составление аннотации к книге, написание рецензии на спектакль, кинофильм, ответ товарища; составление планов, тезисов, конспектов статей.
Этапы работы в рамках научного исследования (8 часов)
Выбор темы. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. Беседа «Круг моих интересов и увлечений». Эссе «Мир моих увлечений».
8
Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность. Памятка «Как выбрать
тему».
Проблема как «знание о незнании». Выявление и формулировка проблемы.
Постановка цели и задач. Цель как представление о результате, правила постановки целей и задач исследования. Гипотеза исследования.
Организация исследования. Составление плана научно-исследовательской работы.
Поиск информации (книги, журналы, Интернет) по теме исследования. Работа с научной литературой. Работа с понятийным аппаратом. Оформление сносок и ссылок.
Опытно-экспериментальная работа. Систематизация и обобщение материала. Формулировка соответствующих выводов.
Оформление исследовательской работы (7 часов)
Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы. Оформление работы. Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.
Представление результатов научно-исследовательской работы (3 часа)
Психологический аспект готовности к выступлению. Структура доклада. Вступление и
заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания
аудитории. Требования к докладу. Презентация. Культура выступления и ведения дискуссии:
соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное
слово.
Защита проекта. Выступление. Анализ.
9 класс
Введение (2 часа)
Школьные, муниципальные, региональные и Всероссийские научно-практические конференции. Интернет-экскурсия по Всероссийским конкурсам. Знакомство с исследовательскими работами прошлого года.
Методология научного творчества (10 часов)
Основные понятия. Методы исследования. Теоретический метод исследования. Эмпирический метод исследования. Новости в математике. Реферат. Новости в науке и технике.
Реферат. Практическое применение математических знаний. Реферат.
Этапы работы в рамках научного исследования (11 часов)
Практикум по выбору темы исследовательской работы. Определение цели, задач.
Выдвижение гипотез. Написание плана исследовательской работы.
Знакомство с источниками информации. Сбор информации. Обсуждение и анализ информации. Формулы и расчеты. Подготовка чертежей, таблиц, графиков.
Практическое применение данной работы. Использование в других областях науки.
Систематизация накопленного материала и оформление работы (9 часов)
Знакомство с требованиями по оформлению работы. Набор текста исследовательской
работы на компьютере. Редактирование текста работы. Подготовка презентации.
Выбор дизайна презентации, медиа оформления.
Скачивание фоновых мелодий, картинок.
Выделение главной мысли текста, определение ключевых слов. Написание заголовков
слайдов. Вставка таблиц, картинок, диаграмм и фоновых мелодий в презентацию.
Редактирование презентации. Репетиция представления исследовательской работы.
Подведение итогов (2 часа)
Анализ выступления на НПК. Выявление сильных и слабых мест в исследовательской
работе. Обзор интересных тем на следующий учебный год. Задание на летние каникулы.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Юный исследователь»
9
5 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Кол-во
Характеристика основных
часов
видов учебной деятельности
Введение в исследовательскую деятельность (4 часа)
Научно-исследовательская и проектная
1
Формируется понятийный аппарат в
деятельность: понятие, возможности,
части научных исследований. Соперспективы.
ставляют словарь научных терминов
Кто такие исследователи?
1
Цели и задачи исследовательской рабо1
ты.
Сущность исследовательской деятель1
ности.
Методология научного творчества (6 часов)
Анализ различных моделей мышления
1
Знакомятся с приёмами исследова«Приёмы исследовательской деятельнотельской деятельности, формами
сти».
исследовательской работы, осваивают технику полезных вопросов.
Обсуждение и тренировка техники по1
Учатся работать со справочной лилезных вопросов.
тературой.
Алгоритм работы со справочной лите1
ратурой.
Учебно-исследовательская культура.
1
Формы исследовательской работы.
1
Исследовательский проект
1
Этапы работы в рамках научного исследования (8 часов)
Планирование и реализация проектов.
1
Знакомятся с основными этапами в
рамках научного исследования.
Учебное и научное исследование.
1
Осваивают технику прогнозироваПрогноз и факт.
1
ния. Проводят наблюдения, ставят
Наблюдение.
1
опыты и эксперименты.
Проведение опыта.
1
Эксперимент.
1
Этапы, структура исследования.
1
Виды информационных ресурсов и спо1
собы работы с ними.
Систематизация накопленного материала и оформление работы (15 часов)
Актуальность исследования.
1
Определяют актуальность исследования, формулируют тему, цель,
Тема исследования.
1
задачи исследования. Выбирают
Чтение текста с маркированием по теме
1
предмет, объект исследования, высвоего проекта.
двигают гипотезу, ставят проблему.
Цель исследования.
1
Выполняют требования по оформОбъект, предмет, гипотеза исследова1
лению работы, набирают текст на
ния.
компьютере, редактируют его.
Задачи исследования.
1
Составляют денотатный граф по
Новизна исследования
1
теме своего проекта.
Денотатный граф.
1
Составление денотатного графа по теме
1
своего проекта.
Проблемы и гипотезы.
1
Научная гипотеза и её проверка.
1
Выбор направления, темы исследова1
ния.
Способы первичной обработки инфор1
мации.
Работа с мини проектом.
2
Наименование разделов, тем
10
33
Подведение итогов (1)
Промежуточная аттестация.
1
Представляют свои работы.
Итого
34 часа
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Юный исследователь»
6 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Кол-во
Характеристика основных
часов
видов учебной деятельности
Введение (2 часа)
Такие разные важные открытия.
1
Новости науки, техники. Новинки
изобретений. Постановка проПроблемное поле.
1
блем.
Методология научного творчества (8 часов)
Основные понятия
1
Формируется понятийный аппарат
в части научных исследований.
Научное исследование
1
Составляют словарь научных терСтатистическое исследование
1
минов. Учатся отличать реферат,
Методы исследования.
1
доклад, исследование и проект.
Теоретический метод исследования.
1
Учатся собирать информацию из
Эмпирический метод исследования
1
различных источников, сжимать
Эксперимент.
1
ее и своими словами пересказыНаглядные способы предоставления
1
вать. Совершенствуют мыслистатистических данных.
тельные способности, развивают
речь.
Этапы работы в рамках научного исследования (10 часов)
Практикум по выбору темы исследо1
Знакомятся с темами курса матевательской работы.
матики 6 класса. Определяют темы, вызвавшие максимальный инОпределение цели, задач. Выдвижение
1
терес. Занимаются поисковой деягипотезы.
тельностью в сети Интернет.
Написание плана исследовательской
1
Формируют регулятивных дейработы.
ствий: учатся ставить цель, опреЗнакомство с источниками информа1
делять задачи, составлять план
ции.
работы. Проводят эксперимент,
Сбор информации.
1
фиксируют его результаты. АнаПодготовка материалов для экспери1
лизируют результаты эксперименмента.
та. Учатся делать выводы.
Проведение эксперимента
1
Составление таблицы результатов экс1
перимента
Заполнение таблицы результатов экс1
перимента
Анализ результатов эксперимента. От1
вет на вопрос: подтвердилась ли гипотеза Формулировка вывода.
Систематизация накопленного материала и оформление работы (11 часов)
Знакомство с требованиями по оформ1
Выполняют
требования
по
лению работы.
оформлению работы, набирают
Набор текста исследовательской рабо2
текст на компьютере, редактируты на компьютере
ют его. Работают с программой
PowerPoint: выбирают дизайн
Редактирование текста работы.
1
вставляют любой объект. Учатся
Как сделать презентацию к исследова1
определять главную мысль текста,
тельской работе?
определять ключевые слова, соВыбор дизайна презентации, медиа
1
Наименование разделов, тем
11
26
27
28
29
30
31
32
оформления. Скачивание фоновых меставлять заголовки. Готовятся к
лодий, картинок
выступлению. Выступают на конференции. Анализируют недоВыделение главной мысли текста,
1
статки.
определение ключевых слов. Написание заголовков слайдов.
Вставка таблиц, картинок, диаграмм и
1
фоновых мелодий в презентацию.
Редактирование презентации.
1
Оформление исследовательской рабо1
ты.
Подведение итогов (3 часа)
Мини конференция.
1
Представляют работы.
Анализируют представленные раАнализ
выступлений.
Выявление
1
боты, составляют отзывы.
сильных и слабых мест в исследоваПодводят итоги деятельности.
тельской работе.
Промежуточная аттестация.
1
Итого
34 часа
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Юный исследователь»
7 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Кол-во
Характеристика основных
часов
видов учебной деятельности
Введение (2часа)
Введение. Вводная беседа
1
Знакомятся с образцами исследовательских работ.
Я исследователь.
1
Методология научного творчества (8 часов)
Основные понятия
1
Формируется понятийный аппарат
в части научных исследований.
Исследование, проект. Что важнее?
1
Составляют словарь научных терМетоды исследования.
1
минов. Учатся отличать реферат,
Теоретический метод исследования.
1
доклад, исследование и проект.
Эмпирический метод исследования
1
Учатся собирать информацию из
Новости в математике
1
различных источников, сжимать
Написание реферата на выбранную
1
ее и своими словами пересказытему.
вать. Совершенствуют мыслиЗащита реферата перед аудиторией
1
тельные способности, развивают
речь.
Этапы работы в рамках научного исследования (12 часов)
Практикум по выбору направления
1
Знакомятся с темами курса матеработы. Исследование или проект?
матики 8 класса. Определяют темы, вызвавшие максимальный инОпределение цели, задач. Выдвижение
1
терес. Занимаются поисковой деягипотез.
тельностью в сети Интернет.
Выбор темы работы по геометрии
1
Формируют регулятивные дейНаписание плана исследовательской
1
ствия: учатся ставить цель, опреработы.
делять задачи, составлять план
Знакомство с источниками информа1
работы.
Изучают
программу
ции
Autocad. Создают простейшие
1
Сбор информации.
чертежи геометрических фигур.
Подготовка материалов.
2
Изучение работы программы Autocad.
2
Практикум по созданию простейшего
2
чертежа в программе Autocad.
Систематизация накопленного материала и оформление работы (10 часов)
12
Наименование разделов, тем
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Знакомство с требованиями по оформ1
Оформляют работу по заданным
лению работы.
требованиям, набирают текст на
компьютере, редактируют его. соНабор текста работы на компьютере
2
ставляют заголовки к слайдам.
Редактирование текста работы.
1
Создают чертежи в программе
Создание чертежей в программе
1
Autocad на заданную тему по геоAutocad.
метрии. Готовятся к выступлеВыбор дизайна презентации, медиа
1
нию.
оформления. Скачивание фоновых мелодий, картинок
Выделение главной мысли текста,
1
определение ключевых слов. Написание заголовков слайдов.
Вставка таблиц, картинок, диаграмм и
1
фоновых мелодий в презентацию.
Редактирование презентации.
1
Представление исследовательской ра1
боты.
Подведение итогов (2 часа)
Анализ исследовательских работ, вы1
Анализируют представленные раявление их сильных и слабых мест в
боты, составляют отзывы.
исследовательской работе
Подводят итоги деятельности.
Промежуточная аттестация.
1
Итого
34 часа
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Юный исследователь»
8 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Кол-во
Характеристика основных
часов
видов учебной деятельности
Введение в исследовательскую деятельность (4 часа)
Виды исследовательских работ: до1
Знакомятся с видами исследоваклад, реферат
тельских работ, проектов, с формами их представления, требоваВиды исследовательских работ: про1
ниями к оформлению реферата.
ект, рецензия
Формы представления исследователь1
ских работ.
Требования к оформлению реферата
1
Методология научного творчества (12 часов)
Проектная деятельность.
1
Формируется понятийный аппарат
в части научных исследований.
Структура проекта.
1
Составляют словарь научных терВиды проектов.
1
минов. Учатся отличать реферат,
Последовательность работы над про1
доклад, исследование и проект.
ектом.
Учатся собирать информацию из
Основные понятия научно-исследова1
различных источников, сжимать
тельской работы.
ее и своими словами пересказыВыбор темы.
1
вать. Совершенствуют мыслиРабота с источниками информации.
1
тельные способности, развивают
Работа с научной информацией.
1
речь.
Представление цели, задач, гипотезы.
1
Объект и предмет исследования.
1
Выбор методов и методики проведе1
ния исследования.
Описание процесса исследования,
1
Этапы работы в рамках научного исследования (8 часов)
Наименование разделов, тем
13
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Выбор темы.
Составление плана научно-исследовательской работы.
Работа с научной литературой.
Работа с понятийным аппаратом.
Опытно-экспериментальная работа.
Определяют темы, вызвавшие
максимальный интерес. Занимаются поисковой деятельностью в
сети Интернет. Формируют регу1
лятивные действия: учатся ста1
вить цель, определять задачи, со4
ставлять план работы. Пытаются
находить закономерности, пробуют самостоятельно составлять
формулы, алгоритмы, выбирать
методы решений.
Оформление исследовательской работы (7 часов)
Структура содержания исследователь1
Оформляют работу по заданным
ской работы.
требованиям, набирают текст на
компьютере, редактируют его.
Введение, основная часть, заключение,
1
Составляют доклад.
список литературы и других источников.
Общие правила оформления текста
1
научно-исследовательской работы.
Общие правила оформления текста
1
Требования к докладу.
1
Формат, объем, шрифт, интервал, по1
ля, нумерация страниц, заголовки.
Сноски и примечания, приложения
1
Представление результатов научно-исследовательской работы (3 часа)
Психологический аспект готовности к
1
Подготавливаются к выступлевыступлению.
нию, представляют свои работы.
Анализируют представленные раПредставление результатов научно1
боты, составляют отзывы.
исследовательской работы. ПромежуПодводят итоги деятельности.
точная аттестация
Культура выступления и ведения дис1
куссии.
Итого
34 часа
1
1
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Юный исследователь»
9 класс
№
Кол-во
Характеристика основных
Наименование разделов, тем
п/п
часов
видов учебной деятельности
Введение (2часа)
1
Выдающиеся учёные современности.
1
Проявляют интерес к новостям
науки и техники, изобретениям и
2
Новости науки и техники. «Проблем1
открытиям современности.
ное поле».
Методология научного творчества (10 часов)
3
Основные понятия
1
Формируется понятийный аппарат
в части научных исследований.
4
Методы исследования.
1
Составляют словарь научных тер5
Теоретический метод исследования.
1
минов. Интересуются новостями
6
Эмпирический метод исследования
1
науки и техники, узнают тенден7
Новости в математике. Реферат.
2
ции в развитии математики, мате8
Новости в науке и технике. Реферат.
2
матические задачи, которые ре9
Практическое применение математи2
шают ученые умы современности.
ческих знаний. Реферат.
Изучают применение на практике
математических знаний. Совершенствуют мыслительные способности, развивают речь.
14
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Этапы работы в рамках научного исследования (11 часов)
Практикум по выбору темы исследо1
Знакомятся с темами курса матевательской работы.
матики 9 класса, новостями в математике, науке и технике. ОпреОпределение цели, задач.
1
деляют темы, вызвавшие максиВыдвижение гипотез.
1
мальный интерес. Занимаются поНаписание плана исследовательской
1
исковой деятельностью в сети Инработы.
тернет. Формируют регулятивные
Знакомство с источниками информа1
действия: учатся ставить цель,
ции
определять задачи, составлять
Сбор информации.
1
план работы. Пытаются находить
Обсуждение и анализ информации
1
закономерности, пробуют самоФормулы и расчеты
1
стоятельно составлять формулы,
Подготовка чертежей, таблиц, графи1
алгоритмы, выбирать методы реков
шений.
Практическое применение данной ра1
боты
Использование в других областях
1
науки
Систематизация накопленного материала и оформление работы (9 часов)
Знакомство с требованиями по оформ1
Оформляют работу по заданным
лению работы.
требованиям, набирают текст на
компьютере, редактируют его. соНабор текста исследовательской рабо2
ставляют заголовки к слайдам.
ты на компьютере
Готовятся к выступлению.
Редактирование текста работы.
1
Подготовка презентации.
1
Выбор дизайна презентации, медиа
1
оформления. Скачивание фоновых мелодий, картинок
Выделение главной мысли текста,
1
определение ключевых слов. Написание заголовков слайдов.
Вставка таблиц, картинок, диаграмм и
1
фоновых мелодий в презентацию.
Редактирование презентации.
1
Подведение итогов (2 часа)
Анализ исследовательских работ, вы1
Анализируют представленные раявление их сильных и слабых мест в
боты, составляют отзывы.
исследовательской работе
Подводят итоги деятельности.
Промежуточная аттестация.
1
Итого
34 часа
Список литературы
1.Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе М. Вербум М,2009 г.
2. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов
творческой деятельности? Завуч. – 2001 №1
3. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы Завуч. –
2001 №1
4. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.:
Народное образование, 2001
5. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. –
2004. - №5.
6. Презентации по основам исследовательской деятельности учащихся
15
Интернет ресурсы
http://pedsovet.su ,
http://festival.1september.ru ,
http://nic-snail.ru
16