РП ФК Я и общество

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ ПГО «Управление образования и молодежной политики»
МБОУ ПГО «Черемышская СОШ»

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол № 16 от 26.06.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ ПГО
«Черемышская СОШ»
__________________ Алексеева Н.Л.
Приказ № 65/4-ОД от 26.06.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса «Я и общество»
для обучающихся 11 класса

рабочую программу составила
учитель истории и обществознания
Самойлова О.М.

Черемыш 2024

Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
В результате изучения факультативного курса на уровне среднего общего
образования сформировать:
 российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
 гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические демократические ценности;
 готовность к служению Отечеству, его защите;
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
 навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно исследовательской, проектной и других видах деятельности;
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному

образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
 принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно
оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
 бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
 осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
 сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;

 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.)
;  координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
В результате изучения факультативного курса ««Право. Государство.
Политика. на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится: Правовое регулирование
общественных отношений
 Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
 выделять основные элементы системы права;
 выстраивать иерархию нормативных актов;
 выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской
Федерации;
 различать понятия «права человека» и «права гражданина»,
ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами
и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и
свобод;
 обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и
гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от
выполнения конституционных обязанностей;

 аргументировать важность соблюдения норм экологического права и
характеризовать способы защиты экологических прав;
 раскрывать содержание гражданских правоотношений;
 применять полученные знания о нормах гражданского права в
практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
 различать организационно-правовые формы предприятий;
 характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
 давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения
субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в
повседневной жизни;
 находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах
приема в образовательные организации профессионального и высшего
образования;
 характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового
договора;
 иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального
обеспечения;
 извлекать и анализировать информацию по заданной теме в
адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ,
АПК РФ, УПК РФ);
 объяснять основные идеи международных документов, направленных на
защиту прав человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: Правовое
регулирование общественных отношений
 Действовать в пределах правовых норм для успешного решения
жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
 перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их
функции
;  характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в
РФ;

 ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
 выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и
государства;
 применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
 оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения
соответствия закону;  характеризовать основные направления деятельности
государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль
СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
Содержание программы 11 класс
Введение. (1 час)
Право как особая система норм (2 часа)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли,
институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права.
Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Развитие права
в современной России. Современное российское законодательство.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Право и его роль в жизни общества (2 часа)
Право. Признаки права. Формы права. Виды нормативно-правовых актов.
Структура права. Норма права. Роль права в жизни общества. Цель:
объяснить значение понятия «право», обсудить роль права в жизни общества;
соотнести ситуации с тем или иным значением права; сформировать
установку на необходимость соблюдения правовых норм. Основные понятия:
право, признаки права, нормативно-правовой акт, прецедент, правовой
обычай, правовой договор, норма права, институт права, отрасль права,
гипотеза, диспозиция, санкция. Формы и методы проведения занятия:
групповая работа - метод «Займи позицию», ролевая игра «О чем пишут
газеты?»; практикум. Конституция РФ и права человека. (2 часа)
Международно-правовые документы по правам человека (ребенка).
Конвенция о правах ребенка (3 часа) Цель: познакомить с историей создания
международно-правовых документов о правах человека, объяснить значение
понятий «декларация» и «конвенция»; сформировать представление об
универсальности прав и свобод, содержащихся в международно правовых
документах, важности их принятия мировым сообществом. Оборудование:

Международно-правовые документы о правах человека. Всеобщая
декларация прав человека. Конвенция ООН о правах ребенка. Основные
понятия: международно правовой акт, декларация, конвенция. Формы и
методы проведения занятия: групповая работа — работа над притчей, работа
с документами о правах человека, работа со схемой, экспресс-викторина,
игра «Воображаемая страна»; практикум -игpa-тренинг «Правовое буриме».
Нарушение прав человека (ребенка). Защита прав человека (ребенка) (2 часа)
Цель: рассмотреть случаи нарушения прав человек (ребенка), определить
способы защиты прав человека, проанализировать ситуации, связанные с
нарушением прав человека и соотнести их с положениями международноправовых документов. Основные понятия: право человека, геноцид,
апартеид, расизм, национализм, дискриминация, правозащитник, омбудсмен.
Формы и методы проведения занятия: групповая работа – работа над
понятиями, ролевые игры «Пострадавшие и правозащитники», «Заседание
Парламентской ассамблеи Совета Европы»; практикум - игpa-тренинг
«Гигантские шаги». Кто защитит твои права. Уполномоченный по правам
ребенка в России (познакомить учащихся с историей создания института
Уполномоченного по правам человека (ребенка) в мире, в России; назвать
направления деятельности омбудсмена; проанализировать ситуации,
связанные с нарушением прав человека (ребенка), в разрешении которых
ведущую роль играет омбудсмен; найти пути решения проблем; соотнести
ситуации с международно-правовыми документами по правам человека).
Основные понятия: омбудсмен, свобода человека, правовое пространство,
медиация, конфликт. Формы и методы проведения занятия: лекция с
элементами обсуждения и работы с документами, методы «Мозговой
штурм», «Ранжирование», моделирование с элементами обсуждения, ролевая
игра «Медиация»; практикум - социологический опрос, тренинг
«Переговоры».
Правовое государство. Местное самоуправление и гражданское общество. (
2 часа) Цель: назвать формы участия граждан в политической жизни страны,
региона; дать характеристику деятельности общественных правозащитных
организаций, действующих в интересах детей; выделить признаки, присущие
правовому государству и гражданскому обществу. Основные понятия:
гражданское общество, правовое государство, разделение властей,
законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, прямая
демократия, выборы, пропорциональная и мажоритарная избирательная
системы, референдум, гражданский форум. Формы и методы проведения
занятия: групповая работа - работа с высказыванием, лекция с элементами

обсуждения и работы с документами, ролевая игра «Съезд Советов», деловая
игра «Выборы», Гражданский форум «Как снизить рост преступности и
сделать жизнь в Малиновке безопасной», практикум.
Трудовые правоотношения. Льготы для несовершеннолетних,
предусмотренные трудовым законодательством (2 часа) Цель: познакомить с
трудовым законодательством, рассмотреть льготы для несовершеннолетних,
предусмотренные Трудовым кодексом; проанализировать ситуации,
связанные с нарушением трудовых прав человека (ребенка), соотнести их с
положениями трудового законодательства и найти пути решения проблемы.
Основные понятия: право на труд, трудовые правоотношения, трудовая
правоспособность, трудовая дееспособность, трудовое законодательство,
труд. Формы и методы проведения занятия: работа с высказываниями по
теме, над притчей, синквейн «Труд», работа с документами, ролевая игра «На
приеме у юриста»; практикум - «Юридическая клиника».
Рынок труда и служба занятости. Дисциплина труда. Поощрения и взыскания
(3 часа) Цель: познакомить учащихся с правилами приема на работу; отпрактические навыки составления резюме и трудового договора, ведения
переговоров с работодателем с целью успешного приема на работу,
составления искового заявления по поводу нарушения трудового
законодательства; проанализировать ситуации, связанные с нарушением
трудовых прав человека (ребенка), соотнести их с трудовым
законодательством РФ. Основные понятия: рынок труда, работодатель,
работник, дисциплина труда, резюме, собеседование, трудовой контракт,
исковое заявление, Трудовой кодекс РФ. Формы и методы проведения
занятия: моделирование «В кадровом агентстве» (обсуждение ситуации);
групповая работа «Ищу работу», презентация работы групп; деловая игра
«Трудовой спор»; практикум.
Семья. Родители. Дети. Правовое регулирование семейных отношений (4
часа) Цель: познакомить с основными положениями семейного
законодательства РФ; анализировать и соотносить ситуации с нормами
семейного права, решать юридические задачи. Основные понятия: Семейный
кодекс РФ, семья, брак, личные неимущественные и имущественные права
супругов, брачный контракт, права и обязанности родителей и детей. Формы
и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и работы с
документами; рассмотрение ситуаций в соответствии с нормами семейного
права; практикумы - «Семейный адвокат», «Права и обязанности ребенка в
семье». Уголовный кодекс.

Статус ребенка в уголовных правоотношениях (4 часа) Цель: определить
отличительные признаки преступления, виды правонарушений; соотнести
ситуации с нормами права, решить юридические задачи; отработать навыки
составления заявления о преступлении. Основные понятия: правонарушение,
преступление, юридическая ответственность, вина, соучастие, исполнитель,
организатор, подстрекатель, пособник, обстоятельства, отягчающие и
смягчающие ответственность, Уголовный кодекс РФ, исковое заявление.
Формы и методы проведения занятия: метод «Займи позицию)»; групповая
работа; практикум.
Подросток как участник административных правонарушений. Производство
по делам об административных правонарушениях (2 часа) Цель: рассмотреть
отличие административных правонарушений от уголовных;
охарактеризовать виды административных наказании, проанализировать
ситуации и соотнести их с нормами административного права; решить
юридические задачи. Основные понятия: административный проступок,
Кодекс об административных правонарушениях РФ, штраф,
административный арест. Формы и методы проведения занятия:
моделирование «Случай в кинотеатре», моделирование «Административный
проступок».
Полиция: структура, права и обязанности (1 час) Цель: познакомить со
структурой правоохранительных органов РФ, определить права и
обязанности милиции, обсудить проблемы российской милиции. Основные
понятия: правоохранительные органы, уголовный розыск, патрульнопостовая служба,ПДН, КДН. Формы и методы проведения занятия:
групповая работа - обсуждение фотосюжетов, метод «Мозговой штурм»,
телепередача «Времена» (тема «Проблемы российской милиции»);
практикум.
Гражданские правоотношения. Правоспособность. Дееспособность
несовершеннолетних (2 часа) Цель: познакомить с основными положениями
гражданского права, охарактеризовать виды сделок и договоров,
проанализировать ситуации, связанные с нормами гражданского права и
соотнести их с правовыми документами; выработать навыки составления
договора, решить юридические задачи. Основные понятия: гражданские
правоотношения, правоспособность, дееспособность, право собственности,
обязательственное право, сделка, договор. Формы и методы проведения
занятия: метод анализа ситуации; групповая работа, практикум. Формы и
методы проведения занятия: защита проекта, гражданский форум, «круглый

стол». Правовой практикум (решение практических задач) (1 час) Цель:
выявить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения курса.
Основные понятия: правозащитное движение, общественные организации,
гражданское общество. Формы и методы проведения занятия: тестирование,
«юридическая клиника».
Итоговое повторение. (1 час)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
11КЛАССА

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Вводный урок
Право как особая система норм. Признаки права
Предпосылки правомерного поведения
Формы права. Виды нормативно-правовых актов
Право и его роль в жизни общества.
Конституция РФ и ее особенности.
Конституция РФ и права человека
Гражданин, его права и обязанности. Единство прав и
обязанностей человека и гражданина.
Гражданство в РФ.
Международно - правовые документы по правам человека
(ребенка).
Всеобщая Декларация прав человека
Конвенция о правах ребенка
Нарушение прав человека (ребенка) и защита
Уполномоченный по правам человека (ребенка) в России.
Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ
Льготы для несовершеннолетних, предусмотренные
трудовым законодательством. 1
Рынок труда и служба занятости
Дисциплина труда. Поощрения и взыскания
Правовой практикум (решение практических задач)
Семья. Родители. Дети.
Брак. Правовое регулирование семейных отношений

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Семейный кодекс РФ. Защита прав несовершеннолетних
членов семьи.
Правовой практикум (решение практических задач
Уголовный Кодекс РФ.
Статус ребенка в уголовных правоотношениях
Правовой практикум (решение практических задач
КОАп. Подросток как участник административных
правонарушений
Производство по делам об административных
правонарушениях
Полиция: структура, права и обязанности
Правовой практикум (решение практических задач
Гражданские правоотношения
Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних
Правовой практикум (решение практических задач)
Итоговый урок по курсу

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».