Положение о психолого-педагогическом консилиуме

соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, в том числе на
основании рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии,
на основании Индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида (далее –
ПМПК, ИПРА).
2.2. Задачами ППк являются:
1) выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в
развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего
принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
2) разработка
рекомендаций
по
организации
психолого-педагогического
сопровождения обучающихся;
3) определение характера, продолжительности и эффективности психологопедагогической помощи в рамках имеющихся в Организации возможностей, в том
числе:
- разработка, утверждение и реализация адаптированных образовательных программ
начального общего образования, основного общего образования по заключению
ПМПК, ознакомление их с родителями (законными представителями),
- разработка рекомендаций по оптимизации образовательной деятельности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов,
обучающихся, испытывающих трудности в освоении основной образовательной
программы, развитии и социальной адаптации (по запросу родителей (законных
представителей), педагогов);
- отслеживание динамики в психофизическом развитии обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, обучающихся,
испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы,
развитии и социальной адаптации;
- решение вопроса о создании условий, адекватных индивидуальным особенностям
обучающихся: осуществление индивидуального подхода в рамках образовательной
деятельности, рекомендации, в случае необходимости, определения специальных
образовательных условий, в том числе перехода на адаптированную
образовательную программу, адаптированную основную общеобразовательную
программу;
4) консультирование участников образовательных отношений по вопросам
актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся;
содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания
специальных условий полученияобразования.
3.

Организация деятельности психолого – педагогического консилиума

3.1. ППк создаётся приказом директора школы. Персональный состав специалистов
утверждается приказом директора ежегодно.
3.2. Состав ППк: председатель ППк - заместитель директора по УВР, курирующий
данное направление, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог,
социальный педагог, секретарь ППк (определенный из числа членов ППк).
3.3. Специалисты ППк выполняют соответствующую работу в рамках основного
рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, корректируя
индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на участие в
работе ППк.

3.4.
3.5.
3.6.
3.7.

3.8.
3.9.

3.10.

3.11.
3.12.

При отсутствии специалистов, они могут привлекаться к работе ППк на
договорной основе. В качестве приглашенных на заседание ППк по их инициативе
могут быть родители (законные представители).
Заседания ППк проводятся под руководством Председателя ППк или лица,
исполняющего его обязанности.
Ход заседания фиксируется в протоколе (форма №5). Протокол ППк оформляется не
позднее пяти рабочих дней после проведения заседания и подписывается всеми
участниками заседания ППк.
Специалисты несут персональную ответственность за конфиденциальность
информации об обучающихся, проходивших обследование.
Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику
обучающегося и рекомендации по организации психолого-педагогического
сопровождения, фиксируются в заключении (форма №6). Заключение
подписывается всеми членами ППк в день проведения заседания и содержит
коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются
основанием
для
реализации
психолого-педагогического
сопровождения
обследованного обучающегося.
Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных
представителей) в день проведения заседания.
В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с
коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме в
соответствующем разделе заключения ППк, а образовательный процесс
осуществляется по ранее определенному образовательному маршруту в
соответствии с соответствующим федеральным государственным образовательным
стандартом.
Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических
работников, работающих с обследованным обучающимся, и специалистов,
участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех
рабочих дней после проведения заседания.
При направлении обучающегося на ПМПК оформляется Представление ППк на
обучающегося. Представление ППк на обучающегося для предоставления на ПМПК
выдается родителям (законным представителям) под личную подпись.
Психолого-педагогическое
сопровождение,
включающее
обследование
обучающегося специалистами ППк, осуществляется по инициативе родителей
(законных представителей) с их письменного согласия, которое заключается на
период получения образования обучающегося в школе.
Обследование проводится каждым специалистом индивидуально с учётом
возрастных психофизических особенностей. По данным обследования каждым
специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
Для обследования обучающегося на ППк должны быть представлены следующие
документы:
-характеристика обучающегося, в которой должны быть отражены проблемы,
возникающие у педагога при работе с ним;
-письменные работы по русскому языку, математике, рисунки и другие результаты
самостоятельной работы обучающегося;
-предварительные заключения (представления) специалистов (педагога-психолога,
учителя-логопеда и т.д.).
На заседании ППк обсуждаются результаты обследования обучающегося каждым
специалистом, составляется коллегиальное заключение.
В диагностически сложных или конфликтных случаях специалисты ППк направляют
обучающегося на консультацию в ПМПК либо к медицинскому специалисту.

3.13. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в
школе) осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) на
основании заключения ПМПК.
3.14. В конце учебного года ППк анализирует результаты коррекционно-развивающего
обучения каждого обучающегося, на основании динамического наблюдения
принимает решение о его дальнейшем обучении и воспитании.
3.13. Документация ППк:
 приказ о создании ППк с утвержденным составом ППк
 план работы ППк на текущий учебный год
 график проведения плановых заседаний ППк (форма №1)
 журнал учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк (форма №2)
 журнал регистрации коллегиальных заключений ППк (форма №3)
 журнал направлений обучающихся на ПМПК (форма №4)
 протоколы заседаний ППК (форма №5)
 коллегиальные заключения ППк (форма №6)
 согласие родителей на проведение психолого-педагогического обследования и
сопровождение ребенка (форма № 7.1)
 заявления родителей (законных представителей) о создании специальных
образовательных условий для обучающихся с ОВЗ/инвалидностью (при наличии)
(форма № 7.2)
 карты развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое
сопровождение (форма № 8)
 архив ППк
 планы-отчёты психолого-педагогических реабилитационных мероприятий,
предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида
 списки детей, находящихся под динамическим наблюдением специалистов ППк
 нормативные и методические документы, регулирующие деятельность
специалистов ППк.
Вся перечисленная документация является конфиденциальной и хранится у
заместителя директора по УВР, курирующего данное направление.
4. Порядок подготовки и проведения психолого – педагогического консилиума
4.1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом Организации на
обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся и
отражается в графике проведения заседаний.
4.2. Заседания подразделяются на плановые и внеплановые.
4.3. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не
реже одного раза в полугодие, для оценки динамики обучения и коррекции для
внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по
организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Деятельность плановых заседаний ориентирована на решение следующих задач:
определение
путей
психолого-педагогического
сопровождения
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся,
испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы,
развитии и социальной адаптации;
выработка согласованных решений по определению образовательного и
коррекционно - развивающего маршрута обучающихся;
динамическая оценка состояния обучающихся, коррекция ранее намеченных
программ, планов.
Внеплановые заседания ППк созываются по запросам специалистов, педагогов, а
также родителей (законных представителей) обучающегося. Поводом для

внепланового заседания ППк является отсутствие или отрицательная динамика
обучения и развития.
Задачами внепланового заседания являются:
- решение вопроса о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным
обстоятельствам;
- изменение направлений ранее проводимой коррекционно-развивающей работы в
случае её неэффективности.
4.4. Подготовка к проведению ППк:
1) Обсуждение проблемы обучающегося на заседании ППк планируется не позднее
двух недель до даты его проведения.
2) Председатель ставит в известность родителей (законных представителей) и
специалистов о необходимости обсуждения проблемы обучающегося и организует
подготовку и проведение заседания.
3) Председатель ППк составляет список обучающихся, которых планируется
обследовать.
4.5. Порядок обследования обучающегося специалистами ППк
1) Обследование обучающегося осуществляется по инициативе родителей (законных
представителей) с письменного их согласия, либо сотрудников школы с
письменного согласия родителей (законных представителей) обучающегося.
2) Деятельность специалистов ППк по обследованию обучающихся:
Социальный педагог предоставляет развёрнутую информацию о социально –
педагогической ситуации жизни обучающегося: система эмоциональных отношений
ребенка к семье, сверстникам, школе; социально-психологический статус ребенка в семье,
среди сверстников, значимых взрослых; характеризует форму семейного воспитания;
анализирует психологический климат в семье, обобщает, систематизирует полученные
диагностические данные, готовит аналитические материалы
Учитель-логопед дает развернутую характеристику речевого развития ребенка:
устная речь (звукопроизношение, состояние словаря, грамматический строй речи, связная
речь);письменная речь (состояние чтения и письма); речевое окружение ребенка
(недостатки речи у членов семьи, двуязычие и др.); анализирует письменные работы
детей, представленные на ППк, результативность занятий с логопедом в дошкольном
возрасте; обобщает, систематизирует полученные диагностические данные, готовит
аналитические материалы;
Учитель-дефектолог выполняет оценку уровня сформированности знаний, умений,
навыков в их соотнесении с возрастом ребенка и программными требованиями
образовательной организации.
Классный руководитель даёт развёрнутую педагогическую характеристику на
обучающегося по предлагаемой форме, в том числе:
-школьная успешность, включающая в себя учебную мотивацию, учебную
самооценку, удовлетворенность своей учебной деятельностью;
-развитие личности обучающегося (уровень воспитанности, взаимоотношения со
сверстниками, взрослыми, статус в детском коллективе, интересы, увлечения);
потребность в помощи со стороны участников педагогического ППк; формулирует
педагогические гипотезы, выводы, рекомендации;
Медицинский работник (при наличии) информирует о состоянии здоровья
обучающегося; даёт рекомендации по режиму жизнедеятельности ребёнка; обеспечивает и
контролирует направление на консультацию к медицинскому специалисту (по
рекомендации ППк либо по мере необходимости)
Учителя дают развёрнутую педагогическую характеристику по предлагаемой
форме: школьная успешность, включающая в себя учебную мотивацию, учебную
самооценку, удовлетворенность своей учебной деятельностью; познавательная
деятельность обучающегося в обучении (глубина и прочность усвоения материала,

пробелы в знаниях, адаптивность к различным формам и методам обучения);
педагогический прогноз учебных возможностей; потребность в помощи со стороны
участников педагогического ППк; формулируют педагогические выводы, рекомендации.
3) Каждый специалист ППк составляет заключение по данным соответствующего
обследования, разрабатывает рекомендации.
4) Специалисты, ведущие непосредственную работу с обучающимся, обязаны не
позднее, чем за три дня до проведения ППк предоставить рекомендации
председателю ППк.
5) На период подготовки к заседанию ППк и последующей реализации рекомендаций
обучающемуся назначается специалист, курирующий образовательную и
внеурочную деятельность, коррекционно-развивающее обучение. Специалист
отслеживает динамику развития обучающегося и эффективность оказываемой ему
помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений.
4.5. Порядок проведения заседаний ППк.
1) ППк проводится под руководством председателя, а в его отсутствие – временного
председателя.
2) Председатель ППк имеет право назначить временного председателя на данное
заседание из числа высококвалифицированных специалистов.
3) Специалисты в устной форме дают свои заключения об обучающемся.
Последовательность устанавливает председатель.
4) На основании полученных данных (представлений специалистов) коллегиально
выявляется актуальная проблема развития обучающегося. Составляется
заключение
ППк
и
разрабатывается
план
психолого-педагогического
сопровождения обучающегося.
5) Заключение специалистов, коллегиальное заключение ППк доводятся до сведения
родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме,
предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
6) При направлении обучающегося на территориальную ПМПК копия
коллегиального заключения выдаётся родителям (законным представителям) на
руки. Возможно сопровождение на заседание ПМПК специалистом ППк школы. В
другие организации заключения специалистов могут направляться только по
официальному запросу.
5.
Права и обязанности специалистов психолого – педагогического консилиума
5.1. Специалисты имеют право:
- самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы работы с детьми
и взрослыми, решать вопросы приоритетных направлений своей деятельности;
- обращаться к педагогическим работникам, администрации, родителям (законным
представителям) для координации работы;
- проводить в организации индивидуальные и групповые обследования по профилю
своей деятельности с письменного согласия родителей (законных представителей);
- получать от директора организации информацию информативно-правового и
организационного характера, знакомиться с соответствующими документами;
-обращаться за консультацией в образовательные и медицинские организации,
центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
- вести просветительскую деятельность по пропаганде психолого-медикопедагогических знаний;
- обобщать и распространять опыт своей работы, выпускать буклеты, методические
разработки, рекомендации и т.д.
5.2. Специалисты ППк обязаны:
- рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках своей
профессиональной компетенции;

- в решении вопросов исходить из интересов ребёнка, задач его обучения, воспитания
и развития, работать в соответствии с профессионально-этическими нормами,
обеспечивая полную конфиденциальность информации;
-принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения
вреда здоровью, чести и достоинству обучающихся родителей (законных
представителей), педагогических работников;
- оказывать помощь администрации, педагогическому коллективу организации,
родителям (законным представителям) в решении проблем, связанных с
обеспечением полноценного психического развития, эмоционально-волевой сферы
обучающихся и индивидуальному подходу к ребёнку;
-содействовать созданию благоприятного психологического климата в организации;
- разрабатывать индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы с
обучающимися, испытывающими трудности в освоении основной образовательной
программы, развитии и социальной адаптации;
- осуществлять профилактику физических, интеллектуальных и психических
нагрузок, эмоциональных срывов;
- готовить подробное заключение о состоянии развития и здоровья обучающегося для
представления на ППк, территориальную ПМПК.
6.

Ответственность специалистов психолого – педагогического консилиума
Специалисты ППк несут ответственность за:
- адекватность используемых диагностических и коррекционных методов;
- обоснованность рекомендаций;
- конфиденциальность полученных при обследовании материалов;
- соблюдение прав и свобод личности обучающегося;
- ведение документации и её сохранность.

7. Содержание рекомендаций ППк по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающихся
7.1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют,
дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том числе:
 разработку адаптированной основной общеобразовательной программы;
 разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
 адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
 предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего
обучающемуся необходимую техническую помощь, услуг по сурдопереводу,
тифлопереводу,
тифлосурдопереводу
(индивидуально
или
на
группу
обучающихся), в том числе на период адаптации обучающегося в Организации /
учебную четверть, полугодие, учебный год / на постоянной основе.
 другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
Организации.
7.2. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося на основании медицинского заключения могут включать условия
обучения, воспитания и развития, требующие организации обучения по
индивидуальному учебному плану, учебному расписанию, медицинского
сопровождения, в том числе:
 дополнительный выходной день;
 организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня /
снижение двигательной нагрузки;
 предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств;
 снижение объема задаваемой на дом работы;

 предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь;
 другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
Организации.
7.3. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося,
испытывающего
трудности
в
освоении
основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации могут включать
в том числе:
 проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и
компенсирующих занятий с обучающимся;
 разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
 адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
 профилактику асоциального (девиантного) поведения обучающегося;
 другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
Организации.
7.4. Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающихся реализуются на основании письменного согласия родителей (законных
представителей).
8.
Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение является локальным нормативно-правовым актом
Организации, принимается на педагогическом Совете школы, согласовывается с
родительским комитетом и утверждаются приказом директора Организации.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются
письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации.
8.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения
принимаются в порядке, указанном в п.8.1 настоящего Положения.

Форма № 1
График проведения плановых заседаний на
№

Дата

/

Тематика заседания

учебный год
Результат

Форма № 2
Журнал учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк
№

Тематика заседания

Дата

Вид консилиума
(плановый/внеплановый)

Форма № 3
Журнал регистрации коллегиальных заключений
психолого-педагогического консилиума
№

ФИО

Класс

Дата
рождения

Инициатор
Повод
обращения обращения

Коллегиальное
Заключен ие

Результат
обращения

Форма № 4
Журнал направлений обучающихся на ПМПК

№

ФИО
обучающегося

Класс

Дата
рождения

Цель
направления

Причи
на
направ
ления

Перечень
документов,
переданных
родителям

Отметка о
получении
направления
родителями

<1>

<1> Получено: далее перечень документов, переданных родителям (законным представителям). Я,ФИО
родителя (законного представителя) пакет документов получил(а). Дата: Подпись: Расшифровка:

Форма № 5
Протокол заседания психолого – педагогического консилиума
№ ____ от «____»_______________20___ г.
Присутствовали:
Ф.И.О, должность ___________________________________________________________
Ф.И.О, должность ___________________________________________________________
Ф.И.О, должность ___________________________________________________________
Ф.И.О, должность ___________________________________________________________
Ф.И.О, должность____________________________________________________________
Ф.И.О законного представителя обучающегося___________________________________
Повестка дня:
1.
2.
3.
Ход заседания:
1.
2.
3.
Решение:
1.
2.
3.
Председатель ППк

/

Члены ППк:
/
/
/
/
в том числе родители (законные представители)обучающихся:
/

Форма № 6
Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума
МБОУ ПГО «Черемышская средняя общеобразовательная школа»
Дата "___" ________ 202__ года
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
ФИО обучающегося:
Дата рождения обучающегося:
Образовательная программа:
Причина направления на ППк:

Класс/группа:

КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ППК
1. Выводы об имеющихся у ребенка трудностях (без указания диагноза) в развитии,
обучении, адаптации:
 в познавательной сфере
 в речевом развитии
 в двигательном развитии
 в коммуникативно-личностном развитии
 в поведенческой сфере
2. Меры, необходимые для разрешения этих трудностей, включая определение видов,
сроков оказания психолого-медико-педагогической помощи:
Специалисты
сопровождения
Педагогпсихолог
Социальный
педагог
Учительлогопед
Классный
руководитель
Субъекты
профилактики

Направление
работы

Формы
работы

Продолжительность

Форма
контроля

(заполняется только на основании медицинского заключения)
Рекомендуемые условия
Увеличение / снижение
двигательной нагрузки в теч.
уч. дня
Перерыв для приема пищи
Перерыв для приема лекарства
Снижение объема работы на
дом
Услуги ассистента для
оказания тех.помощи
Иные условия (указать какие)

Время

Период действия

Ответственный
педагог

3. Рекомендации педагогам
Характер нарушений
Организационные умения и навыки

Педагогические приемы

Коммуникационные навыки
Ценностно-ориентационная сфера
Эмоциональная сфера
Поведенческая сфера
4. Рекомендации родителям (законным представителям)
Режим дня
Профилактика переутомления
Организация рабочего места
Технические и вспомогательные средства
обучения
Оказание помощи при подготовке
домашних заданий
Председатель ППк _________________________________ И.О.Фамилия
Члены ППк:
_________________________________ И.О.Фамилия
_________________________________ И.О.Фамилия
________________________________ И.О.Фамилия
С решением ознакомлен(а) _____________/____________________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)

С решением согласен (на) _____________/____________________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)

С решением согласен(на) частично, не согласен(на) с пунктами:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
______________/____________________________________________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)

Форма № 7.1
Согласие родителей на проведение психолого-педагогического обследования и
сопровождение ребенка
Я,__________________________________________________________________________
(Ф.И.О., родителя/законного представителя),

___________________________________________________________________________,
(номер, серия паспорта, когда и кем выдан)

являясь родителем (законным представителем)
обучающегося_______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О. обучающегося, класс/группа, дата рождения – д.м.г.)

выражаю согласие на проведение психолого-педагогического обследования и
организацию психолого-педагогического сопровождения специалистами психолого педагогического консилиума (далее – ППк)______________________________________
(наименование ОО)

Дата

Подпись

/
Форма № 7.2

Заявление родителей (законных представителей) о создании специальных
образовательных условий для обучающихся с ОВЗ/инвалидностью
Руководителю
____________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу предоставить моему ребенку
(ФИО,
дата
рождения) обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья, специальные
условия обучения и воспитания в образовательной организации на основании: заключения
ПМПК индивидуальной программы реабилитации/реабилитации ребенка с ОВЗ/ инвалида
(нужное подчеркнуть) в
учебном году.
С условием подтверждения/изменения/уточнения образовательного маршрута ребенка
ознакомлен и согласен.
Дата
Подпись
/

Форма № 8
Карта развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое
сопровождение
Фамилия, имя, отчество
Дата рождения
Класс /группа
ФИО родителей
Телефон
ФИО педагога (куратора)
ФИО специалистов сопровождения, должность
Программа обучения
Форма обучения
Срок реализации программы психолого-педагогического сопровождения
Статус ОВЗ/инвалидность
Наличие хронических заболеваний
Вкладыши:
1. Результаты комплексного обследования (психологическое, логопедическое,
дефектологическое, социально-педагогическое заключения);
2. Педагогическая характеристика или представление
3. Коллегиальное заключение консилиума;
4. Копии направлений на ПМПК;
5. Копии заключений ПМПК (при наличии);
6. Согласие родителей (законных представителей) на обследование ипсихолого педагогическое сопровождение ребенка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».