Учебный план обучающихся с ОВЗ (ЗПР) на 2024-2025 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пышминского городского округа
«Черемышская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ ПГО «Черемышская СОШ»)

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол №1
от 29.08.2024

УТВЕРЖДЕНО
директор МБОУ ПГО
"Черемышская СОШ"

Приказ №76/13 - ОД
от 30.08.2024

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития),
обучающихся по адаптированным основным образовательным программам основного общего
образования
(при инклюзивном образовании)
2024-2025 учебный год

Пышминский городской округ, Свердловская область 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план МБОУ ПГО «Черемышская СОШ», реализующей адаптированную
основную образовательную программу основного общего образования обучающихся с ЗПР
определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов
образования и организации образовательной деятельности.
Учебный план:
­
фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ЗПР;
­
определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время,
отводимое на их освоение и организацию;
­
распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам.
Учебный план является частью образовательной программы Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения Пышминского городского округа
"Черемышская средняя общеобразовательная школа", разработанной в соответствии с ФГОС
основного общего образования, с учетом Федеральной адаптированной образовательной
программой основного общего образования, и обеспечивает выполнение санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований
СанПиН 1.2.3685-21.
В учебном плане представлены десять предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной
области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных
потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область
включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического
развития и социальной адаптации обучающихся. Она обеспечивает реализацию
дифференцированного подхода к удовлетворению особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР, обусловленного диапазоном различий внутри данной нозологической
группы.
Дифференцированный подход находит отражение в индивидуализации содержания
специальных образовательных условий, определяемых территориальной психолого-медикопедагогической комиссией (ПМПК) применительно к каждому обучающемуся с ЗПР. По
решению ПМПК МБОУ ПГО «Черемышская СОШ» вправе дополнять коррекционноразвивающую область курсами и коррекционно-развивающими занятиями, необходимыми для
преодоления или ослабления нарушения с учетом индивидуальных особенностей
обучающегося с ЗПР. Возможным является вариативность в выборе формы проведения занятий
(индивидуальная или групповая) и/или их чередование, а также их количественное
соотношение. При необходимости разрабатывается индивидуальный учебный план,
предусматривающий удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей
обучающегося с ЗПР.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной
области в целом, так и на определенном этапе обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего
реализацию интересов и индивидуальных потребностей обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогического коллектива образовательной организации, обеспечивает

реализацию особых образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР на
уровне основного общего образования.
Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть
использовано на:
­
увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
­
введение специально разработанных учебных курсов, дополнительных
коррекционно-развивающих
занятий,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в
развитии или другие интересы и потребности участников образовательных отношений, в том
числе этнокультурные;
­
другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности
обучающихся с ЗПР.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно­гигиеническими
требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС ООО внеурочная деятельность организуется по пяти
направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), посредством различных форм
организации, отличных от урочной системы обучения, таких как кружки, художественные
студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научнопрактические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные
исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса в МБОУ ПГО «Черемышская СОШ».
Выбор направлений внеурочной деятельности, формы организации образовательного
процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации
адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования
МБОУ ПГО «Черемышская СОШ» определяет самостоятельно.
При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться
возможности организаций дополнительного образования, культуры, спорта. В период каникул
для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности
специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних образовательных
организаций.
Внеурочная деятельность организована на добровольной основе в соответствии с
выбором участников образовательных отношений.
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы
организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до
1750 академических часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся с ЗПР и
возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Коррекционно-развивающая область учебного плана включается во внеурочную
деятельность.
Она
представлена
коррекционными
курсами
логопедической
и
психокоррекционной направленности с целью коррекции и/или ослабления нарушений в
психическом и психофизическом развитии обучающихся с ЗПР и формирования жизненных

компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное
развитие обучающихся, а также адаптацию в социуме.
Содержание коррекционных курсов, их количественное соотношение определяется
МБОУ ПГО «Черемышская СОШ» самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК. Кроме того, содержание данной
области может быть дополнено коррекционно-развивающими занятиями для отдельных
учащихся в соответствии с индивидуальными потребностями и особенностями. Коррекционноразвивающие занятия могут проводиться в индивидуальной и/или групповой форме.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется
следующим образом: недельная нагрузка – 10 ч, из них не менее 5 ч отводится на
коррекционные курсы, 5 ч – на другие направления внеурочной деятельности. При
необходимости проведения дополнительных коррекционно-развивающих занятий время,
отводимое на коррекционно-развивающую область, увеличивается до 7 часов.
Для развития потенциала тех обучающихся с ЗПР, которые в силу особенностей
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов,
а также с целью обеспечения различных интересов обучающихся, могут разрабатываться с
участием родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках
которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов,
модулей, формы образования). Индивидуальный учебный план (далее ИУП) предназначен для
индивидуализации содержания образования обучающегося с ЗПР в соответствии с его особыми
образовательными потребностями и с учетом индивидуальных особенностей. ИУП позволяет
сделать образовательный процесс более гибким и подвижным, он предоставляет возможность
для МБОУ ПГО «Черемышская СОШ» использовать вариативные образовательные модели,
подстраиваемые под конкретного обучающегося с ЗПР.
Решение о необходимости перевода ребенка на ИУП принимается на психологопедагогическом консилиуме МБОУ ПГО «Черемышская СОШ».
В учебном плане количество часов на изучение учебного предмета «Адаптивная
физическая культура» составляет 2 часа в неделю, третий час реализован МБОУ ПГО
«Черемышская СОШ» за счет часов внеурочной деятельности и/или за счет посещения
обучающимися спортивных секций. Для обучающихся с ЗПР, физическое развитие которых
приближается или соответствует возрастной норме, МБОУ ПГО «Черемышская СОШ» по
согласованию с родителями обучающегося вправе делать выбор между учебным предметом
«Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура».
Учебный год в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
Пышминского городского округа "Черемышская средняя общеобразовательная школа"
начинается 02.09.2024 и заканчивается 27.05.2025.
Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные недели.
Учебные занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по 5-ти дневной учебной неделе.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 5
классе – 29 часов, в 6 классе – 30 часов, в 7 классе – 32 часа, в 8-9 классах – 33 часа.
В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Пышминского
городского округа "Черемышская средняя общеобразовательная школа" языком обучения
является Русский язык.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения
обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной
дисциплины за учебный год (годовое оценивание).

Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в
соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы
из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и
оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и
порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пышминского
городского округа "Черемышская средняя общеобразовательная школа".
Освоение адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования завершается итоговой аттестацией.
НЕДЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР
Срок обучения – 5 лет
Учебные
предметы
Количество часов в неделю
Классы
Предметные области
V

Русский язык и
литература
Иностранные языки

Математика и
информатика

Общественнонаучные предметы
Естественнонаучные предметы
Искусство
Технология
Физическая
культура
Основы
безопасности и
защиты Родины
Основы духовнонравственной

Обязательная часть
Русский язык
5

VI

VII

VIII

IX

Всего

6

4

3

3

21

Литература
Иностранный язык
(немецкий)
Математика

3

3

2

2

3

13

3

3

3

3

3

15

5

5

-

-

-

10

Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика

-

-

3
2
1
1

3
2
1
1

3
2
1
1

9
6
3
3

История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд (технология)

2
1

2
1
1

2
1
2
2

1
1

1
1

1
1

2
1
2
2
2
2
1

2,5
1
2
3
2
2

10,5
4
8
7
4
7
4

1

1

1

2

2

2

1

1

8

Физическая культура

2

2

2

2

2

10

1

1

2

Основы безопасности и
защиты Родины
Основы духовнонравственной культуры

1

1

3

2

культуры народов
России

народов России

Итого 27
29
30
31 32,5
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
5
6
7
8
9
Спорт. Базовая физическая подготовка
1
1
1
Риторика
1
Практическая математика
0.5
Максимально допустимая недельная нагрузка
28
30
31
32
33
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область)
Коррекционный курс: «Коррекционноразвивающие занятия: психокоррекционные
3
3
3
3
3
(психологические и дефектологические)»
Коррекционный курс: «Логопедические
2
2
2
2
2
занятия»
Другие направления внеурочной деятельности
Разговоры о важном
1
1
1
1
1
Учебный курс по функциональной грамотности
1
1
1
1
«Думаем, считаем, размышляем»
Россия – мои горизонты
1
1
1
1
ЮИД
1
Итого
7
8
9
8
7

149,5

3
1
0,5
154
15
10
5
4
4
1
39

ГОДОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР
Срок обучения – 5 лет
Учебные
предметы
Количество часов в неделю
Классы
Предметные области
V

Русский язык и
литература
Иностранные языки

Математика и
информатика

VI

VII

VIII

IX

Всего

204

136

102

102

714

102

68

68

102

442

102

102

102

102

510

170

-

-

-

340

-

-

-

102
68
34
34

102
68
34
34

102
68
34
34

306
204
102
102

История

68

68

68

68

85

357

Обществознание
География
Физика
Химия
Биология

34
34

34
34
34

34
68
68
34

34
68
68
68
68

34
68
102
68
68

136
272
238
136
238

Обязательная часть
170
Русский язык
102
Литература
Иностранный язык
102
(немецкий)
170
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика

Общественнонаучные предметы
Естественнонаучные предметы

-

Искусство
Технология
Физическая
культура
Основы
безопасности и
защиты Родины
Основы духовнонравственной
культуры народов
России

Музыка
Изобразительное
искусство
Труд (технология)

34

34

34

34

-

136

34

34

34

-

-

102

68

68

68

34

34

272

Физическая культура

68

68

68

68

68

340

Основы безопасности и
защиты Родины

-

-

-

34

34

68

Основы духовнонравственной культуры
народов России

34

34

-

-

-

68

Итого 918 986 1020 1054 1105
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
5
6
7
8
9
Спорт. Базовая физическая подготовка
34
34
34
Риторика
34
Практическая математика
17
Максимально допустимая недельная нагрузка
952 1020 1054 1088 1122
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область)
Коррекционный курс: «Коррекционноразвивающие занятия: психокоррекционные
3
3
3
3
3
(психологические и дефектологические)»
Коррекционный курс: «Логопедические
2
2
2
2
2
занятия»
Другие направления внеурочной деятельности
Разговоры о важном
1
1
1
1
1
Учебный курс по функциональной грамотности
1
1
1
1
«Думаем, считаем, размышляем»
Россия – мои горизонты
1
1
1
1
ЮИД
1
Итого
7
8
9
8
7

5083

102
34
17
5236

15
10
5
4
4
1
39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».