Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пышминского городского округа «Черемышская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ ПГО «Черемышская СОШ») РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол №1 от 29.08.2024 УТВЕРЖДЕНО директор МБОУ ПГО "Черемышская СОШ" Приказ №76/13 - ОД от 30.08.2024 УЧЕБНЫЙ ПЛАН для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)), обучающихся по адаптированным основным образовательным программам (вариант 1) (при инклюзивном образовании) 2024-2025 учебный год Пышминский городской округ, Свердловская область 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план МБОУ ПГО «Черемышская СОШ», реализующей адаптированную основную образовательную программу обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Недельный учебный план представлен по этапам обучения: 1 этап - 1-4 классы; 2 этап - 5-9 классы; 3 этап - 10-12 классы. Срок обучения по АООП составляет 9-13 лет. Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в 1 классе и 34 учебных недели в году со 2 по 12 класс. Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов на 1 этапе обучения (1-4 или 1 дополнительный, 1-5 класс), 5066 академических часов на 2 этапе обучения (5- 9 класс) и 3060 часов на 3 этапе (10- 12 класс). На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область. Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп и определяется в соответствии с представленными ниже учебными планами. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью: формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться МБОУ ПГО «Черемышская СОШ» самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов внеурочной деятельности. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в МБОУ ПГО «Черемышская СОШ». Выбор направлений внеурочной деятельности, формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы МБОУ ПГО «Черемышская СОШ» определяет самостоятельно. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов включают обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. НЕДЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН АООП УО (вариант 1) обучающихся I –IV классов Учебные Количество часов в предметы неделю Классы Предметные области I II III Всего IV Обязательная часть Русский язык 3 3 3 3 12 Язык и речевая Чтение 3 4 4 4 15 практика Речевая практика 2 2 2 2 8 Математика Математика 3 4 4 4 15 Естествознание Мир природы и человека 2 1 1 1 5 Музыка 2 1 1 1 5 Рисование Искусство (изобразительное 1 1 1 1 4 искусство (ИЗО)) Физическая Адаптивная физическая 3 3 3 3 12 культура культура Технология Ручной труд 2 1 1 1 5 Итого 21 20 20 20 81 Часть, формируемая участниками образовательных отношений I II III IV Наименование учебного курса 1 1 1 Чтение с увлечением 3 1 1 1 Занимательная математика 3 1 1 1 Я познаю мир 3 21 23 23 23 90 Максимально допустимая недельная нагрузка Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика) Логопедические занятия 3 3 3 3 12 Ритмика 1 1 1 1 4 Развитие психомоторики и сенсорных 2 2 2 2 8 способностей Другие направления внеурочной деятельности 1 1 1 1 4 Разговоры о важном Итого 7 7 7 7 28 НЕДЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН АООП УО (вариант 1) обучающихся V- IX классов Учебные предметы Количество часов в неделю Классы Предметные области V Язык и речевая практика Математика Обязательная часть Русский язык 4 Чтение (литературное 4 чтение) Математика 4 VI VII VIII IX Всего 4 4 4 4 20 4 4 4 4 20 4 3 3 3 17 Информатика - - 1 1 1 3 Природоведение 2 2 - - - 4 Естествознание Биология - - 2 2 2 6 - 2 2 2 2 8 2 2 2 2 2 10 Человек и общество География Основы социальной жизни Мир истории - 2 - - - 2 1 - 2 - 2 - 2 - 6 1 2 - - - - 2 2 2 2 2 2 10 Физическая культура История Отечества Музыка Рисование (изобразительное искусство (ИЗО)) Адаптивная физическая культура Технология Профильный труд Искусство 6 6 7 7 7 Итого 27 28 28 28 28 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса 5 6 7 8 9 Культура безопасности жизнедеятельности 1 1 1 1 1 Занимательная математика 1 1 Максимально допустимая недельная нагрузка 29 30 30 30 30 Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика) Коррекционный курс: «Коррекционноразвивающие занятия: психокоррекционные 2 2 2 2 2 (психологические и дефектологические)» Коррекционный курс: «Логопедические 2 2 2 2 2 занятия» Ритмика 2 2 2 2 2 Другие направления внеурочной деятельности Разговоры о важном 1 1 1 1 1 Россия – мои горизонты 1 1 1 1 ЮИД 1 Итого 7 8 9 8 8 33 139 5 2 149 10 10 10 5 4 1 40 ГОДОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН АООП УО (вариант 1) обучающихся I –IV классов Учебные Количество часов в предметы неделю Классы Предметные области I II III Всего IV Обязательная часть Русский язык 99 102 102 102 Язык и речевая Чтение 99 136 136 136 практика Речевая практика 66 68 68 68 Математика Математика 99 136 136 136 Естествознание Мир природы и человека 66 34 34 34 Музыка 66 34 34 34 Рисование Искусство (изобразительное 33 34 34 34 искусство (ИЗО)) Физическая Адаптивная физическая 99 102 102 102 культура культура Технология Ручной труд 66 34 34 34 Итого 693 680 680 680 Часть, формируемая участниками образовательных отношений I II III IV Наименование учебного курса 34 34 34 Чтение с увлечением 34 34 34 Занимательная математика 34 34 34 Я познаю мир 102 102 102 Максимально допустимая недельная нагрузка 405 507 270 507 168 168 135 405 168 2733 102 102 102 306 ГОДОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН АООП УО (вариант 1) обучающихся V- IX классов Учебные предметы Количество часов в неделю Классы Предметные области V Язык и речевая практика Математика VI VII VIII IX Всего 136 136 136 136 680 136 136 136 136 680 136 102 102 102 578 - - 34 34 34 102 68 68 - - - 136 Обязательная часть Русский язык 136 Чтение (литературное 136 чтение) Математика 136 Информатика Природоведение Естествознание Биология - - 68 68 68 204 - 68 68 68 68 272 68 68 68 68 68 340 Человек и общество География Основы социальной жизни Мир истории - 68 - - - 68 34 - 68 - 68 - 68 - 204 34 68 - - - - 68 68 68 68 68 68 340 238 986 1122 Физическая культура История Отечества Музыка Рисование (изобразительное искусство (ИЗО)) Адаптивная физическая культура Технология Профильный труд Искусство 204 204 238 238 Итого 918 952 986 986 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса 5 6 7 8 Культура безопасности жизнедеятельности 34 34 34 34 Занимательная математика 34 34 Итого 68 68 34 34 Максимально допустимая недельная нагрузка 986 1020 1020 1020 4828 9 34 34 170 68 238 1020 5066