Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пышминского муниципального округа Свердловской области
«Черемышская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 29.08.2025 года
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ПМО СО
«Черемышская СОШ»
В.В. Меньшенина
Приказ № 91-ОД от 29.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса для 9 класса
«Работа с текстом»
Составители:
Алексеева Н.Л., учитель русского языка и литературы, ВКК
Терехова Я.В., учитель русского языка и литературы, ВКК
Фоминых О.Д., учитель русского языка и литературы, ВКК
Черемыш 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Работа с текстом» направлена на освоение учащимися
навыков работы с текстом. Понимание текста требует нравственно-интеллектуальных усилий и
может быть достигнуто в процессе «диалога с текстом». Сам процесс «общения» с текстом — это
учебная деятельность, когда духовно-нравственное становление личности постепенно происходит
как часть самого обучения, приобретения тех знаний, умений. Процесс понимания текста, его
интерпретация учеником — уже творчество.
Деятельность учащихся на основе текста развивает и мышление, и чувства (рациональное и
эмоциональное), способствует воспитанию и эстетическому, и этическому, является решающим
фактором формирования языковой личности. Курс призван обеспечить освоение наиболее
актуальных для работы над текстами способов деятельности учащимися основной школы и
подготовку обучающихся к разработке и реализации собственных текстов. Актуальность курса
«Работа с текстом» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения
грамотности учеников, с другой стороны, новизной формы сдачи экзамена по предмету, которая
включает в себя и сжатое изложение, тестовые задания, и творческую работу.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для
смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено
минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней
школы (например, определение микротом).
Владение работой с текстом, умение понимать информацию во многом определяют
достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации
к изменяющимся условиям современного мира. Данный курс неразрывно связан со всеми
школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.
Данная программа внеурочной деятельности для IX класса разработана на основе
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной
программы основного общего образования по русскому языку.
Место программы «Работа с текстом» в учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской
Федерации предусматривается проведение внеурочной деятельности в IX классе. Данная рабочая
программа в соответствии с учебным планом МБОУ ПМО СО «Черемышская СОШ» и годовым
календарным графиком предусматривает проведение занятий элективного курса в IX классе в
объёме 34 часов.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цель курса – научить девятиклассников анализировать содержание и лингвистические
компоненты текста, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать
собственный текст.
Задачи изучения элективного курса:
помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более
осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и
чувств;
работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того
запаса слов, которым владеет ученик в данный момент;
соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;
развивать речевое чутье, гибкость и смелость мышления, вызвать стремление быть вдумчивым и
проницательным читателем;
формировать умение мыслить творчески, рассуждать логично, доказательно, с опорой на анализ
текста художественного произведения или жизненный опыт;
формировать собственный письменный стиль каждого ребенка;
выявлять творческие способности у каждого школьника;
помочь ребёнку преодолеть комплексы, справиться со своими коммуникативными проблемами,
развивать речь, память, внимание, способствовать становлению характера, умению побороть себя
и свои пороки;
помочь ученикам раскрыть красоту и богатство русского языка, показать им его многообразные
возможности, приучить обучающихся вдумчиво относиться к слову и побудить к созданию
собственных творческих работ. научить применять обобщённых знаний и умений при анализе
текста.
Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности
Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с
позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в
проверке следующих умений и навыков:
писать изложения разных видов
читать текст и анализировать его содержание
выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного
курса русского языка.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для
смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено
минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу
средней школы (например, определение микротем).
Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения
текста, определения главной и второстепенной информации.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия
для реализации метапредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного
образования.
Количество учебных часов
Рабочая программа в IX классе рассчитана на 34 учебных часа, в том числе на теорию – 4 часов,
практику – 30 часов.
Формы организации образовательного процесса
Данная программа предусматривает проведение практических занятий, исследований, деловой
игры, тренингов; организацию групповых форм работы, дифференцированного обучения, личностноориентированного обучения, самостоятельной работы обучающихся. На занятиях предусматривается
использование:
- лекции учителя с различными видами заданий;
- составление обобщающих таблиц и схем;
- самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ,
выводы);
- самостоятельный отбор материала;
- работа в группах;
- проведение деловых игр и практикумов;
- работа с пакетами КИМов;
- написание изложений и сочинений.
Технологии обучения
В процессе изучения русского языка будут применяться игровая технология, технология
развития критического мышления, проблемное обучение, ИКТ.
Механизмы формирования лингворечевой компетенции:
использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительнореферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе
представленных в электронном виде;
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями; анализ
особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского
языка.
В основу программы положена идея личностно -ориентированного и когнитивнокоммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом,
программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в
9 классе.
Содержание курса направлено на формирование знаний и умений, необходимых для
выполнения заданий, проверяющих следующие виды компетенций:
-лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический
анализ языковых явлений;
-языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем и
грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
-коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности,
умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой
школы у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются
следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные,
организационные.
Все виды учебной деятельности учащихся на занятии, различные упражнения, составляющие
единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитие речи
школьников, усвоение ими практической грамотности.
Виды и формы контроля
Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде
практических работ, с помощью тестов, письменных работ (сжатого изложения, сочинения рассуждения), редактирования текста. После изучения всего курса проводится итоговая
контрольная работа: сжатое изложение и сочинение-рассуждение. Письменные работы
оцениваются по критериям, предусмотренным для ГИА.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Учебно-тематический план
Раздел
Кол-во часов
Текст как результат речевой
6
деятельности
Средства выразительности в тексте
4
Выразительное чтение текста как
2
искусство звучащего слова
Синтаксические и
5
пунктуационные нормы текста
От анализа текста к изложению
9
Сочинение — это тоже текст
9
Итого
34
Теория
1
Практика
5
1
-
3
2
1
4
1
4
8
8
30
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Текст как результат речевой деятельности
Тема, основная мысль.
Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.
Ключевые слова.
Взаимодействие названия (заголовка) и текста.
Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь). Средства связи
между предложениями в тексте (лексические и грамматические).
Смысловая и композиционная целостность текста.
Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки.
Знать: основные правила работы с текстом. Уметь: различать характер заданий к тексту.
Раздел 2. Средства выразительности в тексте
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы,
антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика,
термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и
приставки); морфологические, синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды
однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные
изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические, тропы, средства экспрессивного
синтаксиса).
Анализ текста с точки зрения использования в нем средств выразительности.
Стилистические возможности языковых средств.
Знать: основные средства выразительности.
Уметь: различать средства выразительности; находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Раздел 3. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова
Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп чтения. Логические паузы и
ударения. Интонация текста.
Знать: основные правила выразительного чтения.
Уметь: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его
языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы.
Раздел 4. Синтаксические и пунктуационные нормы текста
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение.
Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки
препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом
предложении.
Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Знать: синтаксические и пунктуационные нормы.
Уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Раздел 5. От анализа текста к изложению
Виды изложений.
Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. Главная и второстепенная информация в
тексте. Исключение второстепенной информации, подробностей, деталей, обобщение однородных
явлений и фактов, сочетание исключения и обобщения. Письменное воспроизведение текста с
заданной степенью свёрнутости.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических ошибок. Предупреждение
речевых, логических, фактических ошибок.
Знать: основные требования к изложению, способы компрессии текста.
Уметь: выделять ключевые слова в тексте, применять способы компрессии текста,
воспроизводить текст разных стилей с заданной степенью свёрнутости, редактировать текст.
Раздел 6. Сочинение — это тоже текст
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения
– рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в
соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Извлечение информации из различных источников
Знать: структуру сочинения-рассуждения.
Уметь: создавать текст в письменной форме в соответствии с заданной темой и
функционально- смысловым типом речи.
Планируемый уровень подготовки обучающихся
В результате изучения элективного курса обучаемый должен знать:
• основные признаки текста;
• основные признаки сжатия текста;
• основные приемы написания сочинений разных типов.
В результате изучения элективного курса обучаемый должен уметь:
• осознанно воспринимать текст;
• определять тему, проблему, основную мысль текста, авторскую позицию и точку зрения
героя;
• правильно и лаконично излагать содержание текста;
• определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова,
анализировать их структурно-смысловые связи;
• членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и
микротемы;
• выявлять главную и второстепенную информацию в тексте, распознавать ее на слух;
• владеть различными приемами сжатия текста;
• письменно передавать содержание текста в сжатом виде, используя при этом различные
средства речевой выразительности;
• самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;
• проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные
мысли;
• выполнять орфографические, пунктуационные и грамматические нормы;
• свободно владеть знаниями по грамматике русского языка при решении тестовых заданий.
При выразительном чтении текста:
умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые
особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы.
Учебно-методическое обеспечение
1.
Федеральный компонент государственного стандарта основного среднего образования по
русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2009, №5.
2.
Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в
старших классах средней школы.- М., 2010.
3.
Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по
новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство
«Экзамен»
4.
Корчагина Е.В. Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста: 9-й кл. – М.,
2009.
5.
Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по
новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
6.
ГИА – 2017: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные варианты
экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. /
авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М., АСТ,2017
7.
Русский язык. 9 класс. 52 диагностических варианта/ Н.М. Девятова, Е.Ю. Геймух. – М.:
Издательство «Национальное образование», 2012. – (ГИА. Экспресс-диагностика)
8.
Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 9 класс. «Экзамен»,
2016.(Серия «Учеюно-методический комплект»)
9.
Серия «Готовимся к экзаменам»: Тексты изложений (часть1), Тестовые задания (Часть 2).
10.
Учебные словари
11.
Материалы для обучения чтению.
12.
Использование технических средств, СМИ и Интернета
13.
Материалы сайта ФИПИ.http://www.fipi.ru/.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Работа с текстом»
№
урока
1.
2.
3.
Тема урока
Кол- во
часов
Определение, признаки и
1
характеристика
текста как единицы языка
Тема, идея, проблема текста 1
и способы их установления
и формулирования
Роль ключевых слов текста 1
Вид и форма контроля
Требования к уровню подготовки
Знать
Композиционносодержательный анализ текста
Восстановление
текста
ключевым словам
по
4.
Способы и средства связи
между предложениями в
тексте
1
Тренировочные
упражнения
«Моделируем текст»
5.
Характер смысловых
отношений между
частями текста
Смысловая и
композиционная
целостность текста
Особенности
1
Творческая работа в группах.
Составление текстов на основе
данных ситуаций
Работа с текстом
6.
7.
1
основные
признаки
текста.
Уметь характеризовать текст по форме, виду и типу речи.
Знать: что такое тема и основная мысль;
Уметь: определять тему, идею, проблему текста.
Знать: ключевые понятия – микротема, микротекст, абзац;
Уметь: определять микротему текста, составлять
микротекст, членить текст на абзацы, восстанавливать
текст по ключевым словам.
Знать: виды и средства связи предложений в тексте;
смысловые отношения, средства и виды связи между
предложениями текста
Уметь: моделировать текст.
Знать характер смысловых отношений между
частями текста.
Уметь определять смысловую и композиционную
целостность текста.
Работа с текстом
8
8.
9.
10.
11.
12.
использования лексических,
словообразовательных,
морфологических,
синтаксических
средства выразительности в
тексте
Специальные
изобразительновыразительные
средства в тексте и их роль
Выбор и организация
языковых средств в
соответствии с темой и
основной мыслью
текста
Практическая работа
«Анализ текста с точки
зрения использования в
ним средств
выразительности»
Выразительное чтение
как тест на понимание
текста
Логические паузы и
ударения. Интонация
текста
Умение
проводить
морфемнословообразовательный анализ слова; определять основные
способы образования слов, принадлежность слова к
определенной части речи по его грамматическим признакам.
1
1
Анализ текстов
Уметь находить изобразительно-выразительные средства
в тексте и определять их роль.
1
Подбор рабочего материала
Уметь делать выбор языковых средств в
соответствии с темой и основной мыслью текста.
1
Работа
текстом
Знать порядок анализа текста.
Уметь анализировать текст, находить в нем средства
выразительности и определять их роль в предложении.
1
Выразительное чтение текста
Знать: основные правила выразительного чтения.
1
Работа над интонацией
Уметь выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание
содержание текста, его языковые особенности; определять,
где нужны логические ударения, паузы.
с
художественным
9
13.
Словосочетание и
предложение
1
14.
Функции сложного
предложения в тексте
Пунктуация в сложном
предложении текста
1
Текстовые
иллюстрации
синтаксических и
пунктуационных норм
Виды изложений
1
Работа с текстом
1
Задание «Подбираем заголовок
к тексту»
Глубина и точность
понимания содержания,
проблематики
исходного текста
Способы и приёмы
компрессии
(сокращения) текста.
Главная и
второстепенная
информация в тексте
Пишем сжатое
изложение
Ключевые слова и их
роль в определении
границ
главной
1
Самостоятельная работа
1
Работа с текстом
1
Задание
«Учимся
вопросы к тексту»
1
Сжатое изложение
1
Пересказ текста по ключевым Уметь выделять ключевые слова в тексте, воспроизводить текст по
словам
ключевым словам.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
1
Конструирование
словосочетаний и предложений
по
схемам.
Работа
над
синонимичной
заменой
словосочетаний
Тестовые
задания
для
подготовки к ГИА
Тестовые
задания
для
подготовки к ГИА
Знать функции словосочетания и предложения.
Уметь определять принадлежность предложения к определенной
синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим
признакам.
Знать
особенности
построения
сложного
предложения
Знать: синтаксические и пунктуационные нормы.
Уметь строить текст в соответствии с синтаксическими и
пунктуационными нормами.
Уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе
предложенного текста.
Знать основные виды изложений.
Уметь определять задачу при написании изложения в зависимости от
вида изложения.
Уметь определять основную мысль в тексте, выражать информацию
текста в виде кратких записей.
Уметь: применять языковые приёмы сжатия исходного текста:
исключение, упрощение,
обобщение.
задавать Уметь создавать текст в соответствии с заданной темой и
функционально-смысловым типом речи;
Уметь:
самостоятельно
работать
над
сжатым изложением
10
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
информации.
Соотношение
микротемы и абзацного
строения текста
Представление
об
абзаце
как
о
пунктуационном знаке
Практическая работа по
предупреждению
речевых, логических,
фактических ошибок
Структура сочинениярассуждения
Алгоритм
написания
сочинения
–
рассуждения
Речевые
клише,
используемые
в
сочинениирассуждении
Подготовка
к
написанию сочинения –
рассуждения
на
лингвистическую тему
Написание сочинения рассуждения
Извлечение
информации
из
Создание
текста
соответствии
1
Работа по выделению микротем
в тексте
Уметь выделять микротемы текста.
1
Работа по выделению абзацев в
тексте
Знать роль абзацного членения текста.
Уметь выделять в тексте абзацы.
1
Редактирование текста
Уметь находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида.
1
Работа над сочинением
высказыванию лингвиста
1
1
1
по Знать:
композицию
рассуждения,
понятие
«аргумент», способы введения аргументов
Уметь: составлять схемы рассуждения, развернутый ответ на
поставленный вопрос.
Работа над сочинением по Знать алгоритм написания сочинения –
рассуждения.
цитате
Уметь строить высказывание в зависимости от темы.
Работа
над
языковым Уметь: самостоятельно работать над сочинением- рассуждением с
оформлением высказывания.
использованием речевых клише.
Сочинение-рассуждение
лингвистическую тему
на Знать строение сочинения-рассуждения.
Уметь создавать рассуждение в соответствии с заданной темой.
1
1
в 1
с
Работа
со
справочной Уметь извлекать информацию из различных
литературой различных
источников, строить высказывание по нескольким источникам. Уметь
источников
работать с достаточно
объемной информацией.
Сочинение-рассуждение
Уметь использовать в собственной речи разнообразные грамматические
конструкции и лексическое богатство языка; оформлять речь в
11
33.
34.
заданной
темой
и
функциональносмысловым типом речи
Критерии
оценки 1
сочинениярассуждения.
Итоги года
соответствии
с
орфографическими,
грамматическими,
пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Оценивание
сочинений
собственных Знать критерии оценивания сочинений.
Уметь оценивать собственное сочинение.
12