РП курса Технология написания сочинения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пышминского муниципального округа Свердловской области
«Черемышская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 29.08.2025 года

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ПМО СО
«Черемышская СОШ»
В.В. Меньшенина
Приказ № 91-ОД от 29.08.2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Технология написания сочинения»
для обучающихся 10-11 классов

Составители:
Алексеева Н.Л., учитель русского языка и литературы, ВКК
Терехова Я.В., учитель русского языка и литературы, ВКК
Фоминых О.Д., учитель русского языка и литературы, ВКК

Черемыш 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу «Технология написания сочинения» на
уровне среднего общего образования составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273-ФЗ;
•

Федерального закона от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и
статьи 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской
Федерации»;
•
Приказа Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» (Зарегистрирован 07. 06. 2012 г. N 24480);
•
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022
№ 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
(Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034);
•
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего
общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228);
•
Требований к результатам освоения основной образовательной программы
среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО;
•
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
апреля 2016 г. № 637-р).
•

Рабочей программы воспитания МБОУ ПМО СО «Черемышская СОШ»;
•
Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
•
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 ;
•
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2
•

•
Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей,
курсов внеурочной деятельности МБОУ ПМО СО «Черемышская СОШ».

2

Согласно своему назначению рабочая программа даёт представление о целях
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного курса «Теория и
практика написания сочинений»; усиливает обязательное предметное содержание,
предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и
темам; даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и
последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
«ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ»:
Учебный курс «Технология написания сочинения» учит развивать мысль на
избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать
то, что тревожит и волнует. Работа над сочинением приобщает учащегося к творчеству,
позволяет выразить свою позицию, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны
быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же
необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить.
Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и
письменно. А развитие личности – это необходимая предпосылка решения социальных и
экономических задач.
Не случайно и в КИМах ЕГЭ по русскому языку говорится, что
сочинениерассуждение предназначено для проверки не только подготовленности
выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинениерассуждение является и вариантом задания на ЕГЭ по другим предметам
образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или
сочинение-размышление – одна из актуальных проблем современной школы, и этот
навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники
или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Анализ результатов ЕГЭ и анализ итоговых сочинений показал, что наиболее
типичные ошибки в работах выпускников связаны с неумением:
•
понимать информацию, заложенную в тексте;
•
ясно, связно, последовательно излагать собственные мысли,
•
аргументировано доказывать свою позицию,
•
с недостаточным уровнем функциональной грамотности школьников по русскому
языку и литературе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ»
Изучение учебного курса ««Технология написания сочинения»» направлено на
достижение следующих целей и задач:

•

•

•
•
•
•
•
•

•
•
•
•

•
•

развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой
деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой),
основной и дополнительной информации; развитие умений чтения текстов
разных
форматов
(гипертексты,
графика,
инфографика
и
др.);
совершенствование умений трансформировать, интерпретировать тексты и
использовать полученную информацию в практической деятельности;
совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения
основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики,
формирование навыков нормативного употребления языковых единиц и
расширение круга используемых языковых средств; совершенствование
коммуникативных умений в разных сферах общения, способности к
самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;
подготовка к написанию итогового сочинения по литературе;
развитие творческих способностей личности;
развитие логического мышления;
развитие связной монологической речи;
овладение учащимися свободной письменной речью;
обеспечение помощи учащимся максимально эффективно подготовиться к
выполнению творческого задания на ЕГЭ по русскому языку и написании
итогового сочинения по литературе ;
совершенствование и развитие умения конструировать письменное высказывание в
жанре сочинения-рассуждения;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной
речью;
совершенствование и развитие умения читать, понимать прочитанное и
анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме своё,
индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем,
свои оценки фактов и явлений;
формирование и развитие умения подбирать аргументы, органично вводить их в
текст.
привитие способности к самостоятельной деятельности
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯНАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану на учебный курс «Технология написания сочинения»
отводится 68 часов за 2 года (1 час в неделю, по 34 часа в 10 и 11 классах).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ
НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) гражданского воспитания:
4

•

сформированность гражданской позиции
и ответственного члена российского общества;

•

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;

обучающегося

как активного

•

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском
языке;
•
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
•
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
•
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
•
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2) патриотического воспитания:
•
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального
народа России;
•
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа,
традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, труде;идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его
защите, ответственность за его судьбу.
3) духовно-нравственного воспитания:
•
осознание духовных ценностей российского народа;
•
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
•
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь
на морально-нравственные нормы и ценности;
•
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
•
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями
народов России.
4) эстетического воспитания:
•
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
•
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
•
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного,
творчества;

•

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по
русскому
языку.
5) физического воспитания:
•
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
•
потребность в
физическом совершенствовании, занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью;
•
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью.
6) трудового воспитания:
•
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
•
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского
языка;
•
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к
деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный
выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
•
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни.
7) экологического воспитания:
•
сформированность
экологической
культуры,
понимание
влияния
социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических проблем;
•
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий и предотвращать их;
•
расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
•
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
•
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
•
осознание
ценности
научной
деятельности,
готовность
осуществлять
учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому
языку, индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей
программы по русскому языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность:
8

•

•

•
•

•

самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего
состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть
уверенным в себе;
саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать
эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении
коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с
учётом собственного речевого и читательского опыта.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Универсальные учебные познавательные действия:
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
•
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
•

•
•

устанавливать существенный признак или основание для сравнения,
классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов,
текстов различных функциональных разновидностей языка, функциональносмысловых типов, жанров; определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в
наблюдении;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов
целям;

•

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по
русскому языку;
•
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом
собственного речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
•

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том
числе в контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и
9

•

•

•
•

готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе
по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе
лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и
методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
разнообразных жизненных ситуациях;
выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и
критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений;

•

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
•
давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
•
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
•
уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные
средства и способы действия — в профессиональную среду;
•
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные
способы решения проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
•

•

•
•

владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации
(презентация, таблица, схема и другие);
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий при
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий: осуществлять коммуникацию во
всех сферах жизни;
10

•

пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

•

владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно
вести диалог;
•
развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё
мнение, строить высказывание.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
•
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
•
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
•
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
•
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
•
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть
инициативным. Регулятивные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
•

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
•
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
•
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
•
делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за
результаты выбора;
•
оценивать приобретённый опыт;
•
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
•
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
•
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать
приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

1
1

уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
•
•
•

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
использовать языковые средства в соответствии с целью общения и речевой
ситуацией;
•
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании
текстов;
•
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты,
выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады,
сочинения);
•
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
•
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
•
правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
•
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально стилевой принадлежностью текста;
•
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
•
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным
пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным
извлечением информации).
•
кратко излагать основное содержание текста научного и публицистического
стилей;
•
составлять тезисы и конспекты;
•
строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по
материалу;
•
писать сочинение на лингвистическую и литературоведческую тему по изученному
произведению;
•
писать сочинения на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;
•
создавать устное публичное выступление в разных жанрах и формах
•

12

10 КЛАСС
•

•

Речь. Речевое общение
Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных
типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой
ситуацией (объём устных монологических высказываний – не менее 100 слов;
объём диалогического высказывания – не менее 7–8 реплик).
Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский
проект на лингвистическую и другие темы; использовать образовательные
информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных
задач.

•

Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров
научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения – не менее
150 слов).

•

Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с
коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки
прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и
прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём
прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов).
Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям
официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и другим;
использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной,
учебнонаучной, официально-деловой сферах общения, повседневном общении,
интернеткоммуникации.
Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского
литературного языка.
Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста
Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах
представленной в нём информации в речевой практике.
Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и
скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или)
на слух.

•

•
•
•

•
•

•
•

•

Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров
научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения —
не менее 150 слов).
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с
коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки
прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и
прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём
прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов).
1
3

•
•

•
•

•

•
•
•

•
•
•
•

Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв,
рецензия и другие).
Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические,
грамматические и речевые ошибки.
11 КЛАСС
Функциональная стилистика. Культура речи
иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики;
иметь представление об основных признаках разговорной речи, функциональных
стилей
(научного,
публицистического,
официально-делового),
языка
художественной литературы;
распознавать,
анализировать
и
комментировать
тексты
различных
функциональных
разновидностей
языка
(разговорная
речь,
научный,
публицистический и официально-деловой стили, язык художественной
литературы); создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты
разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём
сочинения – не менее 150 слов);
применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой практике;
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
формулировать
проблему, поставленную
автором
исходного
текста,
и
комментировать её;
определять позицию автора;
высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее
двух аргументов, опираясь на читательский опыт);
уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ»

10 класс
Введение в учебный курс. Требования к итоговому сочинению по литературе.
Понятия «направление» и «тема сочинения». Многообразие форм сочинений.
Подходы к трактовке художественного текста.
Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания сочинения. Алгоритм
написания сочинения.
Логический анализ и осмысление формулировки темы. Анализ формулировки
темы. Выбор темы и логический анализ ее формулировки.
Понимание темы. Знание и понимание привлекаемого литературного материала.
Обобщение опыта работы над сочинениями разных жанров.
Проблемный вопрос в темах различной формулировки. Преобразование
темыпонятия в вопрос. Работа с формулировкой темы.
14

Проблемный вопрос в темах различной формулировки, преобразование темыпонятия в вопрос. Ключевые слова темы.
Работа с темой-цитатой, темой-афоризмом. Средства художественной
выразительности в теме-цитате. Анализ проблематики тем-афоризмов. Толкование
темыафоризма.
Сужение и расширение темы. Широкое и узкое понимание темы. Работа с
текстами, определение темы текста.
Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание ассоциативных
цепочек из ключевых слов и вопросов к теме.
Синквейн, диамант и штрих к ключевым словам темы. Тонкие и толстые вопросы в
рамках темы.
Структура сочинения-рассуждения.
Типы речи: рассуждение, повествование, описание. Их основные признаки и
различия. Структура рассуждения: тезис – доказательство – вывод.
Вступление – главная часть – заключение. Композиция сочинения. Композиция
сочинения с учетом различия родов и жанров используемых для аргументации
произведений. Композиция образов в произведении. Композиция отдельных частей
произведения. Примеры сочинений с разной композицией.
Написание вступления к сочинению-рассуждению. Анализ вступлений к школьным
сочинениям. Виды вступлений. От вопроса темы к вступлению. Анализ образцовых
вступлений. Творческая работа.
Синквейн, диамант и штрихи как опорный конспект к написанию вступления.
Заключение к сочинению. Анализ заключений к школьным сочинениям. Виды
заключений. От главного вопроса темы к заключению. Анализ образцовых заключений.
Творческая работа. Главная часть сочинения: аргументация. Работа с вопросами темы.
Формулировка аргументов. Виды и структура аргументов в сочинении-рассуждении.
Способы цитирования и привлечение литературного материала. Фактические
ошибки. Анализ аргументации в школьном сочинении. Пробное сочинение в формате
допуска к ЕГЭ по темам этого учебного года. Анализ работ. Работа над ошибками.
11 КЛАСС
Текст. Информационно-смысловая переработка текста
Структура и требования к сочинению- рассуждению в формате ЕГЭ по русскому
языку. Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией сочинения
рассуждения. Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над абзацным
членением текста. Формулирование проблемы исходного текста. Комментарий к
сформулированной проблеме.
Способы комментирования. Различные виды комментариев. Формулирование
позиции автора исходного текста. Способы выражения позиции автора. Выражение
собственного мнения. Способы выражения. Включение иллюстративного материала из
произведений русской и мировой литературы (плюсы и минусы),
Основы грамотного письма. Виды грамматических ошибок.
Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая норма. Типичные
грамматические ошибки в школьных сочинениях. Орфографические и
пунктуационные ошибки. Редакторская работа
с текстом.
15

Речевые ошибки в сочинении.
Речевые ошибки и их виды. Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях.
Редакторская работа с текстом.
Функциональная стилистика. Культура речи Этические и фактические
ошибки.
Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы
предупреждения. Редакторская работа с текстом.
Логические ошибки в сочинении.
Логические ошибки и их виды. Типичные логические ошибки в школьных
сочинениях. Редакторская работа с текстом.
Изобразительно-выразительные средства языка и речи. Тропы и синтаксические
фигуры.
Определение различных изобразительно-выразительных средств языка и речи.
Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные признаки.
Творческая работа.
Изобразительные возможности лексики. Основные термины лексикологии.
Практическая работа с антонимами, синонимами, омонимами, фразеологизмами.
Выбор стиля. Оригинальность.
Редакторская правка текста. Анализ стилистических недостатков. Творческая
работа по выработке индивидуального стиля.
Что же значит «раскрыть тему» и как ее «закрыть»? Что значит «соответствие
теме»? Советы пишущему сочинение.
Разработка подробного алгоритма написания сочинения. Привлечение опыта
учащихся и аналитического материала по курсу.
Информация об учете рабочей Программы воспитания в разделе «Содержание
учебного курса «Технология написания сочинений»
В разделах и темах учебного предмета учитель будет:
побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
•
привлекать внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, использовав воспитательные возможностей содержания раздела (темы)
через подбор соответствующих упражнений и демонстрацию обучающимся
примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
•
включать в урок игровые элементы, которые помогут поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
•
применять на уроках интерактивных форм работы с обучающимися

16

IТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ»
10 класс
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

1
2

Введение в курс. Требования к итоговому
сочинению по литературе
Понятия «направление» и «тема сочинения».

1
1

3

Подходы к трактовке художественного текста.

1

4

Требования к написанию сочинения. Критерии
оценивания сочинения.
Логический анализ и осмысление
формулировки темы. Анализ формулировки
темы. Выбор темы и логический анализ ее
формулировки. Понимание темы.
Знание и понимание привлекаемого
литературного материала. Обобщение опыта
работы над сочинениями разных жанров
Проблемный вопрос в темах различной
формулировки.
Преобразование темы- понятия в вопрос.

1

5

6
7
8

9

10
11
12

13

14

15
16

17

ЭОР/ЦОР

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaf8a4
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaaf8a4

1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaaf8a4
1
1
1

Тема-афоризм, тема-цитата (урок-практикум).
Работа с темой- цитатой, темой- афоризмом.
Средства художественной выразительности в
теме- цитате. Анализ проблематики тем
афоризмов. Толкование темы-афоризма.
Практическая работа №1 «Понимание темы
сочинения и ее формулировка».

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaadc98
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaadc98
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaadc98

1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaadc98
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaadc98
1

Широкое и узкое понимание темы.
Работа с текстами, определение темы текста.
Ассоциативные цепочки и ключевые слова к
теме. Выстраивание ассоциативных цепочек из
ключевых слов и вопросов к теме. Синквейн,
диамант и штрих к ключевым словам темы.
Тонкие и толстые вопросы в рамках темы.
Практическая работа № 2 «Написание
синквейна к сочинению-рассуждению.»
Выстраивание ассоциативных цепочек из
ключевых слов и вопросов к теме.

1

1

1

Структура сочинения- рассуждения. Структура
рассуждения: тезис – доказательство – вывод.
Типы речи: рассуждение, повествование,
описание. Их основные признаки и различия.

1
1

Композиция сочинения. Композиция
сочинения с учетом различия родов и жанров
используемых для аргументации
произведений. Композиция образов в
произведении. Композиция отдельных частей

1

17

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaaddb0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaadc98

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaafd18
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaadc98
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8

28

произведения.
Композиция образов в
произведении. Композиция
отдельных частей произведения.
Примеры сочинений с разной
композицией.
Технология написания сочинения: вступление,
виды (историческое, аналитическое,
биографическое, сравнительное, лирическое).
Анализ вступлений к школьным сочинениям.
Виды вступления к сочинению. От вопроса
темы к вступлению. Анализ образцовых
вступлений.
Практическая работа № 3 «Написание
вступления к сочинению-рассуждению.»
Творческая работа. Синквейн, диамант и
штрихи как опорный конспект к написанию
вступления.
Главные
части
сочинения:
тема
и
аргументация.
Приёмы
привлечения текста литературного источника
в
работе
над
сочинением.
Работа с вопросами темы. Формулировка
аргументов. Виды и структура аргументов в
сочинении-рассуждении. Анализ аргументации
в школьном
сочинении.
Работа с вопросами темы. Формулировка
аргументов. Виды и структура аргументов в
сочинении-рассуждении.
Анализ
аргументации
в
школьном
сочинении.
Способы цитирования и привлечение
литературного материала.
Фактические
ошибки.
Практическая
работа № 4 «Написание
основной
части сочинения - рассуждения.»
Технология написания сочинения: заключение,
виды. Анализ заключений к школьным
сочинениям. Виды заключений. От главного
вопроса темы к заключению. Анализ
образцовых заключений
Заключение к сочинению. Анализ заключений к
школьным сочинениям. Практическая работа №
5 «Написание заключения к сочинениюрассуждению.»
Практическая работа № 5 «Написание
сочинения-рассуждения.»

29

Анализ работ. Работа над ошибками.

1

30

Анализ направлений , предложенных для
подготовки к сочинениям в учебном году.

1

31

Критерии оценивания сочинения.

1

32

Практическая работа № 6 «Оцени сочинение по
критериям».

1

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaadc98

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
1

18

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

33

34

Как работать над речевым оформлением
сочинения (фактические, речевые
грамматические ошибки).
Редактирование и рецензирование сочинений.
Совершенствование написанного.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация. Творческая работа

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

1

Всего

34

1
1

19

11 класс
№
п/п

1

2

3
4

5

6

Кол-во
часов

Тема
Структура экзамена. Требования к сочинениюрассуждению в формате ЕГЭ
Понятие о сочинении – рассуждении. Композиция
сочинения-рассуждения. Стиль и тип текста.
Соразмерность частей сочинения. Работа над
композицией сочинения рассуждения.
Соответствие сочинения критериям оценки.
Работа над абзацным членением текста.
Критерии оценивания сочинения – рассуждения. Что
такое текст. Связь предложений в тексте
Выявление микротем в тексте. Формулирование
проблемы исходного текста. Способы
формулировки проблемы текста. Типовые
конструкции (клише) для формулирования
проблемы
Практическая работа №1. «Выявление проблем в
тексте» Различие понятий темы и проблемы. Типы
проблем. Проблематика текстов.

9

Комментарий к сформулированной проблеме.
Способы комментирования. Различные виды
комментариев
Виды комментариев к проблеме. Два типа
комментария. Типовые конструкции (клише) для
комментирования проблемы
Практическая работа №2. «Составление двух типов
комментариев к проблеме»

10

Формулирование позиции автора исходного текста.
Способы выражения позиции автора.

11

Авторская позиция в художественном тексте.
Типовые конструкции для выражения авторской
позиции. Введение цитат в тексте сочинения

7

8

12

13

14

Практическая работа № 3. «Нахождение в тексте
авторской позиции. Формулировка авторской
позиции
Выражение собственного мнения. Способы
выражения. Включение иллюстративного
материала из произведений русской и мировой
литературы (плюсы и минусы), Типовые
конструкции для выражения своей позиции.
Практическая работа № 4. «Аргументация
собственного мнения по проблеме
Практическая работа № 5. «Написание сочинения –
рассуждения по заданному тексту»

18

ЭОР/ЦОР

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaddb0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaadc98

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaf8a4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaf8a4

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaf8a4
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaf8a4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaadc98
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaadc98

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaadc98

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaadc98
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaddb0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaadc98

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaafd18

15

16

17
18

19

20

21

22
23

24

25
26
27
28

29

30

31

32

Основы грамотного письма. Речевое оформление
сочинения. Связность и последовательность
изложения Грамматические и речевые ошибки
Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая
норма. Типичные грамматические ошибки в
школьных сочинениях
Типичные грамматические ошибки в школьных
сочинениях. Лексические ошибки Орфографические
и пунктуационные ошибки. Редакторская работа с
текстом.
Типичные грамматические ошибки в школьных
сочинениях. Орфографические и пунктуационные
ошибки. Редакторская работа с текстом.
Речевые ошибки в сочинении. Речевые ошибки и их
виды
Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях.
Редакторская работа с текстом. .Практическая
работа № 6. «Нахождение и редактирование всех
типов ошибок»
Этические и фактические ошибки.
Определение этической и фактической ошибки. Их
виды и способы предупрежден
Этические и фактические ошибки. Определение
этической и фактической ошибки. Их виды и
способы предупреждения.
Практическая работа №7. Написание сочинения в
формате ЕГЭ.
Этические и фактические ошибки.
Определение этической и фактической ошибки. Их
виды и способы предупреждения. Редакторская
работа с текстом.
Логические ошибки в сочинении.
Логические ошибки и их виды. Типичны логические
ошибки в школьных сочинениях. Редакторская
работа с текстом
Изобразительно-выразительные средства языка и
речи. Тропы и синтаксические фигуры.
Определение различных изобразительновыразительных средств языка и речи. Функции
тропов и синтаксических фигур в речи, их
основные признаки. Творческая работа.
Изобразительные возможности лексики.
Основные термины лексикологии.
Практическая работа с антонимами,
синонимами, омонимами, фразеологизмами.
Выбор стиля. Оригинальность.
Редакторская правка текста. Анализ стилистических
недостатков. Творческая работа по выработке
индивидуального стиля.
Разработка подробного алгоритма написания
сочинения. Привлечение опыта учащихся и
аналитического материала по курсу.

19

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaadc98
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8

1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

33

34

Разработка подробного алгоритма написания
сочинения. Привлечение опыта учащихся и
аналитического материала по курсу.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация.
Творческая работа

1
1
1

Всего

34

20

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».