ВД Умники и Умницы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Пышминского муниципального округа Свердловской области
«Черемышская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол №1 от 29.08.2025
года

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ПМО СО
«Черемышская СОШ»
В.В. Меньшенина
Приказ №91-ОД от 29.08.2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Умники и Умницы»
для обучающихся 1 класса
Срок реализации: 4 года
Составители:
Шишляева А.Е.

Черемыш 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа для 1 класса по курсу внеурочной деятельности
«Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
на основе авторской программы развития познавательных способностей
учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Программа данного курса представляет систему интеллектуальноразвивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Полный курс занятий включает 135 занятий: 1 занятие в неделю, в
первом классе - 33 занятия на весь учебный год. Условное название курса
«РПС» (развитие познавательных способностей).
Программа 1 класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в
соответствии с
образовательным планом. Занятия по развитию
познавательных способностей отличаются тем, что ребенку предлагаются
занятия неучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму
игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младшего
школьника. На занятиях не ставят отметки, а ребенок сам оценивает свои
успехи, что создает особый положительный эмоциональный фон.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной
деятельности
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя.
 Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться
в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства,
неравенства, плоские геометрические фигуры.

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
 Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Регулятивные УУД
 Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
 Проговаривать последовательность действий.
 Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.
 Учиться работать по предложенному учителем плану.
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Коммуникативные УУД
 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
 Слушать и понимать речь других.
 Читать и пересказывать текст.
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Личностные результаты:
 Определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы).
 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,
при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Предметными результатами изучения курса
являются формирование
следующих умений.
 описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
 выделять существенные признаки предметов;











сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.

Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческопоисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта
разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений.
Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие
умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического
слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения.
Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и
явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию
восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой,
образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию
точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества
воспроизведения материала.
Развитие
внимания.
Диагностика
произвольного
внимания.
Тренировочные упражнения на развитие
способности переключать,
распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации
внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять
признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам,
давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками.
Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать
предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности.
Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза,
сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и

существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения
логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что
было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация
словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы
- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные
определения понятиям.
Модель занятия в 1 классе:
«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты). Выполнение упражнений для
улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС.
Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических
упражнений улучшаются показатели различных психических процессов,
лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти,
повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных
интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
Разминка(3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят
определенного положительного эмоционального фона, без которого
эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы,
включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у
детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены
немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной
учебно-познавательной деятельности.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе
познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления
(15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют
развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся
соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,
разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять
логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что
степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
Веселая переменка (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не
только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать
развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
Построение предметных картинок (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они
нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными

геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур,
предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают
пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию
симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и
совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление,
моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами
небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над
словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение
выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята
одновременно развивают устную речь.

Раздел 3. Тематическое планирование
№
1.

Темы
Интеллектуально-развивающие занятия для 1-х
классов

Количество часов
33

Дата
№
проведе
занят
ния
ия
план
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Календарно-тематическое планирование
1 класс
Дата
проведе
Развиваемые способности
ния
факт
Вводный урок. Выявление уровня развития.
Штриховка
Развитие концентрации внимания. Графический
диктант.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления.
Тренировка зрительной памяти. Развитие
мышления.
Развитие аналитических способностей.
Графический диктант.
Развитие воображения. Рисуем по образцу
Развитие логического мышления. Графический
диктант.
Концентрация внимания. Развитие мышления.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.
Тренировка зрительной памяти. Развитие
мышления.
Развитие аналитических способностей.
Совершенствование воображения. Рисуем по
образцу
Развитие логического мышления.
Концентрация внимания. Развитие мышления.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Тренировка слуховой памяти, развитие
мышления.
Тренировка зрительной памяти, мышления.
Развитие аналитических способностей.
Совершенствование воображения. Рисуем по

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

образцу
Развитие логического мышления. Графический
диктант
Развитие логического мышления. Графический
диктант
Развитие концентрации внимания. Графический
диктант
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Тренировка слуховой памяти, мышления.
Тренировка зрительной памяти Графический
диктант
Развитие аналитических способностей
Развивай воображение. Рисуем по образцу
Развитие логического мышления. Графический
диктант
Развитие внимания, мышления
Тренировка внимания. Графические диктанты
Выявление уровня развития познавательных
способностей на конец года. Вкусное занятие:
развитие воображения
Итого 33 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».