Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности Умники и умницы 1 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ ПГО "Управление образования и молодёжной политики"
МБОУ ПГО "Черемышская СОШ"

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 31.08.2023 года

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ПГО «Черемышская
СОШ»

Приказ № 87/5 - ОД от 31.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«Умники и Умницы»
(общеинтеллектуальное направление)
1 класс
Срок реализации: 1 год

с. Черемыш

Пояснительная записка
Нормативно-правовая база. Рабочая программа к курсу «Умники и
умницы» составлена на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010) и
программы курса «Юным умникам и умницам» автора О.А. Холодовой (Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Программа курса «РПС». – М.:
Москва РОСТ, 2012).
Назначение программы. Данный курс представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальных классов.
Принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение
каких-то конкретных знаний и умений.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у обучающихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Программа курса «Умники и умницы» направлена на
решение этой проблемы.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов
организации деятельности обучающихся,
направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают
уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках
внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы кружка, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности обучающихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей, обучающихся на основе системы развивающих занятий.
2

-

-

-

-

Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать,
делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов
памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и
ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления
и развитие умения
решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной
деятельности обучающихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться
и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать
мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в
процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,
при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
3

Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование
следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
4

Программа реализуется в 1 классе в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом, рассчитана на детей 7 - 9 лет.
33 часа (1 час в неделю), продолжительность занятий – 35 минут.
Формы и методы работы.
Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной
форме:
- Работа в парах.
- Групповые формы работы.
- Индивидуальная работа.
- Самооценка и самоконтроль.
- Взаимооценка и взаимоконтроль.
Формы организации деятельности:
- конкурс;
- игра;
- путешествие.
Описание основных подходов, обеспечивающих взаимосвязь содержания урочной и внеурочной деятельности.
Содержание курса построено на междисциплинарной (интегративной)
основе обучения с такими предметами как математика, информатика, русский язык.
В ходе реализации программы осуществляется расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Основными принципами распределения материала являются:
• системность: задания располагаются в определенном порядке;
• принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
• принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
• увеличение объема материала;
• наращивание темпа выполнения заданий;
• смена разных видов деятельности.
На занятиях используются презентации к занятиям, электронные задания и тестовые работы, современное техническое оборудование в виде интерактивной доски, электронных учебных пособий «Учимся мыслить логически», «Графические диктанты».
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм
самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тре5

вожность и необоснованное беспокойство обучающихся, исчезает боязнь
ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным
занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из
системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и
развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для
понимания задания, и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы,
кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми
поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное
качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность
дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для
нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у
детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У
других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети,
участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание
научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в
течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение
к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи
по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году,
но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Модель занятия включает этапы, развивающие познавательные способности учеников:
Рекомендуемая модель занятия в 1 классе такая:
«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты).
6

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
«Разминка» (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они
же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15
минут).
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют
развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
«Веселая переменка» (3-5 минут).
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только
развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
Построение предметных картинок, штриховка (15 минут).
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они
нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур,
предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают
пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию
симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом,
словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными
свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

7

Планируемые результаты
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные
результаты оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек,
семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть
в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной
среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему
настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о
том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то
мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование
гражданина и гражданского общества.
Планируется достижение первого уровня воспитательных результатов к
концу первого класса, достижение второго уровня к концу третьего класса,
достижение третьего уровня к концу 4 класса.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития
учащихся по методикам Холодовой О. А., Криволаповой Н.А. (результаты
фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
 прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
8

 пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и по-

следовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
 рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу,
«план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
 контроль по результату, который проводится после осуществления
учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
 тестирование;
 практические работы;
 творческие работы учащихся;
 контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего
«знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание
тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты
проверки фиксируются в зачётном листе учителя.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность
учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с
этими заданиями самостоятельно;

косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также
наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.


9







Критерии оценки результатов тестов.
80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
60-80% - уровень выше среднего;
50-60% - средний уровень;
30-50% - уровень ниже среднего;
меньше 30% - низкий уровень.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся
получат возможность формирования
Личностных результатов:
• определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы);
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при
поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УДД:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
• проговаривать последовательность действий;
• учиться высказывать свое предположение (версию);
• учиться работать по предложенному педагогом плану;
• учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
• учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УДД:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
• учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
• учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
• учиться выражать свои мысли;
• учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
• овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
10

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

сравнивать предметы по заданному свойству;
определять целое и часть;
устанавливать общие признаки;
находить закономерность в значении признаков, в расположении
предметов;
определять последовательность действий;
находить истинные и ложные высказывания;
наделять предметы новыми свойствами;
переносить свойства с одних предметов на другие;
волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения;
слова – выражения приветствия, прощания;
понятие слово. Толковый словарь;
однозначные и многозначные слова.
Содержание программы (тематический план)

Наименование раздела

Содержание раздела программы

Лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на
1 раздел:
Задания на развитие внимания развитие произвольного внимания детей.
Упражнения, направленные на развитие объёма внимания.
Упражнения, направленные на развитие устойчивости,
переключения и распределения внимания.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение
целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад,
находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые
задачи.
Упражнения на развитие и совершенствование слуховой
2 раздел:
памяти.
Задания на развитие памяти
Упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти.
Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться
своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у
них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и
наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
11

Развитие воображения построено в основном на матери3 раздел:
Задания на совершенствование але, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометричевоображения
ских тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые
надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не
проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; - выделение из общего рисунка заданных фигур с
целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с
изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с
помощью чисел).
Приоритетным направлением обучения в начальной
4 раздел:
Задания на развитие
школе является развитие мышления. С этой целью в ралогического мышления
бочих тетрадях приведены задания, которые позволяют
на доступном детям материале и на их жизненном опыте
строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения
таких упражнений дети учатся сравнивать различные
объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза,
устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

12

Календарно-тематическое планирование для 1 класса
№
Тема
п/п
1.
Выявление уровня развития
внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (вводный урок)
2.
Развитие
концентрации
внимания. Развитие мышления.

3.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

4.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

5.

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

6.

Развитие
аналитических
способностей.
Совершенствование
мыслительных
операций.

7.

Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по
образцу.

8.

Развитие логического мышления.
Совершенствование мыслительных операций.

9.

Развитие

концентрации

Содержание
Знакомство с планом проведения
занятия. Выполнение тестовых
заданий.
Задачи, при решении которых им
необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Выполнение заданий на развитие
внимания.
Графический диктант.
Выполнение заданий на развитие
мышления. Участие в игре.
Задачи, при решении которых им
необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Выполнение заданий на развитие
мышления. Отгадывание изографов, разгадывание ребусов.
Показ решения задач, связанных с
анализом исходных данных.
Выполнение заданий на развитие
мышления, зрительной памяти.
Участие в соревновании.
Показ решения задач, связанных с
анализом исходных данных. Организация игры в парах.
Выполнение заданий на развитие
мышления.
Показ решения задач, связанных с
анализом исходных данных. Организация игры в парах.
Выполнение заданий на развитие
воображения. Отгадывание изографов, разгадывание ребусов.
Показ решения задач, связанных с
анализом исходных данных. Организация игры в парах.
Выполнение заданий на развитие
мышления.
Показ решения задач, связанных с

Планируемое
освоение
1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

6 неделя

7 неделя

8 неделя

9 неделя
13

внимания. Развитие мышления.

10.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

11.

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

12.

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

13.

Развитие
аналитических
способностей.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по
образцу.
Развитие логического мышления.
Совершенствование мыслительных операций.

14.

15.

16.

Развитие
концентрации
внимания. Развитие мышления.

17.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

18.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

анализом исходных данных. Организация игры в парах
Выполнение заданий на развитие
внимания.
Показ решения задач, связанных с
анализом исходных данных. Организация игры в парах
Выполнение заданий на развитие
внимания, мышления.
Задачи логического характера целью совершенствования мыслительных
операций
младших
школьников.
Выполнение заданий на развитие
памяти. Отгадывание изографов,
разгадывание ребусов.
Задачи логического характера целью совершенствования мыслительных
операций
младших
школьников.
Выполнение заданий на развитие
памяти.
Организация игры в группах.
Выполнение заданий на развитие
мышления. Отгадывание изографов, разгадывание ребусов.
Организация игры в парах и группах.
Выполнение заданий на развитие
воображения.
Показ решения задач, связанных с
анализом исходных данных. Организация игры в парах.
Выполнение заданий на развитие
мышления. Отгадывание изографов, разгадывание ребусов.
Задачи, при решении которых им
необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Выполнение заданий на развитие
мышления.
Организация игры в парах. Выполнение заданий на развитие
мышления.
Организация игры в группах.
Выполнение заданий на развитие
памяти.

10 неделя

11 неделя

12 неделя

13 неделя

14 неделя

15 неделя

16 неделя

17 неделя

18 неделя

14

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

Тренировка зрительной па- Проведение занимательных заданий и упражнений.
мяти. Развитие мышления.
Выполнение заданий на развитие
памяти.
Проведение занимательных задаРазвитие аналитических
ний и упражнений.
способностей. СовершенВыполнение заданий на развитие
ствование мыслительных
мышления.
операций.
Совершенствование вообра- Организация игры в парах.
жения. Задания по переклаВыполнение заданий на развитие
дыванию спичек. Рисуем по воображения.
образцу.
Развитие логического мыш- Организация игры в парах.
ления.
Выполнение заданий на развитие
Совершенствование мысли- мышления. Отгадывание изогрательных операций.
фов, разгадывание ребусов. Участие в игре.
Развитие
концентрации Тренировка в решении задач на
внимания. Развитие мышле- смекалку. Выполнение заданий на
ния.
развитие мышления. Участие в
игре.
Тренировка внимания. Раз- Тренировка в решении задач на
смекалку. Выполнение заданий на
витие мышления.
развитие мышления.
Задания, в которых увеличивается
Тренировка слуховой паобъём материала, наращивается
мяти. Развитие мышлетемп выполнения заданий, сложния.
нее становятся выполняемые рисунки.
Выполнение заданий на развитие
памяти.
Тренировка зрительной па- Тренировка в решении задач на
мяти. Развитие мышления.
смекалку. Выполнение заданий на
развитие памяти.
Развитие
аналитических Организация игры в группах.
способностей.
Совершен- Выполнение заданий на развитие
ствование
мыслительных мышления.
операций.
Совершенствование вообра- Показ решения задач, связанных с
жения. Задания по перекла- анализом исходных данных. Ордыванию спичек. Рисуем по ганизация игры в парах.
Выполнение заданий на развитие
образцу.
воображения.
Развитие логического мыш- Тренировка в решении задач на
ления.
смекалку. Выполнение заданий на
Совершенствование мысли- развитие мышления. Отгадывание
тельных операций.
изографов, разгадывание ребусов.
Развитие
концентрации Проведение занимательных заданий и упражнений, в процессе

19 неделя

20 неделя

21 неделя

22 неделя

23 неделя

24 неделя

25 неделя

26 неделя

27 неделя

28 неделя

29 неделя

30 неделя
15

внимания. Развитие мышления.

31.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

32.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

33.

Выявление уровня развития
внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

выполнения которых у ребёнка
формируются обще учебные знания, умения и навыки.
Выполнение заданий на развитие
мышления.
Проведение занимательных заданий и упражнений, в процессе
выполнения которых у ребёнка
формируются обще учебные знания, умения и навыки.
Выполнение заданий на развитие
памяти.
Проведение занимательных заданий и упражнений, в процессе
выполнения которых у ребёнка
формируются обще учебные знания, умения и навыки.
Показ решения задач, связанных с
анализом исходных данных.
Выполнение заданий на развитие
памяти.
Проведение диагностики уровня
развития познавательных процессов.
Выполнение тестовых заданий.

31 неделя

32 неделя

33 неделя

16

Учебно-методическая литература для учителя
№

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ «Юным умникам и ум- Методическое пособие для
книга, 2007 г
ницам: Задания по раз- 1-4 класса
витию познавательных
способностей
(6-7
лет)»

2.

Примерные программы внеурочной деятельности.
Начальное и основное образование / [В.А. Горский,
А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А.
Горского. – М.: Просвещение, 2010, Холодова О.А.
Юным умникам и умницам. Программа курса
«РПС». – М.: Москва РОСТ, 2012
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

3.

4.

5.

Программа развития познавательных способностей учащихся

Пособие для учителя

Оценка достижения планируемых результатов в Пособие для учителя
начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. /
М.Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой,
О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение,
2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
Как проектировать универсальные учебные действия Пособие для учителя
в начальной школе: от действия к мысли: пособие
для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г.
Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152
с. – (Стандарты второго поколения)

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».