Рабочая программа элективного курса Читательская грамотность 5 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ ПГО "Управление образования и молодёжной политики"
МБОУ ПГО "Черемышская СОШ"

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 31.08.2023 года

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ПГО «Черемышская
СОШ»
Приказ № 87/5 - ОД от 31.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Читательская грамотность»
ДЛЯ 5 КЛАССА

Пояснительная записка
Рабочая
программа
по курсу внеурочной
деятельности
«Читательская
грамотность» для 5 классов составлена в соответствии с:
1. Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
2. Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»
3. Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ–
1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно- методическое письмо
об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования).
4. Методическими рекомендациями по формированию функциональной грамотности
обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
5. Стратегиями развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана
мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 12.11.2020 № 2945-р).
6. Письмом МОиН РФ от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении Методических
рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках
реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности».
7. Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»
8. Приказом Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019 «Об
утверждении Методологии и критериев
оценки качества общего образования в
общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества
подготовкиобучающихся»
9. Письмом Департамента государственной политики и управления в сфере общего
образования от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной
грамотности»
10.
Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 г. №03ПГ-МП42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской
Федерации во внеурочной деятельности».
11.
Федеральным государственным образовательным стандартом (далее — ФГОС)
основного общего образования (Приказ МинпросвещенияРоссии от 31.05.2021 № 287)
12.
Приказом Министерства Просвещения РФ от 11.12.2020 №712 «О внесении
изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования по вопросам воспитания обучающихся».
13.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021
г № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общегообразования».
Программа внеурочной деятельности по формированию читательской грамотности
адресована учащимся 5 классов общеобразовательной школы и является необходимым
дополнением к программам всех учебных предметов, так как формирование навыков смыслового
чтения является стратегической линией школьного образования в целом.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату,
заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса
личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников
адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации
своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность,

понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней
среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в
расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с
информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как
универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению
новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому
от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении,
зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст,
поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и
обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового
чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы будет
способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности
использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и
пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции,
формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля,
интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в
начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в
течение всех лет обучения.
Цель программы: формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение
практических задач при работе с текстом различного содержания.
Задачи программы:
1. развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать
духовно-нравственные основы личности;
2. вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением,
активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
3. развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки
самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
4. освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом
деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения
(просмотрового/поискового,
ознакомительного,
изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
5. учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и
рефлексивной оценки информации на основе
– углубления базовых знаний по теории текста;
– использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
– использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстовразных стилей и
жанров, соответствующих возрасту учащихся;
– использования приёмов обработки информации в зависимости отцели её дальнейшего
использования;
– использования приёмов организации рефлексивной деятельностипосле чтения и
осмысления текстов.
Место
курса
внеурочной
деятельности
по
формированию
читательской грамотности в учебном плане:
В соответствии с учебным планом общее количество
времени на учебныйгод
обучения составляет 34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час.

Содержание курса
Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)
Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с которыми
связан процесс чтения.
Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать более
результативным.
Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и прогнозирования;
обсуждение возможных результатов и формы предъявления результата(создание портфолиоотчёта или портфолио достижений). Знакомство с технологией сбора и анализа информации о
результатах работы для портфолио. Оформление первой страницы портфолио (результат работы
с текстом и анкетирования).
Беседа: выявление понимания учащимися, важно ли перед чтением определять цель чтения
книги, статьи, параграфа учебника и т.д. (чтобы подготовиться к пересказу; потому что мне это
интересно; чтобы научиться чему- либо; чтобы узнать...; чтобы развлечься, получить
удовольствие и т. п.) Восприятие информации о видах чтения, которыми пользуется человек,
чтобы достичь своей цели (выборочное: просмотровое, поисковое, ознакомительное,
сканирующее, изучающее).
Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)
Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, принятия
решения о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного знакомства с информацией,
прогнозирования. Умение пробегать текст глазами, определять его основные элементы,
сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются
ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в
тексте.
Ориентация в книге на основе знания её структуры. (Занятие проводится на базе
школьной/районной библиотеки).
Турнир догадливых «Кто и зачем может читать эти книги?» (Прогнозирование содержания
книг по заглавию, известным авторам, догадке, жизненному опыту).
Список (примерный) книг: Д.Р.Р. Толкин «Властелин колец», О. Андреева «Учитесь
быстро читать», К. Дойль «Приключения Шерлока Холмса», А. Безруков «Занимательная
география», Гомер «Илиада», Н. Носов «Фантазёры», Р. Декарт «Метафизические размышления»,
Энциклопедия этикета и т.п.)
Блиц-турнир «Из чего состоит книга?»: прогнозирование ответа на вопрос: «Как
выбрать нужную книгу?»;определение элементов структуры книги и информации, которую несёт
элемент.
Практикум: определение вида чтения для выбора книги, первичного знакомства с книгой,
статьёй учебника и т.п. Практическое освоение способов/приёмов просмотрового чтения
(незнакомого учебника, учебного пособия, художественного произведения) с целью обнаружить
нужную информацию.
Вопросы и задания(зависят от выбранного материала и предполагают обязательный вывод,
например, о чём «рассказала» фамилия автора? Чтоузнали из аннотации?):
• прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана;
• прочитайте аннотацию;
• обратите внимание на условные обозначения;
• выделите заголовки и рубрики;
• представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса;
• просмотрите первую и последнюю страницы.
• Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего вычитаете (будете
читать) именно эту книгу?
Практикум: практическое освоение способов/приёмов ознакомительного чтения (в работе с
отдельным текстом) с целью более подробно уяснить какую-то определенную информацию.

Вопросы и задания:
• прочитайте, кто автор текста;
• прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее предложения и сделайте вывод, о
чём говорится в абзаце, в тексте;
• бегло просмотрите весь текст и определите, о чём в нём идёт речь;
• поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Что мне известно по теме? Что
мне нужно узнать? Чего жду от этой главы, параграфа?
• найдите в тексте … (конкретную информацию)
Составление Памятки для просмотрового/ознакомительного чтения. Работа в малых группах
(парах), коллективное обсуждение и корректирование вариантов (Чтобы познакомиться с книгой,
используйте приёмы просмотрового и ознакомительного чтения: …)
Тема 3. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать –узнал») Теоретическое
обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал». Умениеопираться на имеющиеся знания,
сохранять интерес к получению новойинформации, ставить собственные
цели
(стадия
вызова
в
технологииРКМЧП), осмысленно
подходить к получению новой информации (стадияосмысления), размышлять и делать
простые выводы (стадия рефлексии) вграфической (табличной) организации читаемого текста.
Практикум: освоение стратегий смыслового чтения с применением технологий РКМЧП
(приём «З-Х-У», Д. Огл). Комплексный подход к содержанию текста из учебника истории
(географии или научно-популярноготекста), тема которого частично знакома учащимся:
1) заполнение
учащимися
первого
столбика
таблицы
«З-Х-У»
до
знакомства с текстом,
2) заполнение с помощью учителя (на доске и в тетрадях) второгостолбика таблицы,
3) самостоятельное чтение текста и выявление информации, совместное обсуждение:
Можем ли мы ответить на вопросы, которыесами поставили перед чтением?
4) заполнение с помощью учителя третьего столбика таблицы,
5) добавление
источника
информации
(текст …) в дополнительный
столбик.
Подведение итогов, сопоставление содержания граф, ответы на вопросы: Чтоосталось
нераскрытым? Какие источники информации могут помочь?
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Источники информации

Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)
Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова (от лат. tехtus
— «ткань, сплетение, соединение») и образного представления (ткань, сплетение); углубление
понимания на основе практического осмысления его признаков: выраженность (текст всегда
выражен в устной или письменной форме); ограниченность (текст имеет начало и конец);
членимость (текст состоит из двух или нескольких предложений); связность (предложений и
части текса связаны); цельность (единое целое в отношении содержания и построения);
упорядоченность (все языковые единицы и содержательные, смысловые стороны определённым
образом упорядочены); смысловая цельность (текст отражает те связи и зависимости, которые
имеются в самой действительности); информативность (содержание высказывания и отношение
автора к содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция автора). Темы широкие и узкие,
ведущая тема и подтемы, микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне
смыслового анализа далее не членится).
Обучающий тренинг: сопоставление текстов на одну тему и выявление различий. Анализ
темы «осень» и авторского отношения к теме в стихотворениях А.С. Пушкина («Октябрь уж

наступил…»), А.А. Фета(«Когда сквозная паутина…») – выявление групп тематических слов; в
стихотворении («Унылая пора!») и прозе А.С. Пушкина («Это случилось осенью.» (отрывок из
«Станционного смотрителя») – выявление ритмико- интонационной организации текстов.
Подготовка выразительного чтения литературных произведений.
Проект: организация проекта подготовки к конкурсу чтецов по выбранной теме:
утверждение темы, сроков, выстраивание процесса подготовки, включающего поиск
необходимого материала с помощью приёмов просмотрового (поискового) чтения. Просмотр
ресурсов интернета через поисковые системы.
Примечание: Возможны другие варианты подборки текстов и другая направленность
мероприятия.
Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)
Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать
содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт.
Пред текстовые вопросы и задания в формировании умений.
Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник Заголовок – это
„входная дверь“ текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте.
Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».
Заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое («Любовь к жизни»
Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Герой нашего времени», М.
Лермонтова); заглавия-загадки («Всадник без головы» М. Рида, «Голова профессора Доуэля»
А. Беляева,
«Мёртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие отношение автора к героям, событиям
(«Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского, «Отверженные» В. Гюго, «Кот - ворюга»
К. Паустовского); заглавия «с сюрпризами» («Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками»,
«Тёплый хлеб» К. Паустовского) и др.
Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?» Анализ заглавий текстов:
• Географические последствия землетрясений (отражает тему);
• Осень – любимое время года (отражает главную мысль);
• Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст);
• Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках (отражаетрезультат);
• Золотые пески Египта (рекламная функция);
• А вы верите
в НЛО? (обращение
к опыту, знаниям, интересам
читающего);
• Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата). Практикум:
прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление
прогноза с
содержанием текста
(для прогнозирования может быть предложен
параграф или текст из учебника покакому-либо предмету).
Проблемный вопрос: зачем обдумывать заголовок, если предположение оказывается
неверным?
Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)
Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и
эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста,
прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу. Оформление
эпиграфа на письме. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.
Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»:
• содержательный анализ одного текста, определение темы и главноймысли;
• выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точкизрения;
• подбор заглавий,
– характеризующих тему;

–
–
–
–
–

характеризующих главную мысль, сформулировкой в форме вопроса, утверждения;
указывающих на событие, время, действующее лицо;
заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;
выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;
анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника литературы) и
побор эпиграфа
Письменное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М. Шагинян Эпиграф не
случаен – он необходим для автора, как «ключ» для композитора, в котором будет звучать
произведение». Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте.
«Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по эпиграфам, данным в
учебниках по разным предметам к темам, которые изучаются в текущий период (УМК по
географии, русскому языку).
В работе с текстами используются пред текстовые вопросы и задания:
• Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела?
• Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о егосодержании?
• Какую роль играет эпиграф к разделу/теме?
• Что вам уже известно по этой теме?
• Какой материал следует знать / повторить для понимания нового? Задание
для
портфолио
(на перспективу):
поиск
возможного
названия
портфолио и подбор эпиграфа.
Тема 7. Внимание к слову
Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей
смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения, вносимые
приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из других языков, по интернациональным
морфемам. Роль выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.
Тренинговые упражнения «Учимся видеть слово» (проводятся с использованием словарей,
подготовленных текстов). (Дидактический материал: к занятию 7.):
• Аукцион «Кто больше?»
• Игра «Правда ли, что .?.»
• Реши задачу
• В поисках слова
• Устное сочинение
Индивидуальные консультации: лексический анализ выбранных для конкурса чтецов
произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их значения.
Индивидуальная помощь в подготовке выразительного чтения.
Тема 8. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы» (возможны другие
варианты тем)
Объектами проверки являются умения
– отбирать стихотворения и прозаические отрывки по теме,
– понимать смысловую, эстетическую стороны текстов,
– отражать это понимание в выразительном чтении.
Тема 9. Наши друзья и помощники (Словари и справочники) Библиотечный урок (на
базе школьной/районной библиотеки) или урок сиспользованием
сетевых
образовательных
ресурсов (http://www.slovari.ru ,http://ru.wikipedia.org, http://febweb.rii/feb/slt/abc). Роль словарно-справочной литературы и современных информационных
источников в формировании стратегий смыслового чтения.
Устное сочинение «Как я понимаю эпиграф к занятию»: «Словарь — это вся вселенная в
алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя

все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!» (Анатоль Франс)
Презентация словарей и справочников: информация о словарях библиотекаря/учителя и/или
представление
интернет-ресурсов.
Словари
энциклопедические
(Большая
советская
энциклопедия, Большой энциклопедический словарь, Литературная энциклопедия, Детская
энциклопедия и др.) и языковые (филологические, лингвистические). Лингвистические словари –
одноязычные и многоязычные (чаше двуязычные). Одноязычные словари, включающие все слова
данного языка (словари thesaurus – от греч. «сокровищница, хранилище»), современного
литературного языка, языка того или иного писателя, языка отдельного произведения,
исторические, этимологические, синонимов,
фразеологические,
иностранных
слов,
орфографические,
орфоэпические,
словообразовательные,
сокращений;
жаргонные,
терминологические словари (Словарь юного математика, Словарь литературоведческих терминов,
Словарь терминов по информатике и др.)
Практикум(работа в группах) «О чём рассказал словарь»: определение назначения словаря
на основе использования приёмов просмотрового чтения; ознакомительное чтение и анализ
словарных статей (два-три словаря разных видов). Строение словарной статьи.
Подготовка группового проекта презентации словаря (отсроченное задание к ролевой игре
«Заседание Учёного совета лексикографов»): обсуждение плана представления словаря, выбор
словаря для представления и подготовкаматериалов. Примерный
план представления
(презентации)
словаря:название словаря, выходные
данные
(автор (-ы), где
и
когда
издан); назначение словаря; строение словарной статьи; интересные примеры
статей.
Тема 10. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста) Практическое
освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов. Понятие как логически
оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с помощью слов или словосочетаний;
частные и общие понятия, часть ицелое; классификация
понятий.
Признаки
как
свойства
предметов; существенные и несущественные признаки. Термин, определение
термина через общее (род) понятие и частное (вид), указывающее на наиболее существенный
признак.
Интеллектуальный марафон: решение задач, выявляющих и формирующих практические
умения совершать интеллектуальные действия:
• подбирать к частному понятию общее (например: пчела, метр, плюс – знак
математических действий, … –насекомое, … –единица длины);
• ограничивать понятия (например: геометрическая фигура – квадрат; небесное тело –
планета – Земля);
• выделять существенные признаки слова (например: для слова квадратиз слов сторона,
углы, чертёж, бумага, карандаш; для слова термометр из слов тепловые явления, шкала,
температура, прибор);
• подбирать рядоположенные слова (термометр, весы – измерительные приборы).
Игры:
• «Отгадай загадки»(определение понятия по признакам).
• «Чёрный ящик» (определение понятия по признакам начиная с второстепенных и
заканчивая существенными).
• «Установи закономерность» (подбор для каждого из понятий обобщающего слова и
наиболее существенного признака: прилагательное – часть речи, обозначает признак предмета).
• «Третий лишний» (классификация понятий по определённым признакам). Выявление
победителей и оформление результатов в портфолио.
Тема 11. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)
Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная,
фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др. Умение
осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии

поискового (сканирующего) чтения.
Практикум «Учимся читать учебный текст»:
• Разминка на развитие внимания «Учимся запоминать прочитанное»;
• Поисковое чтение главы учебника с целью обнаружения требуемой информации
(пробежать текст глазами, найти основные элементы учебного текста – общую информацию,
правила, термины, определения понятий, примеры, факты; определить главную и
вспомогательную информацию, иллюстративную);
• упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов (беглое чтение и
обнаружение дат, имён, названий мест, единичных фактов).
Мониторинг: упражнение на поиск конкретной информации и развитиевнимания,
памяти, догадки
Тема 12. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)
Умение ориентироваться в
тексте: поиск
информации
и понимание
прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условныхграфических символов
для выделения информации(подчёркивание/выделение маркером слов, терминов;
[правила/определения];
<вспомогательная информация>; «!» – особо важная информация; может использоваться
системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть
вопросы).
Обучающий тренинг
«Учимся
читать
учебный
(научно-популярный)
текст»: чтение текста, маркирование информации.
В работе с текстами используются притекстовые вопросы и задания:
• выделите (подчеркните) по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
• определите границы известной/неизвестной информации;
• выделите (подчеркните) слова, которыми передаётся главная мысль текста/абзаца;
• найдите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры,
вспомогательную информацию и т.п.). Оформление результатов в портфолио.
Тема 13. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению
умений
работать с информацией и выделять главную мысль)
Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с информацией
по заданным параметрам поиска
и
нахождения
нужной
информации,
совместная проверка
результатов,
анализ
и
рефлексия. Оформление результатов в
портфолио.
Тема 14. Как читать несплошной текст? (Поиск и обработка информациив
несплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию,
интерпретировать её. Несплошные тексты (тексты, в которых информация предъявляется
невербальным или не только вербальным способом) и их виды: графики, диаграммы, схемы
(кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; планы (помещения, местности,
сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные
постеры, меню, обложки журналов и др.. Значимость умения работать с не сплошной текстовой
информацией на уроках и в жизни.Турнир догадливых:
«О чём рассказал билет на выставку/концерт/спектакль?» Ознакомительное чтение и анализ
не сплошного текста.
«О чём объявляет объявление?» / «О чём рассказала реклама?» / «О чём рассказал
путеводитель?» и т.п.: Аналитическая работа с не сплошными текстами по извлечению
информации.

Тема 15. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в
несплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию,
интерпретировать её.
Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы» (с использованием материала
учебников по разным предметам).
При ознакомительном чтении таблицы (схемы) могут использоваться вопросы и задания:
• определите вид текста;
• выскажите
предположения
о
содержании
текста
на
основе
заглавия/озаглавьте текст;
• определите особенности структуры текста (сколько столбцов, строк идр.);
• выделите ключевые слова (знаки, символы и т.д.);
• обратитесь к словарю/справочной литературе/учебнику для выяснениязначения всех
незнакомых/непонятных слов (терминов, понятий);
• определите
смысловые
блоки
– с главной
и второстепенной
информацией;
• определите основное содержание; вопросы при изучающем чтении
• проанализируйте структуру текста и обоснуйте её особенности;
• сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе не сплошного
текста;
• найдите
неявную
информацию.
Дополнительные вопросы
• Есть ли иллюстративный материал? Какова его роль (предположение о содержании на
основе рисунка, графика)?
• Есть ли в статье графические (шрифтовые, цифровые) выделения?
• Что и зачем выделено другим цветом (шрифтом, курсивом)?
• Почему, например, таблица представлена в разном цветовом решении?
• Просматривая текст, на что вы сразу обратите внимание?
Упражнение на формирование умения дополнять таблицу недостающими данными
Оформление результатов в портфолио.
Тема 16. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)
Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении,
понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка
действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при определении типа
речи. Связь с композицией текста(деление текста
на
абзацы/микротемы).
Способы
связи междупредложениями
(частями) в
тексте: цепная,
параллельная,
комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и
новое в текстах с разными способами связи. Средства связи. Примерный вариант таблицы:
Исследовательская задача:
1) спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в тексте – это, прежде
всего, связь смыслов» (Л.В. Щерба);
2) доказать справедливость суждения академика, выполнив задание навосстановление
последовательности предложений в тексте.
3) Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теориитипов речи.
Упражнение на формирование умения переводить информацию в другую форму: заменять
готовую таблицу схемой или кластером (графическое оформление текста в определённом порядке
в виде «грозди»).
Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения текста с точки зрения типа
речи, установление смысловых и грамматических связей предложений.
При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются вопросы изадания:

•
•
•
•
•
•
•
•

Каким типом речи является данный текст? Докажите.
Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией?
Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи?
Какова роль первого и последнего предложений в тексте?
Объясните деление текста на абзацы?
Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте?
Определите средства связи между … и …предложениями.
Почему
для связи предложений
используется
речевой повтор?

местоимение,

а не

Тема 17. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».
Проводится
как отчёт комиссий
лексикографово
возможностях разных
словарей « Словари и справочники – спутники цивилизации»: защитагрупповых
проектов,
представляющих
определённые виды
словарей.Обсуждение и оценивание проектов.
Тема 18. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)
Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее понимание
того, о чём говорится в тексте, что говорится и как говорится. Обучающий эффект игровых
заданий на развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные
связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п.(Дидактический материал: к занятию 18.)
Интеллектуальная разминка: установление оснований для классификации и обобщения.
Интеллектуальные игры:
• «Как говорят пословицы»: изучающее чтение и определение «сцеплений»
мысли в пословицах (смысловые части соединены по сходству, по противоположности, с
элементами того и другого).
• «Угадай продолжение»:
выявление
смысловых
связей
в пословицах и
высказываниях (цитаты, крылатые выражения).
• «Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов, второй уровень – из
частей, которые связаны причинно-следственными и другими смысловыми отношениями.
• «Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным началу или концу,
соединение предложений в смысловое единство.
• «Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения. Практикум-исследование
учебного
или
научно-популярного
текста:выявление
и маркировка
• информации по
смысловому содержанию
–причина, цель,
следствие, пояснение и т.д.
Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»: выявлениесвязи, смысла и
пунктуации в текстах-«путаницах».
Тема
19. Погружение
в текст (Логико-смысловой
анализ
текста
художественного или публицистического стиля речи)
Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически выстраивает
текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковыесредства.
Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов работы и
фиксирование результатов деятельности в портфолио (результат выполнения работы в
раздаточном комплекте).
Дополнительные задания к практикуму:
• Коллективное составление плана текста, запись плана (выявлениезатруднений).
• Устный пересказ текста по плану (с сохранением лица).
• Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие родины?»

Тема 20. Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеровв тексте
учебно -научного стиля речи)
Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных функциональных типов,
являющийся фундаментальной образовательной единицей. Выделение элементов рассуждения при
ознакомительном и изучающем чтении текстов.
Поиск информации в словарях о терминах тезис, аргумент, факт, пример. Составление графсхемы по теории типа речи рассуждения, учитывающей виды рассуждений (доказательство,
объяснение, размышление), строениетекста-рассуждения (тезис,
аргументы, вывод) и
ход
развития мысли(дедуктивный: вступление
–
тезис-доказательства
тезисавывод, индуктивный: вступление-факты и аргументы -тезис). Слова-помощники (вопрос почему?,
союзы потому что, так как).
Практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста: выявление и маркирование
информации, отражающей строение текста-рассуждения. Подбор собственных аргументов к тезису.
Фиксирование результата в портфолио.
Тема 21. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)
Прогнозирование
как
интеллектуальный
мыслительный
приём
при
ознакомительном
и изучающем
чтении, который активизирует
процесс
освоения и понимания содержания, развивает воображение, творческиеспособности,
формирует навык быстрого чтения, вырабатывает критическоеотношение к прочитанному.
Интеллектуальная разминка
• «Угадай слово»
• «Продолжи предложение»
Игра «Бюро прогнозов»: смысловое прогнозирование в тексте с пропущенными буквами на
конце слов, установление слова на основе связей, смысловых ассоциаций; развитие навыков
быстрого чтения.
Творческое
упражнение
«Сочинялки»:
прогнозирование
необычной
(смешной,
неожиданной, парадоксальной) концовки по образцу предложенных.
Оформление результатов деятельности в портфолио.
Тема 22. Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания)
Умение задавать вопросы и прогнозировать развёртывание мысли, ход развития замысла
автора, необходимое при чтении как научного, так и художественного текстов. Технология
«чтение с остановками» и прогнозирование дальнейшего развития действия.
Практикум «Сделай остановку и придумай продолжение»: творческое чтение текста и
придумывание (прогнозирование) продолжений. Слушание прогнозов и комментарий в процессе
работы, сравнение продолжений с авторским вариантом. Сравнение прогнозов с авторским
вариантом, вывод о возможностях разных вариантов реализации мысли
Тема 23. Диалог с текстом (Вопросы к тексту)
Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс чтения
активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в тексте. Разминка
(в парах) «Сочиняем истории по вопросам»: придумывание историй (сказок) по вопросам,
которые задаются поочерёдно друг другу и на которые так же в порядке очерёдности отвечают
оба участника.
Практикум «Учимся задавать вопросы»: приёмы обнаружения в тексте скрытых вопросов,
прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы, заданные автором, проверка
предположений и т.д.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: использование технологии РКМЧП и
составление таблицы «Кто?Что? Когда? Где? Почему?» при чтении текста.
Фиксирование результатов деятельности в портфолио.

Тема 24. Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы)
Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие» вопросы), и
вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа («толстые» вопросы). Ромашка Блума
(технология РКМЧП). Шесть лепестков ― шесть типов вопросов: простые вопросы, отвечая на
которые нужно назвать какие-либо факты, вспомнить и воспроизвести определенную
информацию; уточняющие вопросы для установления обратной связи, выявления
подразумевающейся, но необозначенной информации («То есть ты говоришь, что?..», «Если я
правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но, по- моему, вы сказали о?..»); интерпретационные
(объясняющие) вопросы, направленные на установление причинно- следственных связей(«Почему
…?»); творческие вопросы, содержащие элементы условности, предположения, прогноза («Если
бы…»;«Как вы думаете, что (как) будет …?»); оценочные вопросы, направленные на выяснение
критериев оценки событий, явлений, фактов («Почему что-то хорошо, а что- то плохо?»);
практические вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой
(«В каких ситуациях мы можем использовать?»).
Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что…?»: поиск ответов на заданные по тексту
вопросы ― для возникновения интереса, выяснения общего понимания смысла
учебного/познавательного текста.
Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких» и «толстых» вопросов,
самостоятельная работа в парах и составление вопросов по тексту, взаимообмен вопросами с
другими парами, поиск ответов и выбор лучших вопросов и оформление их в таблицу.
Оформление результатов деятельности в виде таблицы «тонких» и «толстых» вопросов,
которая вносится в портфолио.
Тема 25. Диалог с текстом (Выделение главной мысли)
Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в
тексте главную мысль.
Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте или обдумывать
свои ответы.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление вопросов в группах, взаимообмен
вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой. Завершение
марафона (финишная черта) –обоснование и запись главной мысли текста.
Тема 26. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»
Проводится как командная игра, победителем в которой становится команда,задавшая
последний вопрос.
Дидактическая цель – диагностировать умение задавать вопросы к тексту,разные по
характеру и форме.
Тема 27. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
Умение
осмыслять
информацию,
осуществляя
мыслительные операции
анализа
и выделения
главной
и второстепенной,
явной и скрытой
информации; развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов,
словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте. Обучающий тренинг «Словам
тесно, а мыслям — просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте. Игра
(командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при знакомстве с учебным
(познавательным) текстом, решение задачи — собрать коллективными усилиями максимум
информации и установить на этапе коллективного обсуждения фиксирование значимых для
данного текста информационных единиц. Игровой результат действия команд определяется
наличием именно этих единиц.
Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат) в портфолио.

Тема 28. Что помогает понять текст? (План текста)
Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и
фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и формы плана: простой и сложный;
назывной/номинативный (слово или словосочетание с существительным в именительном падеже),
вопросительный, тезисный.
Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение учебного текста, выявление
главной мысли в каждом абзаце, параллельная запись главной мысли в разных формах.
Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы и задания:
•
выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
• выделите
в тексте определения
понятий
(формулировки
правил,
примеры, вспомогательную информацию и т.п.);
• выясните значение незнакомых слов, терминов;
• выделите слова, которыми передаётся главная мысль каждого абзаца;
• запишите главную мысль абзаца кратко;
• откорректируйте запись и составьте план в одной форме (назывной,вопросный и т.д.)
Тема 29. Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки,
выписки, цитаты)
Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативным замыслом на этапе понимания и преобразования текстовой информации.
Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды»: изучающее чтение учебного
текста, составление и запись плана, выписки, соответствующие пунктам плана (фактов, ключевых
понятий, цитат).Формы записи могут создаваться с использованием технологий РКМЧП
(таблица «Что? Где? Когда? Где? Почему?», приёма ведения двухчастного дневника). Вариант
задания:
используя
приёмы
просмотрового
чтения,
отобрать
материал
по
определённойтеме (предоставленный учащимся
материал
должен быть избыточным и обязательно включать тексты, которые не связаны с темой),
сделать выписки; предложить варианты использованиясобранного материала.
Тема
30.
Шифровка
и
дешифровка
текста
(Обработка
и
перекодирование информации)
Понимание и запоминание информации в результате её обработки. Обучение базовым
умениям обрабатывать информацию и фиксировать результат обработки в разных формах
графического оформления текста.
Мини-проект «Создаём и оформляем не сплошной текст». Организация проектной
деятельности в группах:
• определение конечного продукта деятельности и предъявления его в форме выбранного
вида не сплошного текста (таблица, схема, кластер, опорный конспект) и устного сплошного
текста;
• коллективное обсуждение этапов проектирования (выбор сплошных текстов для работы;
чтение текста и извлечение
основной и второстепенной информации, выделение ключевых слов, озаглавливание;
обсуждение результатов этапа; обсуждение структуры не сплошного текста, используемых
технических средств; распределение обязанностей при создании конечного продукта);
• реализация проекта в группах в соответствии с намеченными этапами;
• предъявление результатов деятельности и рефлексия.
Упражнение на развитие умения использовать полученную информацию для решения
учебной задачи: взаимообмен групп готовыми продуктами деятельности и формулирование
вопросов на основе содержания созданного группой не сплошного текста.
Вспомогательный материал для использования в самостоятельной работе: глоссарий
(словари), источники для уточнения характеристик видов не сплошных текстов и образцы

оформления таблиц, схем, опорных конспектов. Оформление результатов деятельности в
портфолио.
Тема 31. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста
и пересказ)
Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как
средство формирования коммуникативных умений. Использование умения анализировать
композицию текста и отражать её в плане. Изложения с элементами описания, с элементами
рассуждения(по характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое,
выборочное, с элементами сочинения(по способу передачисодержания).
Устное изложение: подготовка устного сжатого пересказа текста повествовательного
характера с элементами рассуждения (в качестве исходного предлагается один из знакомых
учащимся текстов, например, в теме 13). Замена/расширение информации своими
аргументами/примерами.
Тема 32. Когда текст прочитан (Оценка информации)
Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и знаниевым опытом,
выявлять, насколько она полезна, интересна, практически значима, является важнейшим
рефлексивным умением, формирующим по-настоящему активное, деятельное, целевое чтение. Во
время рефлексивной работы с текстом используются послетекстовые вопросы и задания:
• Как соотносится то, что вы прочитали, с тем, что вы уже знали?
• Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте?
• Что нового и полезного вы узнали из текста?
• Как
можно
оценить
информацию:
каковы
положительные
и
отрицательные стороны информации?
• Возможны ли другие пути решения вопроса?
• Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем?
• Где можно применить полученные знания?
• Над
какими
вопросами
в процессе
осмысления
текста
вы
задумывались? (при чтении данные вопросы адаптируются применительно к содержанию
конкретного текста). Диспут «Прочитав текст»: выявление личностной позиции учащихся
послечтения проблемного публицистического текста.
Тема 33. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации:план текста и
пересказ)
Тема 34. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)
Заключительное
занятие
является
подведением
итогов,
включает
самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем.
Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательному читателю/Учись
читать/Советы помощника/Школа чтения): обобщение теоретического и практического усвоения
стратегий чтения и проверка результативности на уровне понимания. Обсуждение в группах и
коллективное (индивидуальное) составление рекомендаций, помогающих организовать процесс
чтения. Включение Памятки в портфолио.
Оформление (индивидуальное)портфолио достижений как результата работыи самоанализа.
Итоговый контроль: Представление портфолио «Мои достижения»

Планируемые результаты изучения программы внеурочнойдеятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они
формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные
направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных
образовательныхрезультатов.
Личностные результаты
1. готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
2. осознание ценности самостоятельности и инициативы;
3. наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
4. проявление интереса к способам познания;
5. стремление к самоизменению;
6. сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
7. ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
8. установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений;
9. приобретение опыта успешного межличностного общения; 10.готовность к
разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных идругих творческих работах;
11. соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
1. готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей
компетентности через практическую
2. деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в
совместной деятельности новые знания, навыки икомпетенции из опыта других;
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают
способность обучающихся иcпользовать на практике универсальные учебные действия,
составляющие умение учиться:
- овладение универсальными учебными познавательными действиями;
- овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
- овладение универсальными регулятивными действиями.
 Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных
курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину
мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
 способность их использовать в учебной, познавательной и социальнойпрактике;
 готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
 способность организовать и реализовать собственную познавательнуюдеятельность;
 способность к совместной деятельности;
 овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных
текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее

целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
-владеть базовыми логическими операциями:
-сопоставления и сравнения,
-группировки, систематизации и классификации,
-анализа, синтеза, обобщения,
-выделения главного;
 владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и
знакосимволических средств;
 устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
 с
учетом
предложенной
задачи
выявлять
закономерности
и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
 предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений ипроцессов;
 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезыо взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных
критериев);
2)
базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах;
3)
работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учетом предложеннойучебной задачи и заданных критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой
и их комбинациями;
 оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;

 эффективно запоминать и систематизировать информацию.
 Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачии поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты решения задачи, выполненногопроекта;
 самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с нимсоставлять устные и письменные тексты
с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
 планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1)
самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
 ситуациях;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений

 (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решенийгруппой);

 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ

решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемыеварианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом полученияновых знаний об изучаемом объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение;
 2) самоконтроль:
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнутьпри решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находитьпозитивное в произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям;
3)
эмоциональный интеллект:
 различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциямидругих;
 выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерениядругого;
 регулировать способ выражения эмоций;
4)
принятие себя и других:
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
 принимать себя и других, не осуждая;
 открытость себе и другим;
 осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего образования
представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе
внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной
грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов:

анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых
высказываний с точки зрения решения коммуникативнойзадачи;

определение лексического значения слова разными способами
(установление значения слова по контексту).

овладение умениями смыслового анализа художественной литературы,умениями
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;

умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять

тематику и проблематику произведения; выявлять позициюгероя, повествователя, рассказчика,

авторскую позицию, учитывая художественные особенности

произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенностиязыка
художественного произведения;

овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально
изученных художественных произведений (в том числе сиспользованием методов смыслового
чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных
типов, жанров, назначений в

целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных
потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов
эстетического анализа).

понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официальноделовых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых
типов речи: формулирование вустной и письменной форме темы и главной мысли текста;
формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них;
подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменнойформе содержания
текста;

овладение умениями информационной переработки прослушанногоили
прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой
информации в тексте;

представление содержания прослушанного или прочитанного учебно- научного
текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста илиего фрагмента;

извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею;
Тематическое планирование
№
1
2

3

4

5

6

Тема
Умеем ли мы
читать?(Виды чтения)
Как выбрать
книгу?(Виды чтения:
просмотровое,
ознакомительное)
Библиотечный урок
Учимся
ставить
цель чтения («Знаю –
хочуузнать – узнал»)
Что и о чём?
(Углубление понятияо
тексте)
С чего
начинаетсятекст?
(Роль заглавия)
Зачем нужен
эпиграф? (Роль заглавия
и эпиграфа)

Кол- во
часов
1
1

1

Форма занятий

ЭОР

Вводное занятие. Беседа

https://rikc.by/r
u/PISA/1-ex pisa.pdf
Литературная гостиная
https://rikc.by/r
u/PISA/1-ex pisa.pdf

Беседа

1

Практическое
занятие.Игра

Открытые
задания PISA
Открытые
задания PISA

1

Практическое
занятие.Игра

Открытые
задания PISA

1

Занятие
поискового
характера

Открытые
задания PISA

7

Внимание к слову

1

Тематический
конкурс чтецов
«Осенние
страницы»(возможны
другие варианты тем)
Наши друзья и
помощники (Словарии
справочники)
Учимся читать
учебный текст
(Элементы учебного
текста)
Главное и
неглавноев тексте (Виды
информации в учебном
тексте)
Учимся
читать учебный
текст (Маркировка
информации)
Практикумдиагностика (Тестовая
работа по применению
уменийработать с
информацией и выделять
главнуюмысль)
Как читать
несплошной текст?
(Поиск и обработка
информации в не
сплошных текстах)

1

Шифровка и
дешифровка текста
(Поиск и нахождение
информации в
несплошных текстах)
16
Как построен
текст?(Строение текстов
nразных типов речи)
17
Ролевая игра
«Заседание Учёного
совета лексикографов».
18 «Сцепления» в тексте
(Смысловые связи в
тексте)

8

9

10

11

12

13

14

15

1

Квест-игра

Открытые
задания PISA
Чтение стихотворений
http://www.biblior
ing.ru/

Творческая работа

http://www.slovar
i.ru

1

Практическое занятие

Открытые
задания PISA

1

Практические задания

Открытые
задания PISA

1

Индивидуальная работа

Открытые
задания PISA

1

Практикум

Открытые
задания PISA

1

Парная работа

Открытые
задания PISA

1

Групповая работа, игра

Открытые
задания PISA

1

Ролевая игра

Открытые
задания PISA

1

Работа с текстом

Открытые
задания PISA

1

Работа с текстом

Открытые
задания PISA

19

20

21

22

23

Погружение в текст
(Логико-смысловой
анализ текста
художественного или
публицистического стиля
речи)
Погружение в текст
(Выделение тезиса и
аргументов/примеровв
тексте учебно -научного
стиля речи)
Воображение и
прогнозирование
(Приёмы
прогнозирования)
Воображение и
прогнозирование
(Прогнозирование
содержания)
Диалог с текстом
(Вопросы к тексту)

1

Практикум

Открытые
задания PISA

1

Групповая работа

Открытые
задания PISA

1

Беседа

Открытые
задания PISA

1

Занятие в игровой
форме

1

Творческая работа

Открытые
задания PISA

Диалог с
текстом(«Толстые» и
«тонкие» вопросы)
25
Диалог с текстом
(Выделение главной
мысли)

1

Игра-состязание
«Аукцион вопросов и
ответов»
27
Учимся читать
«между строк»(Скрытая
информация в тексте)
28
Что помогает понять
текст? (План текста)

1

Индивидуальная работа

Открытые
задания PISA

1

Практическая работа

Открытые
задания PISA

1

Беседа

Что помогает
понятьтекст
(Перекодирование
информации: пометки,
выписки,цитаты)
30
Шифровка и
дешифровка текста
(Обработка и
перекодирование
информации)
31
Когда текст
прочитан(Обработка и
предъявление
информации: план текста
и пересказ)

1

Открытый микрофон

Открытые
задания PISA

1

Групповая работа

Открытые
задания PISA

24

26

29

1

1

Индивидуаль
ноепрактическое
занятие
Беседа, круглый стол

Открытые
задания PISA

Индивидуаль
наяигрупповая
работа

Открытые
задания PISA
Открытые
задания PISA

Открытые
задания PISA

Открытые
задания PISA

32

Когда текст
прочитан(Оценка
информации)

Когда текст
прочитан(Обработка и
предъявление
информации: план текста
и пересказ)
34
Чему я научился
(Подведение итогов,
оформление портфолио)
Всего
33

1

Беседа

Открытые
задания PISA

1

Работа с текстом

Открытые
задания PISA

1

Самостоятельная работа

Открытые
задания PISA

34

Формы и виды контроля
Вопросы и задания для формирования навыка смыслового чтения и работы с текстами
предлагаются устно и письменно. Письменное предъявление материала для индивидуальной или
коллективной работы представляет собой раздаточный материал: текст (сплошной/несплошной) и
вопросы в тестовой форме с учётом таких составляющих, как поиск и выделение информации,
интерпретация, рефлексия и оценка. Задания должны быть дифференцированы по уровню
сложности (базовый, повышенный) и соотнесены с количеством баллов. Задания на рефлексию и
оценку выполняются в форме связного свободного ответа. Примеры тестовых работ приведены в
разделе «Дидактические материалы».
В тесты включаются задания на формирование/проверку умений, формируемыхна базовом
уровне:
•
определять основную и второстепенную информацию (определение основной темы
текста, подбор заголовка, отражающего тему);
•
определять познавательную цель (определение основной мысли и цели создания
текста, подбор заголовка, отражающего идею);
•
определять речевую ситуацию, в которой создан текст (установление принадлежности
текста к стилю речи, определение типа книги, из которой взят текст);
•
извлекать необходимую информацию из текста (обнаружение фактической
информации);
•
находить и выделять конкретную информацию (несложный вывод на основе текста);
•
устанавливать причинно-следственные связи;
на повышенном уровне:
•
синтезировать информацию (составление целого из частей, восстановление
последовательности, составление плана и т.п.);
•
понимать и адекватно оценивать языковые средства (объяснение значения
встретившихся в тексте слов, в т.ч. по контексту, определение роли средств языковой
выразительности);
•
анализировать
объекты с
целью выделения каких-либопризнаков;
структурировать знания (обобщение и систематизация имеющейся втексте информации,
передача в другой форме, например, в таблице);
•
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели исхемы для
решения учебных и познавательных задач;
•
устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать
имеющуюся в тексте информацию в форме краткого письменного ответа;
•
строить произвольное речевое высказывание (умение сформулировать личное мнение
на основе информации, содержащейся в тексте, аргументировать его и излагать в форме связного
письменногоответа).
Если в тесте при оценивании вопросов и заданий базового уровня тестового характера
используется традиционный подход (1 балл – правильный ответ, 0 баллов - неверный), то
оценивание краткого ответа и ответа в свободной форме требует критериального подхода. В
общем виде подход может быть таким:
Указания к оцениванию связного письменного ответа
Высказано личное мнение и приведено его подтверждение ввиде связного
высказывания с опорой на текст
Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в
виде связного высказывания без опоры на текст
Подтверждение личного мнения дано отдельными словами
Отсутствует
подтверждение
личного мнения или
ответ не имеет прямого
отношения к содержаниютекста или ответ
отсутствует
Максимальный балл

Баллы
3
2
1
0

2

Выстраивая стратегию деятельности по формированию основ читательской компетенции,
следует учесть определение уровней читательской компетенции, разработанные для проведения
международных исследований (PISA,PIRLS).
Уровни читательской компетентности
5 уровень
Нахождение информации
Интерпретация текста
Рефлексия и оценка
Найти
и
установить
Истолковать
значения
Критически
последовательность
или нюансов языка или показать
оценитьтекст
комбинацию
отрывков
полное
или выдвинуть
глубоко
скрытой понимание текста и всех его гипотезы
о
нём
на
информации,
часть
которой деталей.
основе
специальных
может быть задана вне основного
знаний.
Работать
с
текста. Сделать вывод о том,
понятиями,
которые
какая информация в тексте
противоположны ожиданиям,
необходима для выполнения
основываясьна глубоком
задания.
Работать
с
пониманиидлинных или
правдоподобной
и/
или
сложных текстов.
достаточно
объёмной
информацией.
4 уровень
Нахождение информации
Интерпретация текста
Рефлексия и оценка
Найти и
установить
Использовать глубокие
Использовать
возможную последовательность
идеи,
заложенные
в академические
и
или комбинацию
отрывков тексте для понимания и
общественные знаниядля
глубоко
скрытой применения категорий в
выдвижения гипотезили
информации, каждая часть которой незнакомом контексте;
критической оценкитекста.
может отвечать множественным истолковывать
разделы
Демонстрироватьточное
критериям в тексте с неизвестным текста,
беря в расчет пониманиедлинных и
контекстом или формой. Сделать пониманиетекста вцелом.
сложныхтекстов.
вывод о том, какая информация в
Работать сидеями
тексте
необходима
для которыепротиворечат
выполнения задания.
ожиданиям
и
сформулированы в
негативном контексте.
3 уровень
Нахождение информации
Найти и в некоторых
случаях распознать связи между
отрывками
информации,
каждый
из
которых,
возможно,
отвечает
множественным
критериям. Работать с известной,
но
противоречивой
информацией.

2 уровень

Интерпретация текста
Объединить
несколько
частей
текста для того,
чтобы определить главную
мысль, объяснять связи и
истолковывать
значения
слов
и
смысл
фраз.
Сравнивать,
противопоставлять
или
классифицировать части
информации, принимая во
внимание
множество
критериев.
Работать с
противоречивой информацией.

Рефлексия и оценка
Делать
сравнения
илиустанавливать
связи,даватьобъяснения
илиоценивать
особенноститекста.
Демонстрироватьточное
понимание текстав
связи
с известными,
повседневными знаниями
илиосновывать
выводы
наменее
известных
знаниях.

Нахождение информации
Найти один или более
отрывков
информации,
каждый из которых, возможно,
отвечает
множественным
критериям.
Работать
с
противоречивойинформацией.

1 уровень
Нахождение информации
Найти один (или более)
независимый друг от друга
отрывок явно выраженной в
тексте информации по простому
критерию.

Интерпретация текста
Определить
главную
мысль,
понимать
связи,
формировать
и
применять
простые
категории
или
истолковывать
значенияв
пределах ограниченнойчасти
текста,
когда
информация малоизвестна и
требуется сделать простые
выводы.

Рефлексия и оценка
Делать сравнения или
устанавливать связи между
текстом
и
внешними
знаниями или
объяснять
особенности текста,
основываясь
на
собственном
опыте
и
отношениях.

Интерпретация текста
Рефлексия и оценка
Распознать
главную
Устанавливать простые
тему или авторские намерения связи между информацией в
в тексте на известную тему, тексте иобщими,
когда требуемая информация повседневными знаниями.
в тексте общеизвестна.

Материально-техническое обеспечение
Материалы для учащихся
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ Литература для учителя
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт основногообщего
образования. — М.: Просвещение, 2011.
2.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Основная школа / сост.Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011.
3.
Формирование универсальных учебных действий в основнойшколе: от действия к
мысли. Система заданий: пособие
для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.
4.
Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2003.
5.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.:
Просвещение, 1991.
6.
Заир-Бек
С.И., Муштавинская
И.В. Развитие
критического
мышления на уроке:
пособие
для учителей
общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
7.
Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития
познавательных способностей
учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.
8.
Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика:
учебное пособие. — М.: Форум, 2015.
9.
Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9
классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б.
Логиновой. — М.: Просвещение, 2014.
Интернет-ресурсы
1.
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
2.
Служба
русского
языка, словари,
справочная литература
http://www.slovari.ru
3.
Библиотека http://lib.ru
4.
Википедия https://ru.wikipedia.org
5.
Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ; http://school-collection.edu.ru

Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование
№

Тема

Кол-во
часов

1

Умеем ли мы читать?
(Виды чтения)

1

2

Как выбрать книгу? (Виды
чтения: просмотровое,
ознакомительное)
Библиотечный урок

1

3

Учимся ставить цель
чтения («Знаю – хочу
узнать– узнал»)

1

4

Что и о чём? (Углубление
понятия о тексте)

1

5

С чего начинается текст?
(Роль заглавия)

1

6

Зачем нужен эпиграф? (Роль
заглавия и эпиграфа)

1

7

Внимание к слову

1

Характеристика
деятельности
учащихся
Знакомство
технологией сбора
и
анализа
информации
о
результатах
работы для
портфолио
Извлечение нужной
информации из
текста;составление
памятки, работа в
группах
Освоение стратегий
Смыслового
чтения
с
применением
технологий
РКМЧП
Подготовка к
конкурсу
Чтецов по
выбранной
теме:
Прогнозирование
содержания текста
по заглавию,
составление плана
текста,
сопоставление
прогноза с
содержанием текста
Выявление
понимания
роли эпиграфа в
книге,тексте.
Лексический
анализ выбранных
для конкурса чтецов

Дата
проведения

Тематический конкурс
чтецов «Осенние
страницы» (возможны
другие варианты тем)
Наши друзья
и
помощники (Словари и
справочники)
Учимся читать учебный текст
(Элементы учебноготекста)

1

11

Главное и неглавное в тексте
(Виды информациив учебном
тексте)

1

12

Учимся читать учебный
текст (Маркировка
информации)

1

13

Практикум-диагностика
(Тестовая работа по
применению умений работать
с информацией ивыделять
главную мысль)

1

14

Как читать несплошной
текст?(Поиск и обработка
информации в не

1

8

9

10

произведений
с
целью поиска всех
непонятныхслов и
выражений и
выяснения
их
значения
Участие в конкурсе
чтецов

1

Знакомство с
словарями

1

Решение задач,
Выявляющих и
формирующих
практические
умениясовершать
интеллектуальные
действия:
Находить
требуемую
(нужную)
информацию,
применяя
технологии
поискового
(сканирующего)
чтения
Поиск информации
понимание
прочитанного
Выполнение
тестовой
работы,
проверяющей
умение работать с
информацией
информации,
совместная
проверка
результатов,
анализ и рефлексия.
Поиск и обработка
информации
несплошных

15

сплошных текстах)
Шифровка и дешифровка
текста (Поиск и нахождение
информации внесплошных
текстах)

1

текстах
Поиск
и
нахождение
информации
несплошных
текстах
Составление
таблицы/опорной
схемы/опорного
конспекта по
теории
типов речи

16

Как построен текст?
(Строение текстов разных
типов речи)

1

17

Ролевая игра «Заседание
Учёного совета
лексикографов».

1

Ролевая игра

18

«Сцепления» в тексте
(Смысловые связи в тексте)

1

Развитие
интеллектуальных
умений выявлять и
определять
причинноследственные
связи,
устанавливать
аналогии
и сравнения

19

Погружение в текст (Логикосмысловой анализтекста
художественного или
публицистического
стиля речи)
Погружение в текст
(Выделение тезиса и
аргументов/примеров в
тексте учебно -научного
стиля речи)
Воображение и
прогнозирование (Приёмы
прогнозирования)

1

Логико-смысловой
Анализ текста
художественного

1

Выделение тезиса
аргументов/
примеров втексте
учебно-научного
стиля речи
Изучение приёмов
прогнозирования

Воображение и
прогнозирование
(Прогнозирование
содержания)
Диалог с текстом (Вопросык
тексту)

1

Прогнозирование
Содержания

1

Диалог с текстом

1

Составление
вопросов
к тексту
Составление
вопросов

20

21

22

23

24

1

(«Толстые» и «тонкие»
вопросы)

к тексту

25

Диалог с текстом
(Выделение главной
мысли)

1

Составление
вопросов в
группах,
взаимообмен
вопросами между
группами и ответы
на те из них,
которые не были
учтены группой
Участие в
командной игре

26

Игра-состязание «Аукцион
вопросов и ответов»

1

27

Учимся читать «между
строк» (Скрытая
информация в тексте)

1

Осмысление
информации,
осуществляя
мыслительные
операции анализа и
выделения главной
и второстепенной,
явной и скрытой
информации

28

Что помогает понять текст?
(План текста)

1

29

Что помогает понять текст
(Перекодирование
информации: пометки,
выписки, цитаты)

1

30

Шифровка и дешифровка
текста (Обработка и
перекодирование
информации)

1

Структурирование
информации
во
время чтения и
после
чтения,
перерабатывание и
фиксирование
сжатой информации
в форме плана
Структурирование
информации
во
время чтения и
после
чтения,
перерабатывание и
фиксирование
сжатой информации
в форме плана
Обработка
перекодирование
информации

31

Когда текст прочитан
(Обработка и предъявление
информации: план текста и
пересказ)

1

Обработка
предъявление
информации:
текста и пересказ)

32

Когда текст прочитан
(Оценка информации)

1

Создание
вторичного
текста на

базе

33

Когда текст прочитан
(Обработка и предъявление
информации: план текста и
пересказ)

1

другого (исходного
текста): пересказ
(изложение)
как
средство
формирования
коммуникативных
умений
Работа с текстом

34

Чему я научился
(Подведение итогов,
оформление портфолио)

1

Создание памятки

34
Всего


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».