Рабочая программа элективного курса Практическая математика 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ ПГО "Управление образования и молодёжной политики"
МБОУ ПГО "Черемышская СОШ"

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 31.08.2023 года

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ПГО «Черемышская
СОШ»

Приказ № 87/5 - ОД от 31.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Практическая математика»
для обучающихся 8 класса

Черемыш 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Математика возникла в результате необходимости использования ее элементов в
практической деятельности людей. В начале своего развития математические знания
служили преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний
школьного курса от практики приводит к непониманию цели изучения правил, формул,
теорем, закономерностей и вызывает снижение интереса к математике.
Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающихся,
обеспечить
осмысление математических знаний, их практического значения. Математическое
образование не будет представляться им чем-то абстрактным, и все реже будет возникать
вопрос: “А зачем нам нужно изучать математику?”.
Данной программой предусмотрено использование всех заданий исключительно с
практическим содержанием (в том числе и задания на смекалку). Освоение
программы направлено на побуждение познавательного интереса к математике,
установление связи математических знаний с ситуациями из повседневной жизни.
Включение в образовательный процесс математических задач практического содержания
важно и в психологическом отношении, так как обеспечивает формирование
познавательного интереса обучающихся и приобретение жизненного опыта, развивает
логическое мышление.
Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности
обучающихся
является удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, которые не
могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов
Базисного учебного плана.
Данная программа разработана с целью накопления субъектного опыта моделирования
ситуаций, в которых предусмотрено применение математических знаний в реальной
действительности.
Она способствует развитию предметных, метапредметных,
коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, ориентирует
ребенка на дальнейшее самоопределение в сфере профессионального предпочтения.
Программа ориентирована на базовый уровень владения математическими знаниями
и предполагает наличие общих представлений о применении математики, рассчитана
на учащихся, которые стремятся не только развивать свои навыки в применении
математических преобразований, но и рассматривают математику как средство получения
дополнительных знаний о профессиях.
Программа имеет прикладное и образовательное значение, способствует развитию
логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных
связей. С целью повышения познавательной активности учащихся, развития
способностей
самостоятельного
освоения
знаний школьники
обеспечены
возможностью проводить самостоятельный поиск решения поставленной проблемы,
поиск необходимой и полезной информации.
Основная цель программы: сформировать у школьников представления о математике
как о комплексе знаний и умений, необходимых человеку для применения в различных
сферах жизни.
Место курса в учебном плане:
На изучение курса в 8 классе отводится:
– количество часов в год – 34 ч.;
– количество часов в неделю – 1 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль 1«Математика в быту» построен на основе идеи «образовательного
маршрута», в основе которого лежит познание использования математических правил
и закономерностей в повседневной жизни. Кому и зачем нужна математика? С чего
начинается математика в жизни школьника, взрослого человека, семьи. В какой
профессии математика не нужна? Что развивает математика? Решение задач на смекалку.
Разметка участка на местности. Какие знания помогут осуществить разметку. Какое
необходимо оборудование. Расчет площади и периметра участка. Расчет стоимости
ограждения участка. Меблировка комнаты. Какая мебель нужна на кухне, в спальне, в
холле, в гостиной? Как расставить мебель в комнате? Практическая работа с моделями.
Расчет стоимости ремонта комнаты. Ремонт классной комнаты. Выбор материалов
для ремонта. Замеры на местности. Расчет количества расходных материалов. Расчет
стоимости ремонта. Домашняя бухгалтерия. Из чего состоит бюджет? Статьи
расходов семьи. Зачем нужны сбережения? Бюджет семьи с низким уровнем дохода и
семьи с высоким уровнем дохода: составление таблицы расходов и доходов. Бюджет
школьника: составление таблицы расходов и доходов. Сколько стоит семейный
отдых? Виды отдыха семьей. Расчеты затрат на отдых. Зачем нужно просчитывать
расходы? Практическое применение составленных таблиц. Сколько
стоит
электричество? На что тратит электричество семья. Как можно экономить
электричество? За какой срок окупаются расходы на энергосберегающую лампу?
Сколько можно сэкономить на двух тарифном счетчике? Решение практических задач.
Математика и режим дня. Зачем нужен режим дня? Поможет ли математика составить
режим дня? Когда и сколько нужно отдыхать? Компьютер в жизни школьника: польза или
вред? Чередование видов деятельности школьника. Сколько нужно выполнять
домашнее задание? Сколько школьник учится и сколько отдыхает? Сколько родители
работают и сколько отдыхают? Как отдохнуть от учебной деятельности? Составление
режима дня по всем правилам.
Модуль 2 «Математика в профессии» построен на идеи погружения в
деятельность человека определенной профессии и установления связи этой деятельности
с математическими знаниями. Из чего складывается заработная плата? Кто начисляет
зарплату? Из чего складывается зарплата учителя? Как оплачивается отпуск? Как
оценить работу школьника, студента? Решение практических задач. Что такое отчет?
Кто и для чего составляет отчеты? Для чего сводят дебет и кредит? Математика и
статистика. Математическое моделирование отчетов. Решение практических задач.
Математика в пищевой промышленности. Что считает мастер пищевого производства?
Последствия ошибки в просчетах. Решение практических задач. Математика в медицине.
Зачем математика врачу? Фармацевту? Лаборанту? Стандартный вид числа в
лабораторных исследованиях. Как просчитать дозу лекарства? Решение практических
задач. Математика в промышленном производстве. Как используется математика в
производстве автомобилей? Зачем нужен план производства? Выполнение задания сверх
плана. Решение практических задач. Математика в сфере обслуживания. Группы
профессий сферы обслуживания. Профессии работников торговли и сферы бытовых
услуг. Кому и как помогает математика. Заказ товаров на реализацию в торговой

сети, заказ пошива школьной формы для класса. Математика в спорте. Как может
помочь
математика
достигнуть
хороших
результатов в спорте? Решение
комбинаторных задач. Математика и искусство. Как математические знания нужны
художнику? Кем был Леонардо да Винчи – художником или конструктором? Какие
математические знания помогут изобразить объект? Практическое занятие.
Модуль 3«Математика в бизнесе» знакомит школьников с отдельными
экономическими понятиями, математическими закономерностями, особенностями
построения бизнеса. Экономика бизнеса. Покупатель и продавец. Издержки,
стоимость, цена. Спрос и предложение. Цепочка образования стоимости товара.
Доход и прибыль. Рентабельность бизнеса. Составление кластера из рассмотренных
понятий. Оплата услуг и издержки производства. Решение практических задач. Цена
товара. Наценки и скидки. Решение практических задач.
Деловая игра «Юные
бизнесмены»
Модуль 4 «Математика и общество» ориентирует обучающихся на освоение
экономических понятий и связанных с ними математических понятий, правил и
закономерностей, необходимых каждому гражданину. Штрафы и налоги. Как и за что
начисляются штрафы? Штрафы для юридических лиц и для физических лиц. Как
избежать штрафов? Пени. Сколько стоит не платить штраф? Решение практических задач.
Распродажи. Когда и где бывают распродажи? Кому выгодны распродажи? Повышение и
снижение цены на товар? Решение практических задач. Тарифы. Что такое тариф? Где
встречаются тарифы? Тарифы на цены и услуги. Коммунальные платежи. Решение
практических задач. Голосование. Референдумы. Перепись населения. Гражданская
позиция каждого. Обязательно ли участие в выборах и референдумах? Может ли
зависеть судьба страны от позиции ее гражданина? Роль личности в истории. Решение
практических задач.
Модуль 5 «Математика в природе» построен на основе идеи «исследовательского
образовательного маршрута», в основе которого лежит познание использования
математических правил и закономерностей в природе. Что и как экономят пчелы?
Правильные многоугольники. Правильный шестиугольник для пчел. (урокисследование) «Золотое сечение» в живой и в неживой природе. Что такое «золотое
сечение»? Золотое сечение вокруг нас. Золотое сечение в архитектуре города Ульяновска.
Практическая работа. Какова высота дерева? Какие математические знания помогут
вычислить высоту дерева? Вычисление высоты дерева или иного объекта на местности
(творческая лабораторная работа) Симметрия вокруг нас. Виды симметрии. Примеры
видов симметрии в природе. Решение практических задач.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
КУРСА «МАТЕМАТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Практическая
математика» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики,
ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской
математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных
сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
представлением о математических основах функционирования различных структур,
явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к
обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений
науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической
направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений,
осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических
объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в
искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием
математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и
значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической
культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками
исследовательской деятельности;
6)
физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья,
ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии,
признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области
сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических
проблем и путей их решения;

8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и
действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов,
понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий,
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
 воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и
отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
 выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах,
данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
 делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
 разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного),
проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов,
выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать
собственные рассуждения;
 выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
 использовать
вопросы
как
исследовательский
инструмент
познания,
формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно
устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою
позицию, мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей математического
объекта, зависимостей объектов между собой;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных
результатов, выводов и обобщений;



прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения
о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
 выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для
решения задачи;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
 выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
 оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями
общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и
письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать
полученный результат;
 в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы,
решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять
свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие
и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои
возражения;
 представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта,
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории;
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении учебных математических задач;
 принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной
работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат
работы, обобщать мнения нескольких людей;
 участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые
штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия
с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт
по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
 самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом
новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
 владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи;





предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок,
выявленных трудностей;
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям,
объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать
оценку приобретённому опыту.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

















К концу обучения обучающийся получит следующие предметные результаты:
Находить необходимую информацию в информационных источниках и в
открытом информационном пространстве, создавать презентации;
Распознавать математические понятия и применять их при решении задач
практического характера;
Решать простейшие комбинаторные задачи путём осмысления их практического
значения и с применением известных правил;
Применять некоторые приёмы быстрых решений практических задач;
Применять полученные знания для моделирования практических ситуаций;
Применять полученные знания, умения и навыки на уроках практической
математики, на итоговой аттестации в дальнейшей практической деятельности.
Поиск
решения поставленных учебных задач, решения предложенных
практических задач и написания учебных проектов обеспечивает формирование у
школьников способности к:
Целеполаганию (поставка и удержание цели);
Планированию деятельности (составление плана действий, которые приведут к
необходимому
результату);
Моделированию (представление способа деятельности через использование
моделей, представление результата с помощью математической моделей);
Проявление инициативы в поиске способа (способов) решения задач;
Рефлексированию (видение проблемы; анализ результата деятельности –
почему получилось (не получилось), видение своих трудностей, своих ошибок;
Организации коммуникативной деятельности в рамках деятельности пары, группы,
коллектива (распределение обязанностей, взаимодействие при решении задач,
отстаивание своей позиции, принятие или аргументированное отклонение других
точек зрения).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

1

Кому и зачем нужна математика?

1

2

Математика в быту

11

3

Математика в профессии

8

4

Математика в бизнесе

3

5

Математика и общество

5

6

Математика в природе

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

1

Кому и зачем нужна математика?

1

06.09.23

2

Разметка участка на местности

1

13.09.23

3

Меблировка комнаты

1

20.09.23

4

Расчет материала для ремонта
комнаты.

1

27.09.23

5

Расчет стоимости ремонта комнаты

1

04.10.23

6

Домашняя бухгалтерия.

1

11.10.23

7

Бюджет семьи.

1

18.10.23

8

Сколько стоит отдохнуть?

1

25.10.23

9

Сколько стоит электричество?

1

08.11.23

10

Математика и режим дня

1

15.11.23

11

Из чего складывается заработная
плата

1

22.11.23

12

Что такое отчет?

1

29.11.23

13

Математика в пищевой
промышленности

1

06.12.23

14

Математика в медицине

1

13.12.23

15

Математика в промышленном
производстве

1

20.12.23

16

Математика в сфере обслуживания

1

27.12.23

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

17

Математика в спорте

1

10.01.24

18

Математика и искусство

1

17.01.24

19

Место математики в моей
профессии

1

24.01.24

20

Представление эссе по теме
«Моя будущая профессия»

1

31.01.24

21

Экономика бизнеса.

1

07.02.24

22

Цена товара. Наценки и скидки

1

14.02.24

23

Деловая игра.

1

21.02.24

24

Штрафы и налоги

1

28.02.24

25

Распродажи

1

06.03.24

26

Тарифы

1

13.03.24

27

Голосование

1

20.03.24

28

Зачет по теме «Математика в
обществе»

1

03.04.24

29

Что и как экономят пчелы?

1

10.04.24

30

Какова высота дерева?
(лабораторная работа)

1

17.04.24

31

«Золотое сечение» в живой и в
неживой природе

1

24.04.24

32

Симметрия вокруг

1

08.05.24

33

Урок -консультация

1

15.05.24

34

Защита проектов

1

22.05.24

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Смит, Курт. Задачки на математическую логику/ Курт Смит; пер с англ. Д.А. Курбатова.
-М.: АСТ: Астрель, 2008,-95с.
3. Сборник задач и занимательных упражнений по математике, 5-9 классы/И.И. Баврин.
-М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.-236с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».