РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Русский язык. Работа с текстом» для обучающихся 9 класса Черемыш 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Русский язык. Работа с текстом» подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа учебного курса «Русский язык. Работа с текстом» рассчитана на учащихся 9 класса и дополняет программу русского языка 9 класса, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделью заданий ОГЭ-2024. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК. РАБОТА С ТЕКСТОМ» В данной рабочей программе большое внимание уделяется отработке умения написания сжатого изложения. Учебный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения. Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и с точки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся. Программа направлена на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. Содержание программы ориентировано на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК. РАБОТА С ТЕКСТОМ» Изучение учебного курса направлено на развитие функциональной грамотности в части формирования умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие); освоение стратегии и тактик информационно-смысловой переработки текста, способов понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный курс «Русский язык. Работа с текстом» входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Общее число часов, отведенных на изучение курса, составляет 17 часов (0,5 часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Введение. Значение курса, его задачи (1 час) Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2024 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Текст и его особенности (2 час) Текст и его особенности. Содержательный анализ прослушанного текста: тема, главная мысль текста, ключевые слова. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Текст. Сжатое изложение текста (11 ч.) Сжатое изложение как передача в краткой обобщенной письменной форме основного содержания прослушанного текста. Извлечение информации при аудировании: понимание смысла текста, главного и существенного в нем, определение проблемы и идеи, стиля и функционально-смыслового типа речи. Способы сжатия текста (компрессии): исключение второстепенной информации, подробностей, деталей; обобщение единичных (однородных) явлений и фактов; сочетание исключения и обобщения. Основные языковые приемы компрессии: замена (однородных членов обобщающим наименованием, фрагмента предложения синонимичным выражением, предложения или его части указательным, определительным или отрицательным местоимениями, сложноподчиненного предложения простым, прямой речи косвенной); исключение (отдельных членов предложения, некоторых однородных членов, повторов, фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение, одного или нескольких синонимов, предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно); слияние (образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи). Написание краткого изложения. Заключение. Итоговый контроль (3 часа). Диагностическая работа. Анализ ошибок. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате изучения курса у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; 2) патриотического воспитания: понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка; 3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки; 4) эстетического воспитания: осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 8) ценности научного познания: овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; 9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения учебного курса у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты: познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев; базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение. умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения; умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Анализировать текст: определять и комментировать тему и главную мысль текста. Устанавливать принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи. Выявлять отличительные признаки текстов разных жанров. Владеть умениями информационной переработки текста: выделять главную и второстепенную информацию в тексте. Владеть приемами сокращения текста. Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста. Подробно и сжато передавать в письменной форме содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 280 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 300 слов). Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста – целостность, связность, информативность). Применять правила постановки знаков препинания. Применять нормы построения предложений. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование раздела и тем программы 1 Введение. Значение курса, его задачи 2 Текст и его особенности 3 Текст. Сжатое изложение текста 4 Заключение. Итоговый контроль Итого всего Количество часов Электронные (цифровые) Контрольные Практические образовательные ресурсы работы работы 1 2 1 11 1 3 1 17 2 https://m.edsoo.ru/fbaa51f6 7 7 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока 1 Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2024 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. 1 2 Текст и его особенности. Содержательный анализ прослушанного текста: тема, главная мысль текста, ключевые слова. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Сжатое изложение как передача в краткой обобщенной письменной форме основного содержания прослушанного текста. Извлечение информации при аудировании: понимание смысла текста, главного и существенного в нем, определение проблемы и идеи, стиля и функционально-смыслового типа речи. Практикум. Извлечение информации при аудировании: понимание смысла текста, главного и существенного в нем, определение проблемы и идеи, стиля и функционально-смыслового типа речи. Практикум. 1 https://m.edsoo. ru/fbaa51f6 1 https://m.edsoo. ru/fbaa51f6 https://m.edsoo. ru/fbaa51f6 3 4 5 6 Количество часов Всего Контр. Пр. работы работы 1 Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы https://m.edsoo. ru/fbaa51f6 1 1 https://m.edsoo. ru/fbaa51f6 1 1 https://m.edsoo. ru/fbaa51f6 7 Способы сжатия текста (компрессии): исключение, обобщение; сочетание исключения и обобщения. 8 Способы сжатия текста (компрессии): исключение, обобщение; сочетание исключения и обобщения. Практикум. 9 Способы сжатия текста (компрессии): исключение, обобщение; сочетание исключения и обобщения. Практикум. 10 Основные языковые приемы компрессии: замена, исключение, слияние. 11 Основные языковые приемы компрессии: замена, исключение, слияние. Практикум 12 Основные языковые приемы компрессии: замена, исключение, слияние. Практикум 13 Обобщение. Приемы сокращения текста. Практикум 14 Обобщение. Приемы сокращения текста 15 Итоговое изложение 16 Работа над ошибками 17 Работа над ошибками Итого 1 https://m.edsoo. ru/fbaa51f6 1 1 1 1 1 https://m.edsoo. ru/fbaa51f6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 1 1 2 7 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1. Русский язык. 9 класс. Учебник для образовательных учреждений. (Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова). – М.: Просвещение. 2. ФИПИ – Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме – http://www.fipi.ru. 3. Открытый банк заданий ОГЭ https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniyoge?ysclid=lnb9f7mxwy526749411 4. Е.А. Ефремова. Русский язык. Рабочая тетрадь. 9 класс. Москва, Просвещение, 2015