Рабочая программа элективного курса Русский язык. Работа с текстом 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Русский язык. Работа с текстом»
для обучающихся 9 класса

Черемыш 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Русский язык. Работа с текстом» подготовлена
на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы
в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с
учётом требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования.
Рабочая программа учебного курса «Русский язык. Работа с текстом» рассчитана на
учащихся 9 класса и дополняет программу русского языка 9 класса, корректирует ее в
соответствие с требованиями и моделью заданий ОГЭ-2024.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
«РУССКИЙ ЯЗЫК. РАБОТА С ТЕКСТОМ»
В данной рабочей программе большое внимание уделяется отработке умения
написания сжатого изложения. Учебный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы
работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в
написании сжатого изложения.
Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения
структуры, последовательности микротем, так и с точки зрения стилевой принадлежности
и типа речи. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня
подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления,
предметных умений и творческих способностей учащихся.
Программа направлена на совершенствование нравственной и коммуникативной
культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей,
мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразования.
Содержание программы ориентировано на развитие функциональной грамотности
как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию
текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«РУССКИЙ ЯЗЫК. РАБОТА С ТЕКСТОМ»
Изучение учебного курса направлено на развитие функциональной грамотности в
части формирования умений осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать
тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие); освоение
стратегии и тактик информационно-смысловой переработки текста, способов понимания
текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической
структуры, роли языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс «Русский язык. Работа с текстом» входит в часть учебного плана,
формируемую участниками образовательных отношений. Общее число часов, отведенных
на изучение курса, составляет 17 часов (0,5 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение. Значение курса, его задачи (1 час)
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Виды заданий. Знакомство с
демонстрационным вариантом 2024 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной
работы.
Текст и его особенности (2 час)
Текст и его особенности. Содержательный анализ прослушанного текста: тема, главная
мысль текста, ключевые слова. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
Текст. Сжатое изложение текста (11 ч.)
Сжатое изложение как передача в краткой обобщенной письменной форме основного
содержания прослушанного текста.
Извлечение информации при аудировании: понимание смысла текста, главного и
существенного в нем, определение проблемы и идеи, стиля и функционально-смыслового
типа речи.
Способы сжатия текста (компрессии): исключение второстепенной информации,
подробностей, деталей; обобщение единичных (однородных) явлений и фактов; сочетание
исключения и обобщения.
Основные языковые приемы компрессии: замена (однородных членов обобщающим
наименованием, фрагмента предложения синонимичным выражением, предложения или
его части указательным, определительным или отрицательным местоимениями,
сложноподчиненного предложения простым, прямой речи косвенной); исключение
(отдельных членов предложения, некоторых однородных членов, повторов, фрагмента
предложения, имеющего менее существенное значение, одного или нескольких
синонимов, предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком
широко и полно); слияние (образование сложного предложения путем слияния двух
простых, повествующих об одном и том же предмете речи).
Написание краткого изложения.
Заключение. Итоговый контроль (3 часа).
Диагностическая работа. Анализ ошибок.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения курса у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданского воспитания: готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
2) патриотического воспитания:
понимание роли
русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России, проявление интереса к познанию русского языка;

3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе
речевое, и поступки;
4) эстетического воспитания: осознание важности русского языка как средства
коммуникации и самовыражения;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего
состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных
на русском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека;
8) ценности научного познания: овладение языковой и читательской культурой,
навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками
исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков
и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды: способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации,
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В
результате
изучения
учебного
курса
у
обучающегося
будут
сформированы следующие метапредметные результаты: познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы
базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий: самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными
типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая
оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев;
базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий: составлять алгоритм действий и использовать его для решения
учебных задач;
умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки
зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения
необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и
дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; самостоятельно
составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных
универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и
рефлексии; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать
причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку
приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и
условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие); выполнять свою часть работы, достигать
качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с
действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт
по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия,
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению
отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Анализировать текст: определять и комментировать тему и главную мысль текста.
Устанавливать принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи.
Выявлять отличительные признаки текстов разных жанров.
Владеть умениями информационной переработки текста: выделять главную и
второстепенную информацию в тексте. Владеть приемами сокращения текста.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста
в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Подробно и сжато передавать в письменной форме содержание прослушанных и
прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного
изложения объём исходного текста должен составлять не менее 280 слов; для сжатого и
выборочного изложения – не менее 300 слов).
Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью
совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный
логический анализ текста – целостность, связность, информативность).
Применять правила постановки знаков препинания. Применять нормы построения
предложений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Наименование
раздела и тем
программы
1 Введение.
Значение курса,
его задачи
2 Текст и его
особенности
3 Текст. Сжатое
изложение текста
4 Заключение.
Итоговый
контроль
Итого

всего

Количество часов
Электронные (цифровые)
Контрольные Практические образовательные ресурсы
работы
работы

1
2

1

11

1

3

1

17

2

https://m.edsoo.ru/fbaa51f6

7

7

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока

1

Структура экзаменационной работы в
формате
ОГЭ.
Виды
заданий.
Знакомство
с
демонстрационным
вариантом
2024
г.
Особенности
заполнения бланков экзаменационной
работы.

1

2

Текст
и
его
особенности.
Содержательный анализ прослушанного
текста: тема, главная мысль текста,
ключевые слова.
Микротемы исходного текста. Абзацное
членение текста.
Сжатое изложение как передача в
краткой обобщенной письменной форме
основного содержания прослушанного
текста.
Извлечение
информации
при
аудировании: понимание смысла текста,
главного и существенного в нем,
определение проблемы и идеи, стиля и
функционально-смыслового типа речи.
Практикум.
Извлечение
информации
при
аудировании: понимание смысла текста,
главного и существенного в нем,
определение проблемы и идеи, стиля и
функционально-смыслового типа речи.
Практикум.

1

https://m.edsoo.
ru/fbaa51f6

1

https://m.edsoo.
ru/fbaa51f6
https://m.edsoo.
ru/fbaa51f6

3
4

5

6

Количество часов
Всего Контр.
Пр.
работы работы

1

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
https://m.edsoo.
ru/fbaa51f6

1

1

https://m.edsoo.
ru/fbaa51f6

1

1

https://m.edsoo.
ru/fbaa51f6

7

Способы сжатия текста (компрессии):
исключение, обобщение; сочетание
исключения и обобщения.
8 Способы сжатия текста (компрессии):
исключение, обобщение; сочетание
исключения и обобщения. Практикум.
9 Способы сжатия текста (компрессии):
исключение, обобщение; сочетание
исключения и обобщения. Практикум.
10 Основные
языковые
приемы
компрессии:
замена,
исключение,
слияние.
11 Основные
языковые
приемы
компрессии:
замена,
исключение,
слияние. Практикум
12 Основные
языковые
приемы
компрессии:
замена,
исключение,
слияние. Практикум
13 Обобщение. Приемы сокращения текста.
Практикум
14 Обобщение. Приемы сокращения текста
15 Итоговое изложение
16 Работа над ошибками
17 Работа над ошибками
Итого

1

https://m.edsoo.
ru/fbaa51f6

1

1

1

1

1

https://m.edsoo.
ru/fbaa51f6

1

1

1

1

1

1

1
1
1
1
17

1
1
2

7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Русский язык. 9 класс. Учебник для образовательных учреждений. (Л.А.
Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова). – М.:
Просвещение.
2. ФИПИ – Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой
форме – http://www.fipi.ru.
3. Открытый
банк
заданий
ОГЭ
https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniyoge?ysclid=lnb9f7mxwy526749411
4. Е.А. Ефремова. Русский язык. Рабочая тетрадь. 9 класс. Москва, Просвещение,
2015


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».