Рабочая программа факультативного курса История в лицах 10-11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ ПГО "Управление образования и молодёжной политики"
МБОУ ПГО "Черемышская СОШ"

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 31.08.2023 года

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ПГО «Черемышская
СОШ»
Приказ № 87/5 - ОД от 31.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 579655)
факультативного курса «История в лицах»
для обучающихся 10-11 классов

Черемыш 2023

Пояснительная записка
Спецкурс«Россия с древнейших времен до начала ХХI века. Подготовка к
ЕГЭ» предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче
единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории, который по своему
содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного)
образования по предмету.
Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении
знаний по модульным блокам: «История России с древнейших времен до XII в.»,
«История России. XII-ХIII в.», «История России с начала XIV до конца XVI вв.»,
«История России XVII- XVIII вв.» «Россия в XIX вв.» (10 класс), «Россия в XX –
начале XXI вв.» (11 класс).
В процессе подготовки к ЕГЭ по истории очень важно не только владеть
содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий. Работа над темой
включает два этапа: 1. Работа с модульным блоком и выполнение тренировочных
заданий. 2 Контроль и коррекция полученного результата. По каждому периоду
учащимся предлагается: 1) блок обобщения, 2) тренинг, практическое занятие
(упражнения по отработке базовых знаний дат, фактов, понятий и терминов,
характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий,
умение соотносить единичные факты и общие исторические явления, процессы,
указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике,
3)поверочный контроль. Блок обобщения является главным и чрезвычайно
важным инструментом формирования общего представления о периоде.
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений,
учащихся по истории России с древнейших времен до наших дней для более
успешной сдачи ЕГЭ.
Задачами курса являются:
1) Систематизация и обобщение знаний курса истории России
2) Организация познавательной деятельности учащихся в процессе подготовки к
ЕГЭ по истории.
3) Приобретение учащимися навыков критического анализа учебного текста и
освоение приемов работы с текстом.
4) Изучение демонстрационных материалов ЕГЭ по истории.
5) Приобретение навыков работы с электронными тренажерами ЕГЭ по истории.
6) Формирование навыков работы с алгоритмами выполнения заданий разных
типов и уровней сложности.
7) Практический тренинг выполнения заданий части А, В, С по истории.
Формы и методы работы:






Лекции, беседы;
Практические занятия, тренинги;
Работа в парах, группах, индивидуально;
Решение заданий различной степени сложности: части А, В, С.

Система оценивания и формы контроля:
На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания
различных уровней сложности. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ.
Курс рассчитан для учащихся 10 - 11 классов в количестве: в 10 классе – 35 часов,
в 11 классе – 34 часа
В процессе подготовки элективного курса «Россия с древнейших времен до
начала ХХI века. Подготовка к ЕГЭ» использованы современные разработки и
методические материалы по истории России, периодические издания по
проблемам современной отечественной истории, а так же контрольные
измерительные материалы для подготовки к единому государственному экзамену.
Учебно-тематическое планирование
№ Название темы

1.
2.
3
4.
5.
6.

10 класс
Введение.
История России с древнейших времен до XII в.
История России. XII-ХIII в.
История России с начала XIV до конца XVI вв.
История России XVII-XVIII вв.
Россия в XIX веке.

11 класс
8. Россия в XX – начале XXI вв.
.
9 Практический тренинг выполнения
заданий частей А, В, С
1
0

Пробный ЕГЭ

Количество
часов
2
6
6
7
6
8

21
10

3

Основное содержание курса
10 класс
Введение. Основные структурные и содержательные характеристики
экзаменационной работы по истории. Требования к уровню подготовки
выпускников. Кодификатор элементов содержания по истории для КИМов.
Оценка выполнения заданий ЕГЭ. Критерии оценки выполненной работы.
История России с древнейших времен до XII в.
Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия. Восточнославянские
племена и их соседи. Индоевропейцы. Славяне: западные, восточные, южные.
Взаимоотношения славян с фино-угорскими и балтийскими племенами.
Занятие, общественный строй, верования восточных славян. Занятия восточных
славян. Общественный строй: вече. Князь, дружина, ополчение. Торговый путь
«из варяг в греки». Язычество. Пантеон богов. Идолы, волхвы.
Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет».
Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало
династии Рюриковичей.
Русь при первых князьях. Олег. Военные походы, торговые договоры. Князь
Игорь, полюдье. Княгиня Ольга: налоговая реформа. Святослав. Владимир Красно
Солнышко. Принятие христианства на Руси. Христианская культура и языческие
традиции. Княжение Ярослава Мудрого. «Русская Правда». Категории населения.
Владимир Мономах.
Культура древней Руси. Письменность и просвещение. Литература: «Повесть
временных лет», «Слово о Законе и Благодати». Былины. Развитие зодчества
(крестово-купольный храм). Живопись: иконопись, мозаика, фрески. Прикладное
искусство.
Контроль. Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение
заданий части А, В, С.
История России. XII-ХIII в.
Феодальная раздробленность: причины, особенность. Причины распада
Древнерусского государства. Усиление экономической и политической
самостоятельности русских земель.
Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности. ВладимироСуздальское княжество. Новгородская земля: вече, посадник, тысяцкий, епископ.
Галицко-Волынское княжество.
Борьба Руси с иноземными захватчиками. Сражение на реке Калка. СевероВосточный поход Батыя на Русь. Юго-Западный поход Батыя на Русь. Русь и Орда
(иго, ярлык, выход). Экспансия с Запада.

Культура XII-XIII вв. «Слово о полку Игореве». «Моление» Даниила Заточника.
Зодчество: Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота во Владимире-наКлязьме, церковь Покрова на Нерли. Изобразительное искусство. Культура в
период монголо-татарского ига. «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о
разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище».
Архитектура. Иконопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Контроль. Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение
заданий части А, В, С.
История России с начала XIV до конца XVI вв.
Начало образования Российского централизованного государства. Москва как
центр объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и
территориально-географические причины превращения Москвы в центр
объединения русских земель. Политика московских князей. Борьба за власть
внутри Московского великокняжеского дома. Причины возвышения Москвы.
Московский князь Иван Данилович Калита, особенности внутренней и внешней
политики. Дмитрий Иванович Донской. Куликовская битва. Поход Тохтамыша на
Русь.
Политика московских князей в первой половине XV в. Династическая война 1427
– 1452 гг. Василий II Темный.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.
Правление Ивана III. Присоединение Новгорода. «Стояние на Угре». «Судебник
1497». Василий III.
Россия при Иване IV. Регентство Елены Глинской. 1547 год – венчание на
царствование. Избранная рада. Земский собор. Приказная система центральных
органов власти. Судебник. «Стоглав». Опричнина Ивана Грозного.
Расширение территории России в XVI в. Ливонская война. Присоединение
Казанского княжества. Присоединение Астраханского княжества. Присоединение
Сибири. Ливонская война.
Смута. Правление Федора Ивановича. Борис Годунов. Гибель царевича Дмитрия.
Лжедмитрий I. Правление Лжедмитрия I. Правление Василия Шуйского.
Выступление под предводительством Ивана Болотникова. Лжедмитрий II –
«тушинский вор». «Семибоярщина». Первое народное ополчение (Ляпунов).
Второе народное ополчение (Д. Пожарский, К. Минин). Земский собор 1613 г.
Культура России в XIV-XVI вв. «Хождение за два моря» А. Никитин. Начало
книгопечатания в России. Иван Федоров. Живопись. Архитектура. Успенский
собор. Шатровый стиль. Собор Василия Блаженного. Федор Конь.
Контроль. Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение
заданий части А, В, С

История России XVII-XVIII вв.
Первые Романовы. Итоги смутного времени. Экономическая система в XVII в.
Внутренняя политика России в XVII в. Михаил Романов и Филарет. Алексей
Михайлович. Соборное уложение. Федор Алексеевич. Царевна Софья.
Церковный раскол. Социальные движения в XVII веке. Патриарх Никон.
Церковные реформы. Раскол. Старообрядцы. Протопоп Аввакум.
Внешняя политика России в XVII веке. Поляновский мир. Воссоединение
Украины с Россией. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
Культура России в XVII веке. Светский характер культуры. Научные знания.
Литература. Театр. Архитектура. Живопись.
Россия при Петре I. Великое посольство. Северная война. Основные сражения.
Ништадтский мирный договор. Реформы Петра в области экономике, управления,
военном деле, социальной сфере. Народные выступления в первой половине
XVIII в.
Период дворцовых переворотов. Россия в период дворцовых переворотов. Борьба
дворцовых группировок за власть. Екатерина I и А. Д. Меншиков. Петр III. Анна
Иоанновна, бироновщина, кондиции. Россия при Елизавете Петровне.
Внутренняя политика Екатерины II. Петр III. Екатерина II. Эпоха «просвещенного
абсолютизма». Развитие промышленности и торговли. Крестьянская война под
предводительством Е. Пугачева.
Россия в войнах второй половины XVIII века. Россия в Семилетней войне. Русскотурецкие войны: выход к Черному морю. П. А. Румянцев. Г. А. Потемкин. Ф. Ф.
Ушаков. А. В. Суворов. Разделы Польши.
Культура России в XVIII веке. Эпоха Просвещения. Развитие образования. Наука и
техника. Литература. Живопись – парадные портреты. Скульптура. Архитектура.
Театр.
Контроль. Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение
заданий части А, В, С
Россия в XIX веке.
Внутренняя и внешняя политика Александра I. Россия при Павле I. Внутренняя
политика. Реформы Александра I. Войны с Францией. Тильзитский мир. Война с
Персией. Отечественная война 1812 г: основные сражения. Заграничный поход
русской армии 1813-1814 гг. Венский конгресс. Священный союз.
Восстание декабристов. Последние годы царствования Александра I. Аракчеев А.
А. «Союз спасения». «Союз благоденствия». «Северное тайное общество» и
«Южное тайное общество». Выступление декабристов на Сенатской площади 14
декабря 1825 года.
Россия при Николае I: внутренняя и внешняя политика. Николай I . Расправа над
декабристами. Кодификация законов, М. М. Сперанский. Реформы П. Д. Киселева

и Е. Ф. Канкрина. Война с Персией. Война с Турцией. Кавказская война.
Договоры с Китаем. Крымская война: причины, участники, ход военных действий,
итоги. Парижский мирный договор.
Общественная мысль в 1830-1850 гг. «Общество любомудров». «Теория
официальной народности». Западники и славянофилы. «Общинный социализм»
А. И. Герцена. Петрашевцы.
Русская культура в первой половине XIX века. Развитие системы образования:
университеты, институты, реальные училища. Развитие науки. Литература:
романтизм, реализм. Искусство (живопись)Скульптура. Архитектура. Театр.
Музыка.
Александр II. Реформы 1860-1870-х гг. Александр II. Отмена крепостного права:
причины, разработка реформы, проведение. Значение отмены крепостного права в
России. Земская реформа. Судебная реформа. Городская реформа. Военная
реформа. Реформа просвещения. Реформа печати. Значение либеральных реформ.
Общественное движение второй половины XIX вв. Либеральные идеи. Теория
«крестьянского социализма». «Земля и воля». Народничество. Три течения в
народничестве: бунтарское, заговорщическое, пропагандистское. «Хождение в
народ». Раскол «Земли и воли»: «Черный передел» и «Народная воля». Убийство
Александра II. Рабочее движение. «Освобождение труда». В. И. Ульянов (Ленин).
Внутренняя и внешняя политика Александра III. Александр III. Контрреформы.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Образование военных блоков.
Культура второй половины XIX в. Процесс демократизации культуры. Система
образования. Развитие науки. Литература. Искусство. Живопись. Скульптура.
Архитектура. Театр. Музыка. Печать и книгоиздательское дело.
Контроль. Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение
заданий части А, В, С.

Основное содержание курса
11 класс
Социально-экономическое и политическое развитие страны в начале XX в.
Русско-японская война. Особенности экономического развития России в начале
XX в. Социальный состав населения. Политическое развитие. Николай II –
последний российский император. Необходимость модернизации. Реформы С. Ю.
Витте. Русско-японская война. Портсмутский мирный договор. Образование
первых в России политических партий.
Революция 1905-1907 гг. Столыпин П. А. Причины революции. Основные события
революции. Деятельность I и II Думы. Итоги первой русской революции.
Реформы П. А. Столыпина.

Культура в начале XX века. Серебряный век русской культуры. Развитие
образования и науки. Выдающиеся писатели и поэты Серебряного века.
Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Музыка.
Россия в Первой мировой войне. Причины первой мировой войны, участники.
Позиция большевиков. События на фронтах первой мировой войны.
«Прогрессивный блок». Влияние войны на ситуацию в стране.
Великая российская революция. Февральская революция 1917 года: причины,
участники. От Февраля к Октябрю. Двоевластие. Октябрьская революция.
Провозглашение и утверждение советской власти. II съезд Советов, первые
декреты.
Внутренняя и внешняя политика советского правительства в 1917-1920 гг.
Гражданская
война. Первые
мероприятия
Советской
власти.
Разгон
Учредительного собрания. Брестский мир. Политика «военного коммунизма».
Гражданская война: причины, участники, основные события. Интервенция. Итоги
гражданской войны.
Советская Россия, СССР в 1920-1930-е гг. Переход к новой экономической
политике. Суть НЭПа. Образование СССР. Политическая жизнь в 20-е – 30-е гг.
Внутренняя борьба. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Ускоренная
модернизация: индустриализация, коллективизация. Культурная революция.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. СССР накануне войны. Основные
этапы и сражения Великой Отечественной войны. Война с Японией. Героизм
советских людей во время войны. Партизанское движение. Антигитлеровская
коалиция. Итоги Великой Отечественной войны.
СССР в первое послевоенное десятилетие. «Холодная война». Восстановление
народного хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. «Холодная
война» и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику СССР. Военнополитические союзы в послевоенной системе международных отношений.
Формирование мировой социалистической системы.
СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг. Н. С. Хрущев, приход к власти. XX
съезд КПСС. «О культе личности и его последствия». Общественно-политическая
жизнь страны. Реформы в социально-экономической сфере. Внешняя политика.
СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг. Приход к власти Л. И. Брежнева.
Экономическая реформа 1965 года. «Продовольственная программа».
Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция 1977 г.
Концепция «Развитого социализма». Внешняя политика.
СССР во второй половине 1980-х гг.: внутренняя и внешняя политика. Распад
СССР. М. С. Горбачев. Перестройка. Авария на Чернобыльской АЭС. Внешняя
политика: «новое политическое мышление». Распад мировой социалистической
ситемы.
Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки».
Августовские события 1991 г.. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР.

Развитие науки и культуры в 1950 – 1980-х гг. Духовное состояние общества.
Наука. Литература. Живопись. Скульптура. Архитектура. Музыка. Балет. Театр.
Кинематограф. Спорт. Диссидентское движение.
Россия в 1992 – 2008 гг. Политический кризис сентября–октября 1993 г. Принятие
Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие
России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения
Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы
Содружества Независимых Государств. Переход к рыночной экономике: реформы
и их последствия. Российская Федерация в 2000–2011 гг.: основные тенденции
социально-экономического и общественно-политического развития страны на
современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев. Россия в мировых
интеграционных процессах и формирующейся современной международноправовой системе.
Контроль. Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение
заданий части А, В, С.
Практический тренинг выполнения заданий частей А, В, С. Выполнение
тренировочных тестов.
Пробный ЕГЭ.

Список используемых источников:
1. «Репетитор по истории Кирилла и Мефодия 2009».
2. www.cntiprogress.ru/ Информационные материалы семинара «Единый
государственный экзамен по истории. Совершенствование форм аттестации
учащихся».2007г.
3. www. uomur.org Единый государственный экзамен «Проекты КИМ ЕГЭ –
2009».
4. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки
выпускников
общеобразовательных
учреждений
для
единого
государственного экзамена по истории. 2012.
5. Спецификация
контрольных
измерительных
материалов
единого
государственного экзамена 2011 года по истории России.
6. История России. Контрольные измерительные материалы единого
государственного экзамена в 2010 г. М.: Центр тестирования МНО России,
2009.
7. Материалы подготовки ЕГЭ. 2006.
8. Экзаменационные материалы для подготовки к ЕГЭ. ЕГЭ – 2010. История
России. М.: «Федеральный центр тестирования», 2009.
9. Сахаров А.Н. История с древнейших времен до конца XVI века. 2005.
10.Сахаров А.Н, Боханов А.Н.. История России. XVII – XIX вв. 2005.
11.Фомин С.А. Материалы для подготовки к ЕГЭ.2006.
12.История ЕГЭ-2014 типовые тестовыезадания.Разработчики
Е.А.Гевуркова,Я.В.Соловьёв.М-2014,изд.»Экзамен»
Список используемых интернет-ресурсов:
1.http://egeigia.ru
2.www.cntiprogress.ru/
Информационные
материалы
семинара
«Единый
государственный экзамен по истории. Совершенствование форм аттестации
учащихся».2007г.
3.www. uomur.org Единый государственный экзамен «Проекты КИМ ЕГЭ – 2009».
4.http://ege.yandex.ru/
5.http://4ege.ru/
6.http://roboos.com/
7.http://gia-online.ru

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 КЛАСС
№
п/п
1

2

3

Раздел,тема урока

Введение

Раздел «История
России с
древнейших
времен до XII
в.»
Восточные славяне:
происхождение, быт и
хозяйство.

Колво
часов

Элементы содержания

Требования к уровню Термины, понятия,
подготовки
персонали
обучающихся

2

Основные
структурные
и Знать
содержательные
характеристики требования,предъявляе
экзаменационной работы по истории. мые участникам ЕГЭ.
Требования к уровню подготовки
выпускников.
Кодификатор
элементов содержания по истории
для КИМов. Оценка выполнения
заданий ЕГЭ. Критерии оценки
выполненной работы.

1

Восточнославянские племена и их
соседи. Индоевропейцы. Славяне:
западные,
восточные,
южные.
Взаимоотношения славян с финоугорскими
и
балтийскими
племенами.

1

Восточнославянские племена и их Умения и навыки

кодификатор

Племя,
Умение сравнивать,
индоевропейцы,
устанавливать
подсечно-огневая и
причинно-следственные переложная системы
связи; умение работать земледелия, быт, нравы,
по карте
вервь, вече, язычество,
народное ополчение. У
в.до н.э.- выделение
славянской общности из
индоевропейце;
У в. – разделение славян
на три ветви –
восточную, западную,
южную;
У-У111 вв. – заселение
славянами ВосточноЕвропейской равнины
Нестор- монах,
составитель «Повести
временных лет»
колонизация, полис,

Домашнее
задание
Стр.7

Дата Дата
план. факт
.

Соседи восточных
славян

соседи. Индоевропейцы. Славяне:
западные,
восточные,
южные.
Взаимоотношения славян с финоугорскими
и
балтийскими
племенами.

работать с исторической архонт, плуг, хакан
картой; правильно
(каган), дань.
отвечать на
поставленные вопросы;
устанавливать
причинно-следственные
связи; родовая община
→ изменения в орудиях
труда → соседская
община → неравенство
→ государство.

4

Предпосылки
создания государства у
восточных славян.

1

Возникновение государственности у
восточных
славян. «Повесть
временных лет». Дискуссия о
происхождении
Древнерусского
государства и слова «Русь». Начало
династии Рюриковичей.

Выделять главное в
тексте учебника; умение
работать с картой;
развивать умение
составления схем.

государство,
предпосылки создания
государства, конунг,
князь
Рюрик, Аскольд, Дир,
Кий, Щек, Хорив, Олег.
862 г.- призвание Рюрика
1Х век – образование
Древнерусского
государства
882-912 гг.- правление
князя Олега в Киеве

С5
ВАРИАНТ 1
А1
ВАРИАНТ 3

5

Правление первых
киевских князей .

1

Русь при первых князьях. Олег.
Военные походы, торговые договоры.
Князь Игорь, полюдье. Княгиня
Ольга:
налоговая
реформа.
Святослав.
Владимир
Красно
Солнышко. Принятие христианства
на Руси. Христианская культура и
языческие
традиции.
Княжение
Ярослава
Мудрого.
«Русская
Правда».
Категории
населения.
Владимир Мономах.

Продолжать развивать
умение работать с
исторической картой;
учиться сравнивать,
анализировать, делать
выводы.
Умение сравнивать
(языческая религия и
христианство); умение
выделять причины, ход,
значение исторического
события (принятие
христианства).

государство, полюдье, урок, А 2, 1
погост
ВАРИАНТ
Олег – киевский князь
(882-912), Игорькиевский князь (912-945),
Ольга – киевская княгиня
(945-957), Святослав –
киевский князь (957-972)
язычество, пантеон,
христианство, церковь,
монастырь, ересь,
церковный устав,
митрополит, государство
Владимир Святославович
Святой(980-1015)

988 г.- крещение
Владимира с дружиной
(крещение Руси)
государство, усобица,
политика, наместник,
династический брак, холоп,
рядович, смерд, закуп.
Ярослав Мудрый(10191054)- киевский князь,
Константин Мономах –
византийский император
6

Культура Древней Руси.

1

Культура древней
Руси. Письменность и просвещение.
Литература: «Повесть временных
лет», «Слово о Законе и Благодати».
Былины. Развитие зодчества
(крестово-купольный храм).
Живопись: иконопись, мозаика,
фрески. Прикладное искусство.

7

Контроль.

1

Проверка уровня знаний и умений по
пройденной теме. Решение заданий
части А, В, С.

8

Раздел : «История
России. XII-ХIII в.»
Начало раздробления
Древнерусского
государства.

1

Феодальная раздробленность:
причины, особенность. Причины
распада Древнерусского государства.
Усиление экономической и

патриотизм, миниатюра, ВАРИАНТ 7
Уметь выделять главное фреска, икона, скань,
В12
(истоки и особенности зернь,перегородчатая
В 13
древнерусской
эмаль.
культуры).
вторая пол.1Х-Х вв.проникновение
славянской
письменности на Русь,
1113г.-«Повесть
временных лет»,
конец Х в. –начало
каменного строительства
(989 г.- Десятинная
церковь в Киеве)
Л.: Нестор-монах КиевоПечорского монастыря,
Иларион- первый
киевский митрополит
1 ВАРИАНТ

Определять социальноэкономические причины
раздробленности.
Выделять последствия
раздробленности,

усобица, ростовщик,
рать, уделы, экономика,
эксплуатация. Владимир
Мономах113-1125гг.правление Владимира

политической самостоятельности
русских земель.

развивать умение
работать с картой,
сводить знания в
таблицы.

Мономаха в Киеве; 1116
г. – поход против
половцев;

9

Главные политические
центры Руси.

1

Русские земли и княжества в период
феодальной
раздробленности. ВладимироСуздальское княжество.
Новгородская земля: вече, посадник,
тысяцкий, епископ. ГалицкоВолынское княжество.

Уметь выделять общее и
особенное в социальноэкономическом,
политическом,
культурном развитии
удельных земель

государство, усобица,
республика, мятеж.
1125-1157 – правление
Юрия Долгорукого в
Суздале,
1147 г. – первое
летописное упоминание
о Москве,
1157-1174 – правление
Андрея Боголюбского во
Владимире,
1176- 1212 – правление
Всеволода Большое
Гнездо во Владимире,
1221 г. – основание
Нижнего Новгорода
Юрий Долгорукий,
Андрей Боголюбский,
Всеволод Большое
Гнездо

10

Нашествие с Востока.

1

Борьба Руси с иноземными
захватчиками. Сражение на реке
Калка. Северо-Восточный поход
Батыя на Русь. Юго-Западный поход
Батыя на Русь. Русь и Орда (иго,
ярлык, выход). Экспансия с Запада.

Уметь работать по
карте, определять
причины
завоевательных походов
монголо-татар.

Монголо-татары,
Чингисхан, Батый,
1223 г.,
1237 - 1238 гг.,
1239 – 1240 гг.,
Евпатий Коловрат.

А3
ВАРИАНТ 4

11

12

Борьба Руси с
западными
завоевателя-ми.

1

Экспансия с Запада.
Внешнеполитическая обстановка в
Северо-Западной Руси, борьба
новгородцев с западными
завоевателями ; личность князя
Александра Ярославича

Уметь выделять
главное; причинноследственные связи,
роль личности.

Ливонский орден

Культура в период
монголо-татарского ига.

1

«Моление» Даниила Заточника.
Зодчество: Успенский и
Дмитриевский соборы, Золотые
ворота во Владимире-на-Клязьме,
церковь Покрова на Нерли.
Изобразительное искусство. Культура
в период монголо-татарского ига.

Уметь выделять общее и
особенное в
произведениях
культуры каждого
удельного княжества,
учиться анализировать
исторические истоки,
делать выводы.

«Слово о погибели
Русской земли»,
«Повесть о разорении
Рязани Батыем»,
«Задонщина», «Сказание
о Мамаевом побоище».
Архитектура. Иконопись.
Феофан Грек. Андрей
Рублев.

13

Контроль.

1

Проверка уровня знаний и умений по
пройденной теме. Решение заданий
части А, В, С.

14

Раздел История России
с начала XIV до
конца XVI вв.
Усиление Московского
княжества в СевероВосточной Руси.

1

Начало образования Российского
централизованного государства.
Москва как центр объединения
русских земель. Политические,
социальные, экономические и
территориально-географические
причины превращения Москвы в
центр объединения русских земель.
Политика московских князей. Борьба
за власть внутри Московского
великокняжеского дома. Причины
возвышения Москвы. Иван Калита и
утверждение ведущей роли Москвы.

В3
ВАРИАНТ 6
ВАРИАНТ 9
А4

2 ВАРИАНТ

Уметь анализировать
Прядок наследования
историческую карту;
престола
определять территории
крупнейших княжеств и
территории, утраченные
Русью. Выделять
предпосылки
объединения русских
земель. Причины
Московского княжества.

В 8-10
ВАРИАНТ 3

15

Москва – центр борьбы
с ордынским
владычеством.

1

Московский князь Иван Данилович
Калита, особенности внутренней и
внешней политики. Дмитрий
Иванович Донской. Куликовская
битва. Поход Тохтамыша на Русь.
Предпосылки объединения единого
государства, политика московских
князей.

Уметь кратко излагать

16

Создание единого
Русского государства.

1

Завершение объединения русских
земель и образование Российского
государства. Правление Ивана III.
Присоединение Новгорода. «Стояние
на Угре». «Судебник 1497». Василий
III.

Уметь устанавливать
причинно-следственные
связи: изменения в
жизни страны; уметь
выделять исторические
закономерности

Местничество, судебник,
кормление, поместье,
феодальнокрепостническая
система,
Юрьев день, пожилое,
служилые люди, дворяне.

17

Начало правления
Ивана IV.
Внешняя политика
Ивана IV.

1

Россия при Иване IV. Регентство
Елены Глинской. 1547 год – венчание
на царствование. Избранная рада.
Земский собор. Приказная система
центральных
органов
власти.
Судебник. «Стоглав». Опричнина
Ивана Грозного.
Расширение территории России
в XVI в. Ливонская
война. Присоединение Казанского
княжества. Присоединение
Астраханского княжества.
Присоединение Сибири. Ливонская
война.

Уметь устанавливать
причинно-следственные
связи, роль личности в
истории;
Умение кратко и
развернуто давать
ответы, оперировать
понятиями.

Централизованное
государство, сословнопредставительная
монархия, реформа,
Земский собор,
стрелецкое войско,
приказная система,
дворяне.
Ливонская война.
Казаки.
Засечная черта.

Сергей Радонежский,
исторический материал Дмитрий Донской,
Куликовская битва,
полк, рать.Московское
княжество и его
политика.
Иван III, Василий II

В7
ВАРИАНТ3

А3
ВАРИАНТ 3

19

Смутное время.

1

Смута. Правление Федора Ивановича.
Борис Годунов. Гибель царевича
Дмитрия. Лжедмитрий I. Правление
Лжедмитрия I. Правление Василия
Шуйского. Выступление под
предводительством – «тушинский
вор». «Семибоярщина». Первое
народное ополчение (Ляпунов).
Второе народное ополчение (Д.
Пожарский, К. Минин).

«Семибоярщина».Смута. С 4
ВАРИАНТ 5
Уметь выделять
Лжедмитрий I. Иван
главное, причинноБолотников.
следственные связи,
Лжедмитрий II.
итоги.
Уметь анализировать
Д. Пожарский, К.
исторические
Минин.
источники, осмысление Земский собор 1613 г.
их. Давать оценки
историческим
явлениям.

20

Культура и быт в XVI в.

1

Культура России в XIVXVI вв. «Хождение за два моря» А.
Никитин. Начало книгопечатания в
России. Иван Федоров. Живопись.
Архитектура. Успенский собор.
Шатровый стиль. Собор Василия
Блаженного. Федор Конь

Изучать, сравнивать,
Публицистика, житие,
анализировать,
шатровый стиль,
описывать, писать эссе. «Домострой».

21

Контроль.

1

Проверка уровня знаний и умений по
пройденной теме. Решение заданий
части А, В, С

22

Раздел: История
России XVII-XVIII вв.

1

Первые Романовы. Итоги смутного
времени. Экономическая система в
XVII в. Внутренняя политика России
в XVII в. Михаил Романов и Филарет.
Алексей Михайлович. Соборное
уложение.
Федор
Алексеевич.
Царевна Софья.

Россия при первых
Романовых. Ликвидация
последствий Смуты.
Развитие торговых
связей. Мануфактуры.

А4
ВАРИАНТ 1

ВАРИАНТ 4

Объяснять причины
отставания России.
Оформлять результаты
своей деятельности в
виде таблицы

А 3,
Мелкотоварное
ВАРИАНТ 1
производство,
мануфактура,
всероссийский рынок,
рассеянное предприятие,
ярмарка. Устанавливать
межкурсовые связи с
историей Нового
времени, сравнивать
экономическое
положение России с

периодом Смуты и
странами Европы
23

Церковный раскол.
Внешняя политика
России в XVII веке.
Вхождение
Левобережной Украины
в состав России.
Завершение
присоединения Сибири

1

Церковный раскол. Социальные
движения в XVII веке. Патриарх
Никон. Церковные реформы. Раскол.
Старообрядцы. Протопоп Аввакум.
Внешняя политика России
в XVII веке. Поляновский мир.
Воссоединение Украины с Россией.
Освоение Сибири и Дальнего
Востока.

Знать и показывать по Гетман, реестровые
карте основные
казаки.
направления внешней
политики. Называть
причины войн,
показывать на карте
театр военных действий

24

Россия в первой
половине 18 в.

1

Россия при Петре I. Великое
посольство. Северная война.
Основные сражения. Ништадтский
мирный договор. Реформы Петра в
области экономике, управления,
военном деле, социальной сфере.
Народные выступления в первой
половине XVIII в.

Давать характеристику
состояния России
накануне решающих
перемен.
Уметь: составлять
схемы, объяснять
значение реформ и их
влияние на развитие
государства.
Знать причины
восстаний, участников,
их требования. Уметь
показывать районы
восстаний, объяснять
причины восстаний и
поражения

ВАРИАНТ 5
Регентство, гвардия.
С5
Меркантилизм,
приписные крестьяне,
подушная подать,
протекционизм.
Социальная политика.
Установление
абсолютизма.
Подчинение церкви
государству. Табель о
рангах. Указ о
престолонаследии
Работные люди,
отходники,
посессионные крестьяне
ревизия, челобитная

25

Россия в 1725-1762 гг.

1

Период дворцовых
переворотов. Россия в период
дворцовых переворотов. Борьба
дворцовых группировок за власть.
Екатерина I и А. Д. Меншиков. Петр
III. Анна Иоанновна, бироновщина,

Знать причины
дворцовых переворотов,
хронику событий и
действующих лиц.
Анализировать
политику Екатерины 2,
определять значение ее

В 1.
Дворцовый переворот,
ВАРИАНТ 1
Верховный Тайный
ЧАСТЬ 2
Совет, Конституционная
монархия, кондиций.
Манифест о вольности
дворянской.
Особенности внутренней

В3
ВАРИАНТ 8

26

Культура России в 17-18
веках.

1

кондиции. Россия при Елизавете
Петровне.
Внутренняя политика
Екатерины II. Петр III. Екатерина II.
Эпоха «просвещенного
абсолютизма». Развитие
промышленности и торговли.
Крестьянская война под
предводительством Е. Пугачева.
Россия в войнах второй
половины XVIII века. Россия в
Семилетней войне. Русско-турецкие
войны: выход к Черному морю. П. А.
Румянцев. Г. А. Потемкин. Ф. Ф.
Ушаков. А. В. Суворов. Разделы
Польши.

реформ для России,
объяснять особенности
и сходства с политикой
императоров 18 века.
Определять основные
черты экономического
развития (тенденции и
противоречия). Делать
вывод о влиянии
крепостного права на
развитие отраслей
экономики.
Показывать
противоречивый
характер политики
Павла I. Объяснять
причины последнего
дворцового переворот.
Определять
направление внешней
политики. Показывать
на карте
территориальные приращения. Рассказывать
о военных действиях с
опорой на термины и
даты

политики российских
императоров после
Петра
Просвещенный
абсолютизм, либерализм.
Крестьянская война,
уложенная комиссия.
Миссионеры,
секуляризация,
экономические
крестьяне, отходники.
Протекторат, повод и
причина воины.

Культура России
в XVII веке. Светский характер
культуры. Научные знания.
Литература. Театр. Архитектура.
Живопись.Эпоха Просвещения.
Развитие образования. Наука и
техника. Литература. Живопись –
парадные портреты. Скульптура.
Архитектура. Театр.

Выделять особенности
развития отечественной
культуры.Устанавливать
связь между развитием
экономики, политики и
культуры.
Описывать образ жизни
различных слоев
общества

А4
Понятия:
ВАРИАНТ 5
«Обмирщение»,
секуляризация культуры.
Ассамблея, гравюра,
кант, клавикорды,
кунсткамера, цифирные
школы, прелестные
письма

27

28

Контроль.
Раздел : Россия
в XIX веке.
Внутренняя и внешняя
политика россии в
начале 19 века.

1

1

3 ВАРИАНТ

Решение заданий части А, В, С
Внутренняя и внешняя политика
Александра I. Россия при Павле I.
Внутренняя
политика.
Реформы
Александра I. Войны с Францией.
Тильзитский мир. Война с Персией.
Отечественная
война
1812
г:
основные сражения. Заграничный
поход русской армии 1813-1814 гг.
Венский конгресс. Священный союз.

Называть: годы
царствования
Александра I,
характерные черты
внутренней политики
Александра I.
Определять предпосылки и содержание
проектов М. М.
Сперанского; причины
их неполной реализации
и последствия принятых решений.
Называть основные
цели, задачи и
направления
внешней политики
страны; показывать на
карте, оценивать ее
результативность.
Знать хронологические
рамки Отечественной
воины 1812 г.; планы
сторон, характер войны,
основные этапы;
полководцев и
участников войны;
называть и показывать
по карте основные
сражения.Объяснять
цели и результат
заграничного похода
1812-1814 гг.; называть
основные направления
внешней политики

В 11
либерализм,
самодержавие, реформа, ВАРИАНТ 3
разделение властей,
политические права,
избирательное
право.коалиция,
конвенция,
сейм.Отечественная
война,
Партизаны.Битва
народов, Восточный
вопрос, Венский
конгресс, Священный
союз.

страны в новых
условиях
29

Общественные
движения начала XIX в.
Движение
декабристов

1

Восстание декабристов. Последние
годы царствования Александра I.
Аракчеев А. А. «Союз спасения».
«Союз благоденствия». «Северное
тайное общество» и «Южное тайное
общество». Выступление декабристов
на Сенатской площади 14 декабря
1825 года.

Называть причины
Общественное движение, А 7
ВАРИАНТ10
возникновения
либерализм, тайное
общественного
общество, конституция
движения; основы
идеологии, основные
этапы развития
общественного
движения. Объяснять
цели и результат
деятельности
декабристов; оценивать
историческое значение
восстания декабристов

30

Внутренняя и внешняя
политика Николая I

1

Россия при Николае I: внутренняя и
внешняя политика. Николай I .
Расправа над декабристами.
Кодификация законов, М. М.
Сперанский. Реформы П. Д. Киселева
и Е. Ф. Канкрина. Война с Персией.
Война с Турцией. Кавказская война.
Договоры с Китаем. Крымская война:
причины, участники, ход военных
действий, итоги. Парижский мирный
договор.

Знать годы
царствования Николая I;
называть характерные
черты внутренней
политики Николая I.
Называть основные
направления внешней
политики страны.
Причины кризиса в
международных
отношениях со
странами Запада.
Знать даты, причины,
характер войны;
показывать на карте
места военных
действий; объяснять
значение и итоги
Парижского мирного
договора.

Свод законов,
государственные
крестьяне, обязанные
крестьяне, жандарм.
Кодификация законов.

А9
ВАРИАНТ 7

31

Общественная мысль во
второй четверти XIX в

1

Общественная мысль в 1830-1850
гг. «Общество любомудров». «Теория
официальной народности».
Западники и славянофилы.
«Общинный социализм» А. И.
Герцена. Петрашевцы.

Называть существенные Западники, славянофилы, А 7
ВАРИАНТ3
черты идеологии и
общинный социализм.
практики общественных
движений; сравнивать
позиции западников и
славянофилов, высказывать свою оценку

32

Александр II.Великие
реформы 1860-70 г. г.

1

Александр II. Реформы 1860-1870-х
гг. Александр II. Отмена крепостного
права: причины, разработка реформы,
проведение. Значение отмены
крепостного права в России. Земская
реформа. Судебная реформа.
Городская реформа. Военная
реформа. Реформа просвещения.
Реформа печати. Значение
либеральных реформ.

Называть предпосылки
отмены крепостного
права; излагать
причины отмены
крепостного права;
называть
альтернативные
варианты отмены
крепостного права;
знать основные
положения крестьянские реформы;
объяснять значение
отмены крепостного
права

Временнообязанные
крестьяне, отрезки,
уставные грамоты,
мировые посредники.
Земство, куриальная
система выборов, суд
присяжных .
Называть основные
положения реформы
местного
самоуправления,
судебной, военной
реформ; реформы в
области просвещения;
приводить оценки
характера и значения
соц. Реформ.

1

Общественное движение второй
половины XIX вв. Либеральные идеи.
Теория «крестьянского социализма».
«Земля и воля». Народничество. Три
течения в народничестве: бунтарское,
заговорщическое, пропагандистское.
«Хождение в народ». Раскол «Земли и
воли»:
«Черный
передел»
и

Называть существенные
черты идеологии и
практики консерватизма
и либерализма,
радикального
общественного
движения.
Называть организации и
участников

Либералы, консерваторы. А 12
ВАРИАНТ 9
Либеральные,
консервативные течения.
Земское движение.
Народничество,
революционеры,
разночинцы, анархисты,
«Хождение в народ»,
революционный

33

Общественные
движения второй
половины XIX в.

ВАРИАНТ 4
ЧАСТЬ 3

«Народная
воля».
Убийство
Александра II. Рабочее движение.
«Освобождение труда». В. И. Ульянов
(Ленин).Внутренняя
и
внешняя
политика Александра III. Александр
III. Контрреформы. Русско-турецкая
война 1877-1878 гг. Образование
военных блоков.
34

Культура второй
половины XIX в

1

Культура второй
половины XIX в. Процесс
демократизации культуры. Система
образования. Развитие науки.
Литература. Искусство. Живопись.
Скульптура. Архитектура. Театр.
Музыка. Печать и книгоиздательское
дело.

35

Контроль.

1

Проверка уровня знаний и умений по
пройденной теме. Решение заданий
части А, В, С.

общественного
движения; называть
существенные черты
идеологии и практики
общественных
движений
(консервативных,
либеральных,
радикальных)

террор.Марксизм.
Земское движение.
Идеология
народничества

Д. И.Менделеев.

А 13
ВАРИАНТ 5

ВАРИАНТ 5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 11 КЛАСС
№
п/п

Раздел,тема урока

1

Введение

Колво
часов
1

Элементы содержания

Требования к уровню
подготовки
обучающихся

Основные
структурные
и Знать требования,
содержательные
характеристики предъявляемые

Термины, понятия,
персонали
Кодификатор,ЕГЭ

Домашнее
задание

Дата Дата
план. факт
.

экзаменационной
работы
по участникам ЕГЭ.
истории. Требования к уровню
подготовки
выпускников.
Кодификатор
элементов
содержания по истории для
КИМов.
Оценка
выполнения
заданий ЕГЭ. Критерии оценки
выполненной работы.
2

Раздел :Россия в XX –
начале XXI вв.
Российская империя на
рубеже веков и её
социальная структура.

3

Внешняя политика
России. Русскояпонская война

4

Первая российская
революция.
Экономические
и политические
реформы

Социально-экономическое и
политическое развитие страны в
начале XX в.Особенности
экономического развития России в
начале XX в. Социальный состав
населения. Политическое развитие.
Николай II – последний российский
император. Необходимость
модернизации. Реформы С. Ю.
Витте.

Основные черты
индустриального
общества, империализм,
основные признаки
империализма

Индустриальное
общество,имперализм.
С. Ю. Витте.

1

Русско-японская война.
Портсмутский мирный договор.
Образование первых в России
политических партий.

Обеспечить усвоение
Портсмутский мирный
знаний по теме.
договор.
Отработать навыки
работы с текстом, картой,
дополнительным
материалом, опорными
конспектами.

1

Революция 1905-1907 гг. Столыпин
П. А. Причины революции.
Основные события революции.
Деятельность I и II Думы. Итоги
первой русской революции.
Реформы П. А. Столыпина.

Добиться усвоения
учащимися понятий по
теме
Способствовать развитию
психологических качеств
интеллекта учащихся,
воли и

революция, реформа,
буржуазнодемократическая
революция,хутор, отруб,
партия, основные партии
в России

самостоятельности,
познавательных
интересов
5

Политическая и
духовная жизнь в 19071914гг.Культура
«Серебряного века»

1

Культура в
начале XX века. Серебряный век
русской культуры. Развитие
образования и науки. Выдающиеся
писатели и поэты Серебряного
века. Искусство. Живопись.
Скульптура. Архитектура. Музыка.

Называть выдающихся
представителей и
достижения российской
науки

6

Первая Мировая война

1

Россия в Первой мировой
войне. Причины первой мировой
войны, участники. Позиция
большевиков. События на фронтах
первой мировой войны.
«Прогрессивный блок». Влияние
войны на ситуацию в стране.

Антанта,Тройственный
Обеспечить усвоение
союз,сепаратный мир.
знаний по теме.
Отработать навыки
работы с текстом, картой,
дополнительным
материалом,

7

Свержение монархии в
России.
Россия в период
Февраль-октябрь 1917гг

1

Великая российская
революция. Февральская
революция 1917 года: причины,
участники. От Февраля к Октябрю.
Двоевластие. Октябрьская
революция. Провозглашение и
утверждение советской власти. II
съезд Советов, первые декреты.

А 15
1)определить расстановку Революция, Временное
ВАРИАНТ 2
политических сил после правительство,
падения монархии;
двоевластие, диктатура
пролетариата.коалиционн
2)характеризовать
ое правительство,
«Апрельские тезисы»
альтернатива развития,
В.И. Ленина,
кризис власти, военная
альтернативы развития
диктатура, политический
страны и эволюцию
кризис, легитимное
тактической линии
правительство, комиссар
большевиков;

3)дать характеристику
причин, хода и итогов
кризисов власти весной –
летом 1917 г.;
4)раскрыть основные
события весны – лета

«серебряный век»
русской культуры

А 11
ВАРИАНТ 8

1917 г.;
5)выяснить переломный
характер июльских
событий и тактику
поведения основных
политических сил России
после июльского кризиса;
6)установить
особенности выступления
генерала Л.Г.
Корнилова
8

Формирование
советской
государственности

1

Внутренняя и внешняя политика
советского правительства в 19171920 гг. Первые мероприятия
Советской власти. Разгон
Учредительного собрания.
Брестский мир. Политика
«военного коммунизма».

уяснить суть и причины
изменений взглядов
большевистского
руковод-ства на
проблемы
Учредительного
собрания, мировой
революции и
революционной войны;
дать характеристику
Конституции РСФСР
1918 г. и борьбы в
большевистском
руководстве по вопросу
сепаратного мира с
Германией;
уяснить эволюцию
экономической политики
большевиков от октября
1917 г. к весне – лету
1918 г.;
6ыяснить сущность
диктатуры пролетариата,
её задачи, функции,
систему диктатуры

первые декреты
Советской
власти,»военный
коммунизм»

А 14
ВАРИАНТ 8

пролетариата и причины
руководства
коммунистической
партии как главного в
диктатуре пролетариата;
раскрыть осуществление
диктатуры пролетариата
и характерные черты
Советов как
государственной формы
9

10

Гражданская война в
России 1918-1920гг

1

Образование СССР
.Переход к непу .
Культура и искусство
первой половины ХХ
века

1

Гражданская
война:
причины,
участники, основные события.
Интервенция. Итоги гражданской
войны.

Знать сущность,
основные этапы и
события гражданской
войны; причины,
характер, особенности
гражданской войны и
интервенции;уметь
давать характеристику
экономического и
политического кризиса в
стране в начале 20-х гг.

В2
гражданская война,
кризис ,красные и белые. ВАРИАНТ 3

Советская Россия, СССР в 19201930-е
гг. Переход
к
новой
экономической политике. Суть
НЭПа.
Образование
СССР.
Политическая жизнь в 20-е – 30-е
гг. Внутренняя борьба. Культ
личности
Сталина.
Массовые
репрессии.
Ускоренная
модернизация: индустриализация,
коллективизация.
Культурная
революция.

установить содержание,
итоги и последствия
политики «военного
коммунизма»; причины
перехода к НЭПу;
уметь сравнивать НЭП и
политику «военного
коммунизма»;
знать принципы
национальной политики
большевиков;выявитлять
предпосылки, причины и
принципы образования
СССР;уметь определять

НЭП, федерация,
автономия,»полоса
признания»,
тоталитарный режим и
его признаки,
индустриализация,
коллективизация
сельского хозяйства,
культ личности,
культурная революция,
пятилетка

ЧАСТЬ 2

образование союзного
государства как один из
решающих факторов
обеспечения
благоприятных условий
для переустройства
общества, подъема
экономики, культуры всех
советских республик,
укрепления оборонного
могущества и
международных позиций
СССР;
11

СССР накануне
Великой Отечественной
войны. Начало Великой
Отечественной войны

1

Великая Отечественная война 19411945 гг. СССР накануне войны.
Основные этапы и сражения
Великой Отечественной войны.
Война с Японией.

Знать как СССР
готовился к возможной
войне с вероятным
противником;
2)определять, какие
проводились
превентивные меры;
3)уяснить, что лежало в
основе этих мер и всё ли
необходимое было
сделано со стороны
руководства
страны;определить
причины временных
неудач Красной Армии.

Агрессия, рейх,
военная доктрина,
мировая война,
репрессии, денонсация,
эшелониро-ванный,
план «Барбаросса»,
блицкриг, внешняя
политика, линия
Маннергейма

12

Коренной перелом в
войне .
Народы СССР в борьбе
с немецким
захватчиком

1

Героизм советских людей во время
войны. Партизанское движение.
Антигитлеровская коалиция. Итоги
Великой Отечественной войны.

уяснить великий
освободительный
характер войны со
стороны советского
народа;
выявлять программу

Коренной перелом, котёл, А 17
плацдарм, форсирование, ВАРИАНТ 3
тотальная мобилизация,
Курская дуга,
контрнаступ-ление,
блокада, Тегеранская

А 15
ВАРИАНТ 6

мобилизации всех сил
конференция 1943 г.
страны на разгром врага.
раскрыть планы
воюющих сторон на 1942
г. и причины неудач
Красной Армии в Крыму
и под Харьковом;
определять цель,
сущность и последствия
политики Германии на
оккупированных
территориях СССР;
уметь характеризовать
советское партизанское и
подпольное движение;
выяснить особенности
оборонительного этапа
Сталинградской битвы;
давать характеристику
мероприятий по
созданию
антигитлеровской
коалиции и итогов
первого этапа войны

13

Послевоенное
восстановление СССР .
Начало «холодной
войны»

1

СССР в первое послевоенное
десятилетие. «Холодная
война». Восстановление народного
хозяйства. Идеологические
кампании конца 1940-х гг.
«Холодная война» и ее влияние на

Уметь характеризовать
состояние советской
экономики после войны;
2)определять изменения,
произошедшие в
послевоенные годы в

Тоталитарное

государство, культ
личности , репрессии

А 17
ВАРИАНТ 6

внутреннюю и внешнюю политику экономике и социальной
СССР. Военно-политические союзы жизни;
в послевоенной системе
международных отношений.
Формирование мировой
социалистической системы.
14

Политическое и
экономическое
развитие СССР в 1964 –
1982 гг.

1

СССР в середине 1950-х – середине
1960-х гг. Н. С. Хрущев, приход к
власти. XX съезд КПСС. «О культе
личности и его последствия».
Общественно-политическая жизнь
страны. Реформы в социальноэкономической сфере. Внешняя
политика.

15

Экономика «развитого
социализма» в СССР

1

СССР в середине 1960-х – середине Конституция 1977 г.
1980-х гг. Приход к власти Л. И.
Брежнева. Экономическая реформа
1965 года. «Продовольственная
программа». Конституционное
закрепление руководящей роли
КПСС. Конституция 1977 г.
Концепция «Развитого
социализма». Внешняя политика.

Гражданское общество,
правовое
государство,»холодная
война»,социальные
движения, реформы и
революции в странах
Европы
Личность Л.И.Брежнева

Реформы политической
системы в СССР 19851991гг

1

СССР во второй половине 1980-х Знать сторические
гг.:
внутренняя
и
внешняя предпосылки и
политика. Распад СССР. М. С. неизбежность

Перестройка, гласность, В 3
ВАРИАНТ 1
ускорение, «новое
ЧАСТЬ 2
политическое

16

Понимать неизбежность
изменения советской
экономической системы в
середине 80 гг.;
2)раскрывать основные
направления
экономической реформы
1965 г. и особенности
экономического развития
страны в 1964 – 1984 гг.;
3)определять причины
неудач реформирования и
сущность нарастания
застойных явлений в
экономике и социальной
сфере;

А 19
Лчность Н.С.Хрущева
ВАРИАНТ 3
Внутренняя политика
государства, коррупция,
консервация
политического режима,
«теневая экономика»,
диссидент, ресталинизация, номенклатура,
стагнация
,экономическая реформа,
«теневая экономика»,
товарный голод,
стагнация, дефицитная
экономика, научнотехнический прогресс,
социальная политика

В6
ВАРИАНТ 9

Экономические
реформы в СССР 19851991гг

Горбачев. Перестройка. Авария на
Чернобыльской АЭС. Внешняя
политика: «новое политическое
мышление».
Распад
мировой
социалистической ситемы. Кризис
власти:
последствия
неудачи
политики
«перестройки».
Августовские события 1991 г..
Беловежские соглашения 1991 г. и
распад СССР.

радикальной реформы
советской политической
системы;
2)понимать
альтернативные пути её
осуществления;
3)установливать
причины, особенности,
ход и итоги
«перестройки»

А 18
мышление» .
Личность М.С.Горбачева ВАРИАНТ 4

А 20
Культура,
ВАРИАНТ 10
идеология,
интеллигенция
Нобелевская премия,
модернизм, авангардизм,
футуризм, реализм,
атеизм, конструкти-визм,
«культурная
революция»,
социалистиче-ский
реализм,
концептуализм
постмодер-низм

17

Духовная жизнь
обновленной России

1

Развитие науки и культуры в 1950 –
1980-х гг. Духовное состояние
общества.
Наука.
Литература.
Живопись.
Скульптура.
Архитектура. Музыка. Балет. Театр.
Кинематограф.
Спорт.
Диссидентское движение.

Знать исторические
условия, отражение
исторических событий в
культуре России и мира;
2)раскрывать основные
стили, направления, их
особенности и их связь с
конкретной исторической
обстановкой в культуре
России и мира;
3)знать особенности
мировоззрения и
творчества
интеллигенции;
4)определить мировое
значение культуры
России

19

Политическая жизнь:
Россия на пути к
демократическому
обществу и правовому
государству

1

Россия
в
1992
–
2008
гг. Политический кризис сентября–
октября
1993
г.
Принятие
Конституции
Российской
Федерации 1993 г. Общественнополитическое развитие России во
второй
половине
1990-х
гг.
Политические партии и движения

Знать программу
социальноэкономических реформ и
её особенности;
2)уметь раскрывать этапы
реформ, ход и
корректировку курса
реформ;

20

Российская экономика
на пути к рынку
Строительство
обновленной
Федерации

1

Российской Федерации. Российская
Федерация и страны – участницы
Содружества
Независимых
Государств.

3)определияь причины,
сущность и последствия
финансового кризиса
1998 г.;
4)знать содержание
различных планов
перехода России к рынку;

Переход к рыночной экономике:
реформы и их последствия.
Российская Федерация в 2000–2011
гг.: основные тенденции социальноэкономического и общественнополитического развития страны на
современном этапе. В.В. Путин.
Д.А. Медведев. Россия в мировых
интеграционных
процессах
и
формирующейся
современной
международно-правовой системе.

знать принципиальное
отличие новой
политической системы
России (действующей
согласно Конституции
1993 г.) от советской
модели организации
власти;
2)уметь определять
первые итоги и
последствия её
функционирования;
3)знать изменение
расстановки основных
политических сил после
августа 1991 г. и
особенности становления
российской
государственности;
4)уметь характеризовать
результаты политического
развития страны в 90-е
гг.;
5)выявлять различия в
подходах к разработке
новой Конституции в
1992 – 1993 гг..

Реформа, приватизация,
макроэконо-мическая
стабилизация,
монетаризм, рыночная
экономика,
либерализация цен,
конвертируе-мая валюта,
«шоковая терапия»,
инфляция, валютный
коридор

В3
ВАРИАНТ 5
ЧАСТЬ 2 А 21
ВАРИАНТ
$F 21
ВАРИАНТ 9

21

Контроль

1

Проверка уровня знаний и умений
по пройденной теме. Решение
заданий части А, В, С.

22

Практический
тренинг выполнения
заданий частей А, В,
С.

10

Выполнение тренировочных
тестов.

23

Пробный ЕГЭ.

3

ВАРИ
АНТ 6

Знать структуру
ЕГЭ,уметь заполнять
бланки,отрабатывать
знания и умения по
пройденному материалу.

1-10
ВАРИ
АНТЫ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».