Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1))
Описание образовательной программы
АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе глухим, слабослышащим и позднооглохшим, слепым, слабовидящим, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра.
Цель реализации АООП УО (вариант 1)
образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) – создание условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими
социального и культурного опыта.
Достижение
поставленной цели при разработке и реализации образовательной организацией АООП
предусматривает решение следующих основных задач:
овладение обучающимися с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью,
обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
формирование общей культуры,
обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое,
социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми
в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
достижение планируемых результатов
освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей,
а также индивидуальных особенностей и возможностей;
выявление и развитие возможностей и
способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности,
проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного
творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные
формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих
соревнований;
участие педагогических работников,
обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в
проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Общая характеристика АООП УО (вариант 1),
разработанной с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Организация
должна обеспечить требуемые для обучающихся условия обучения и воспитания с
учетом имеющихся у них нарушений, в том числе нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного
аппарата, расстройств аутистического спектра.
АООП
УО (вариант 1) включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Сроки
реализации АООП УО (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) составляют 9-13 лет.
В
реализации АООП У О (вариант 1) может быть выделено два или три этапа:
I этап - 1-4 классы и дополнительный
класс;
II этап - 5-9 классы;
III этап - 10-12 классы.
Цель
первого этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений,
коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
На
данном этапе организуется первый дополнительный класс, деятельность которого
направлена на решение диагностико-пропедевтических задач:
выявить индивидуальные возможности каждого
обучающегося, особенности его психофизического развития, оказывающие влияние на
овладение учебными умениями и навыками;
сформировать у обучающихся физическую,
социально-личностную, коммуникативную и интеллектуальную готовность к освоению
АООП;
сформировать готовность к участию в
систематических учебных занятиях, в разных формах группового и индивидуального
взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время;
обогатить знания обучающихся о социальном
и природном мире, опыт в доступных видах детской деятельности (рисование,
лепка, аппликация, ручной труд, игра).
Цель
второго этапа направлена на расширение, углубление и систематизацию знаний и
умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми
навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Цель
третьего этапа реализации АООП УО направлены на углубленную трудовую подготовку
и социализацию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), которые необходимы для их самостоятельной жизнедеятельности в
социальной среде.
Освоение
обучающимися АООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных.
В
структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП УО
(вариант 1) образования включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
К
личностным результатам освоения АООП УО (вариант 1) относятся:
1) осознание себя как гражданина России;
формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к
иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных
представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации
в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками,
используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и
принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными
и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных
информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли
обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества
с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира,
ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей,
ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей;
13) сформированность установки на
безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе
на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к
самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП УО (вариант 1)
образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для
каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся
с легкой умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии
решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна
из составляющих при оценке итоговых достижений.
Предметные
результаты освоения АООП обучающихся с легкой умственной отсталостью разных
нозологических групп (глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых,
слабовидящих, с НОДА, РАС) могут дифференцироваться в зависимости от
особенностей сенсорной, речевой, двигательной и эмоционально-волевой сферы
обучающихся.