Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Под специальными условиями понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.Образование обучающихся с ограниченными возможностями организовано с другими обучающимися.
В ОО учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления в школу и в течение всего периода обучения. Для организации информационной открытости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья официальный сайт адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих).
Штат школы обеспечен всеми необходимыми специалистами: социальным педагогом,педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, тьютором. Обеспечивается доступ в здание школы для лиц с ОВЗ и инвалидов.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Специально оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет. Имеющиеся учебные кабинеты,объекты для проведения практических занятий, библиотека, объекты спорта, средства обучения и воспитаниямогут быть использованы не всеми категориями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, однако возможно использование при помощи педагогов и сотрудников школы.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованных объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, не имеется.Имеющиеся объекты для проведения практических занятий, библиотека, объекты спорта, средства обучения и воспитания могут быть использованы не всеми категориями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, однако возможно использование при помощи педагогов и сотрудников школы.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе имеется библиотека, оборудованная компьютером и множительной техникой, зоной читального зала. Обеспеченность обучающихся учебной литературой составляет 100%. Общее количество литературы в фонде библиотеки – 12 471 экземпляр: в том числе учебников – 2 502 экземпляра методической литературы – 258 экземпляров художественной литературы – 9 711 экземпляров (в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования., ЭОР Библиотека оборудована 1 компьютером, принтером, МФУ, DVD - приставкой Библиотека имеет абонементную, читальную зоны, что обеспечивает доступ учащихся и педагогов, как к традиционным, так и к современным видам информации. Обеспеченность учебной литературой – 100%. Библиотека является информационным центром образовательного учреждения, созданы алфавитный и систематический каталоги, различные тематические картотеки, регулярно проводятся книжные выставки, обзоры литературы, различные мероприятия для школьников по пропаганде книги.
Комплектование библиотеки и читального зала специальными адаптивно-техническими средствами, приспособленными для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, не предусмотрено. Доступк имеющемуся библиотечному фонду для инвалидов и лиц с ОВЗ не ограничен.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательном учреждении созданы все условия для занятий физической культурой и спортом, для общего оздоровления учащихся.Имеются спортивный зал, площадью 124,3 кв.м, стадион с волейбольной площадкой, футбольным полем, площадкой для военной подготовки, городок для гимнастических упражнений. Каждый год заливается каток для занятия зимними видами спорта.Спортзал оборудован снарядной комнатой, раздевальными комнатами для девочек и мальчиков, душевыми кабинками.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых
осуществляется обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения
относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при
решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности
и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал
в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и
мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства,
так как более 80 % информации обучающиеся воспринимают зрительно мы используем
предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы,
модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы,
видеофильмы, CD/DVD-диски.
При использовании
наглядных средств соблюдается ряд условий:
применяемая наглядность
должна соответствовать возрасту учащихся;
наглядность должна
использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент
занятия или урока;
необходимо четко выделять
главное, существенное при показе иллюстраций;
детально продумывать
пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов;
демонстрируемая
наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
наглядность должна быть
эстетически выполнена;
наглядность должна быть
хорошо видна с последней парты;
привлекать самих учащихся
к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном
устройстве.
Реализация адаптированных образовательных программ предусматривает
использование в образовательной деятельности учебников для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
В школе имеется логопедический пункт, в котором осуществляется
логопедическое сопровождение детей с ОВЗ. Коррекционная работа реализуется
путем проведения коррекционно-развивающих занятий с использованием наглядных
пособий, тематических видео, обучающих мультфильмов.
Организовано проведение коррекционно-развивающих занятий с
педагогом-психологом. При коррекции познавательной сферы используется
компьютерная программа «Система интенсивного развития способностей»,
позволяющая развивать память, внимание, мышление, воображение, пространственные
представления, эрудицию, пополнять словарный запас.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для инвалидов и лиц с ОВЗ обеспечен беспрепятственный доступ на территорию и в здание образовательного учреждения:
перед въездом на территорию учреждения имеется место парковки для инвалидов
с обозначением дорожным знаком;
оборудован безбарьерный вход в здание, обеспечивающий доступ на
объект и к оказываемым услугам маломобильным гражданам;
на входной двери нанесен предупредительный знак – желтый круг;
при входе в здание установлена беспроводная система – кнопка
вызова;
в коридорах учреждения и по периметру здания установлены камеры видеонаблюдения;
проёмы дверей имеют широкое пространство.
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо.
Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Необходимая дополнительная помощь оказывается силами сотрудников
организации. Для вызова сотрудника воспользуйтесь телефонами - 8 (34372) 4-74-55
(вахтер) или 89826965877 (лицо, ответственное за обеспечение доступности).
Специальные условия питания
В ОО имеется школьная столовая, которая обеспечивает организацию качественного полноценного горячего питания обучающихся, в том числе инвалидов и детей с ОВЗ. Для учащихся организовано 2-х разовое питание (горячий завтрак, обед).
Обеденный зал – 1 , площадь – 62,3 кв.м.
Горячий цех – 1, площадь – 35,2 кв.м.
Овощной цех (первичной обработки овощей) – 8,2 кв.м.
Складские помещения – 13,7 кв.м.
Обеспеченность столовой посудой – 100%
Обеспеченность кухонной посудой – 100%
Прилавок для охлажденной продукции (салатов)
Мармит для вторых и третьих блюд – 1
Мармит для первых блюд – 1
Протирочная машина - 1
Пароконвектомат - 1
Духовой (жарочный) шкаф - 1
Электрическая плита - 1
Электромясорубка - 1
Среднетемпературные холодильные шкафы (всего) - 5
В том числе: ШХ – 1,4 - 1
ШХ – 0,7 - 2
Низкотемпературные холодильные камеры – 2
Охват горячим питанием составляет 100%, в том числе обучающихся с ОВЗ и инвалидов – 100 %. При необходимости обучающемуся предоставляется диетическое питание.
Специальные условия охраны здоровья
В соответствии с требованиями ст.41
Федерального закона РФ от 29.12.2012г. №273 ФЗ (ред. от 23.07.13) "Об
образовании в Российской Федерации" в МАОУ СОШ № 5 осуществляется охрана
здоровья обучающихся и включает в себя:
- Оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- Организацию питания обучающихся;
- Определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности учебных периодов и каникул;
- Пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- Организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
- Прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
- Профилактику и запрещение курения (в том числе электронных сигарет), употребления алкогольных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов и других одурманивающих веществ;
- Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации;
- Профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в образовательной организации;
- Проведение санитарно- противоэпидемических и профилактических мероприятий.
В школе созданы все необходимые меры и условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.Медицинское обслуживание в образовательной организации осуществляется фельдшером ГАУЗ СО «Пышминская ЦРБ» по договору. Школа находится в шаговой доступности к Черемышскому ФАП.Оказание первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, проведение медицинских осмотров и диспансеризации осуществляется в ГБУЗ СО ПышминскаяЦРБ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к сети Интернет обеспечен оператором связи ПАО «Ростелеком». Провайдером обеспечена контент-фильтрация.В образовательном учреждении внедрена и функционирует автоматизированная информационная система ГИС СО "ЕЦП". Образовательная организация подключена к системе ФГИС "Моя школа".Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ предоставлен и не ограничен.
Вход в систему ФГИС "Моя школа"
Регистрация
Вход через Госуслуги
Функциональные возможности ФГИС «Моя школа»
Как исправить ошибку «Ваша авторизационная сессия истекла»?
ГИС СО "ЕЦП" Вход в электронный дневник
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для каждой группы детей нужно использовать определенные ЭОР.
Нарушение зрения –
- www.sona-mar.narod.ru«Слепой ребенок» – сайт рассказывает об особенностях воспитания, обучения и адаптации незрячих детей на примере личного опыта матери незрячего ребенка. Здесь собраны материалы, описывающие особенности развития детей с различными нарушениями зрения, перечисляются ссылки на сайты с родственной тематикой.
- www.rgbs.ru– Российская государственная библиотека для слепых (РГБС). РГБС – специализированная библиотека универсального профиля, обслуживающая инвалидов по зрению, уникальное книгохранилище всех видов и жанров литературы, как на обычных, так и на специальных носителях. В своей работе сотрудники РГБС активно используют современные информационные и компьютерные технологии: создана электронная база данных на все виды документов, работает компьютерный зал с выходом в Интернет и доступом к базам данных крупнейших библиотек Москвы. На сайте библиотеки можно ознакомиться со свежими новостями, подобрать литературу через электронный каталог, узнать об информационных ресурсах, издательской деятельности и правилах пользования библиотекой.
- http://www.defectolog.ruРекомендации для родителей по обучению и воспитанию детей с нарушениями речи, умственного, двигательного развития, поведения, задержкой развития. Информация о возрастных нормах развития ребенка, об отклонениях в развитии и др. Советы по вопросам воспитания: рекомендации дефектолога, логопеда, психолога. Сборник развивающих игр.
- http://www.lekoteka.ru/Российская Лекотека- это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Для специалистов предлагается нормативная документация, каталог оборудования, игровых и методических материалов, ответы на вопросы, информация о курсах. Эти сайты полезны учителям – тифлопедагогам и родителям.
Нарушение слуха
- https://xn--35-jlcdbauwtgbin.xn--p1ai/osobennosti-obucheniya-detej-s-narusheniyami-sluxa-v-shkole/информационный сайт, который могут использовать и родители и учитель. На сайте можно найти информацию о особенностях детей с НС, методами и приемами их обучения, проконсультироваться с специалистом, посмотреть, как живут люди с такой особенностью.
- http://www.deafworld.ruсайт содержит обширный методический материал для развития и обучения детей с первого дня их жизни. На сайте обозначены социальные вопросы и ответы на них. Сайт полезен учителю – сурдопедагогу и родителям.
- https://www.youhear.ru/materials_for_rehab_with_cochlea_implant/сайт содержит методические материалы для работы детей с нарушениями слуха на разных этапах обучения.
- http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=409информационно-методический портал по инклюзивному образованию. Содержит статьи, методические разработки занятий, а также нормативно-правовые акты, служащие основой работы с детьми с ОВЗ.
Эти сайты могут использовать учителя – сурдопедагоги и родители.
Задержка психического развития (ЗПР) -
- http://logoped.sad60.edusite.ru/p23aa1.htmlсайт учителя логопеда, которые содержит материалы по работе с детьми с зпр, методические рекомендации по организации работы с такими детьми, а также упражнения, игры и занятия, направленные на коррекцию.
2.https://topmpk.jimdo.com/%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BC%D0%B0%D0%BC-%D0%B8-%D0%BF%D0%B0%D0%BF/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B7%D0%BF%D1%80/сайт, который будет очень кстати, когда ребенок пойдет в детский сад и в первый класс, так как этот сайт содержит ответы на самые главные вопросы родителей: как будут работать с моим ребенком? Как будут оценивать его деятельность? Будет ли ребенок сдавать экзамен и тд.
- http://profilaktika.tomsk.ru/?p=11039сайт центра медицинской профилактики, который рассказывает о ЗПР с точки зрения медицины, также представлены примеры коррекционных занятий и консультации для родителей.
- https://www.logopedprofi.ru/detjam-s-zaderzhkoj-psihomotornogo-razvitija/сайт центра развития и абилитации ребенка. Сайт содержит материал для логопедической работы с детьми с ЗПР, также представлен материал для консультирования родителей.
Эти сайты могут использовать учителя, учителя – логопеды и родители.
Нарушение интеллектуального развития
- http://www.bekhterev.ru/clinika/psihiatriya/deti/umstvennaya-otstalost/index.phpсайт национального медицинского центра психологии и неврологии им В.М. Бехтерева. Сайт содержит материал о заболевании, с медицинской точки зрения. Представлен материал для диагностики и коррекции заболевания.
- http://laska-alania.ru/parents.phpсайт детского дома интерната для детей с НИР. Сайт содержит материал о том, как строят жизнь дети с данной особенностью, можно прочитать советы по развитию и воспитанию ребенка.
- http://rostok-cher.ru/obuchalochkaсайт с методическим материалом, который можно использовать родителям и учителям.
Тяжелые нарушения речи
- https://xn--90ailsaobcfbu5g.xn--p1ai/сайт психологической помощи семьям, которые воспитывают особого ребенка и не знают, какую тактику выбрать.
- http://asabliva.by/ru/main.aspx?guid=4845сайт управления образования республики Беларусь. Сайт содержит опыт учителей по работе с детьми с ТНР.
- https://www.logoped.ru/nar02.htmлогопедический сайт. На сайте можно найти материал по развитию речи, коррекции поведения.
Нарушения опорно-двигательного аппарата
1http://aplazia.invamama.ru/сайт о пороках развития конечностей у детей. Материал представлен кратко и точно.
- http://rostok-cher.ru/obuchalochkaсайт с методическим материалом, который можно использовать родителям и учителям.
- http://www.elfikacka3ka.ru/сайт сказкатерапии, который полезен и учителям и родителям.
Расстройство поведения и общения
- http://deti-kak-deti.org/index.htmlсайт о особых детях, их жизни. Больше похоже на социальный блог, но есть информация о воспитании и обучении.
- http://etoneotvet.ru/сайт социальной поддержки особых детей.
- https://www.logoped.ru/nar02.htmлогопедический сайт. На сайте можно найти материал по развитию речи, коррекции поведения.
Наибольшую образовательную ценность представляют бесплатные образовательные платформы для обучения детей с ОВЗ.
- https://education.yandex.ru/lab/classes/90208/library/mathematics/Яндекс учебник. Образовательная платформа, на которой могут работать учителя, дети и их родители. Участники образовательного процесса могут самостоятельно загружать задания, а могут использовать готовы. Существенный плюс платформы в том, что ученик может обучаться дистанционно. Платформа пока охватывает два предмета: русский и математику. Блок математики и русского языка содержит два уровня заданий: базовый и повышенный. Материал охватывает основные разделы предметов, что позволяет ребенку получить необходимый уровень знаний.
- https://uchi.ru/teachers/stats/main- отечественная онлайн платформа для обучения. Эта платформа содержит большее количество материала, чем Яндекс учебник. При этом, разработчики собрали материал по всем основным предметам начальной школы. Особенность данной платформы – анализ успехов и промахов ребенка, что позволяет сократить учителю анализ деятельности, все результаты фиксируются на диаграмме. Для каждого предмета выделены свои задания и раздела, которые дублируют раздела рабочей программы, что является существенным подспорьем для учителя и родителей.
- https://iqsha.ru/онлайн платформа интеллектуального развития детей. Платформа содержит материал по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, английский язык. Сайт удобен тем, что ребенку задание озвучивает диктор, поэтому ребенок может заниматься самостоятельно. Разнообразные задания и приятный, красочный интерфейс заинтересует ученика, что положительно скажется на его учебной мотивации.
- https://chudo-udo.info/детский развивающий сайт «Чудо-Юдо». Эта образовательная платформа настоящая сокровищница занятий и упражнений для развития детей. На сейте есть различные рубрики, которые поделены по возрасту и по цели занятий. Например, упражнения по развитию логики. Материал представлен красочно, картинки высокого качества. Задания читает диктор, что позволяет детям заниматься самостоятельно. Интерактивная форма непременно привлечет внимание детей.
- http://poskladam.ru/онлайн платформа обучению слогового чтения. Принцип сайта – учить играя. Сайт содержит разделы: чтение на русскому языке, чтение на английском языке, обучение логике. Все задания ярко оформлены, по мере прохождения материала, отрываются все более сложные задания. Задания поделены на два уровня: базовый и повышенной сложности. По мимо помощи детям в обучении, перед каждым заданием даются рекомендации по организации задания для учителя и родителей.
- https://www.igraemsa.ru/онлайн платформа детских игр. У сайта удобная навигация. Главная цель сайта – развитие логики и формирование познавательного интереса. Задание читает диктор, что позволит формировать самостоятельность у обучающегося. Материал красочный, соответствует возрастным нормам.
- https://www.yaklass.ru/p- образовательная платформа «Якласс». Платформа содержит материалы по всем школьным предметам. Для этой платформы есть алгоритм работы: знакомство с теоретической частью темы, а потом решение практических задач. Задачи поделены на уровни по сложности. Задания должен читать взрослый. Интересен сайт тем, что материал подобран таким образом, чтобы способствовать развитию у ребенка саморегуляции и силы волы. Если занятия проводятся дистанционно, учителю на электронную придет отчет о ошибках и успехах.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья используются возможности Центра специальных возможностей ОСWindowsраспознавание речи, экранная лупа, экранный диктор и т.д.