МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ ПГО "Управление образования и молодёжной политики" МБОУ ПГО "Черемышская СОШ" ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № 1 от 31.08.2023 года УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ПГО «Черемышская СОШ» Приказ № 87/5 - ОД от 31.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Золотые ручки» ( декоративно-прикладное направление) 1 класс Срок реализации: 1 год с. Черемыш Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Золотые ручки» создана для организации свободного времени обучающихся и представляет собой содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных художественных способностей обучающихся. Эта рабочая программа разработана для обучающихся в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта. Курс программы рассчитан на 33 часа, с периодичностью занятий 1 раз в неделю. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность: от теории к освоению через упражнения и собственному художественному воплощению в материале. Она направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по современным направлениям в художественном творчестве. Содержание программы расширяет представления учащихся о разнообразных видах творчества, знакомит с нетрадиционными техниками, формирует эстетический вкус. Актуальность Современные дети получают огромный поток зрительной информации и поэтому их трудно увлечь чем-то стандартным. В связи с этим занятия художественным творчеством должны удивлять ребёнка, как в процессе изготовлении, так и результатом. Поэтому программа Золотые ручки» нацелена на освоение нетрадиционных техник и художественным приемам в творчестве. Такие виды творчества вызывают у учащихся особый интерес к современному искусству, и развивают фантазию. Обучающиеся с разным уровнем подготовки и способностями могут освоить эти приёмы в творческой работе, и у каждого может получиться свой оригинальный «шедевр». Программа предполагает расширенное знакомство с различными техниками. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при 2 работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок, газет. Младшие школьники должны иметь мотивацию к эстетическому обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Решение задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу. Возраст детей участвующих в реализации данной программы Программа ориентирована на воспитанников 7 -9 летнего школьного возраста. Программа рассчитана на 1 год. Занятия - 1 час в неделю, 33 часа в год. Цель программы: развитие и реализация творческого потенциала обучающихся. Задачи программы: 1) формирование универсальных учебных действий младших школьников: исследовательских, проектных, конструкторско-технологических, коммуникативных; 2) развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. 3) создание условий для развития художественно – творческого потенциала обучающихся; 4) формирование устойчивого интереса к творчеству; 5) обогащение визуального опыта детей через творческое общение; 3 6) развитие умения самостоятельно анализировать свою работу и свои достижения. Формы и методы работы: 1) беседа; 2) рассказ; 3) индивидуально-творческая деятельность; 4) коллективная творческая деятельность; 5) работа над проектами; 6) интеграция в базовые образовательные дисциплины; 7) организация тематических и персональных выставок. Форма контроля уровня достижений учащихся. 1) Коллективное обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. 2) Периодическая организация выставок, самооценка своих работ. 3) Участие в творческих конкурсах различного уровня. Основные виды деятельности учащихся: 1) навыки дискуссионного общения; 2) работа с ножницами; 3) работа с бумагой и картоном; 4) работа с природным материалом и декоративными элементами; 5) аппликация плоская и объёмная. Новизна данной программы Новизна, заключающаяся в том, что в содержание программы формирует знания о современных техниках декорирования и умения использовать в собственных проектах и работах. Основной упор на занятиях делается на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными. По каждому разделу предлагается система: изучение технологии и способов изготовления, материалов, общение с мастерами, обзор творческих современных декоративных работ. Продуманы упражнения, практические зада4 ния на различные приемы работы с пластилином, с природным материалом, с бумагой. Разделы программы завершаются созданием самостоятельной работы учащимися. Виды деятельности учащихся на занятиях: Основной вид деятельности — это творческая практика, которому предшествует изучение теоретического материала и инструментов, технологии исполнения. Ведущим в обучении является метод реализации творческого потенциала: участие в выставках, ярмарках, конкурсах, благотворительных акциях и в других мероприятиях. 1) Поиск и обзор декоративных работ, просмотр мастер – классов. 2) Изучение способов создания поделок. 3) Создание работы по собственному мотиву и замыслу. Мониторинг эффективности занятий в творческой мастерской «Золотые ручки» основывается на диагностике личностного творческого роста учащихся по полугодиям. Критерии мониторинга: 1) Успешно осваивает приемы работы различными материалами. Достаточно хорошо копирует технику по образцу. 2) Свободно создает свой мотив, творческую работу. 3) Активно участвует в школьных, районных тематических выставках, конкурсах. 4) Имеет достижения в конкурсах, викторинах, предметных олимпиадах разного уровня. Планируемый результат деятельности в творческой мастерской «Золотые ручки»: Личностные результаты обучающихся: 1) Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности формируется при выполнении упражнений и практических работ по образцу. 5 2) Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. 3) Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Путь формирования данного результата проходит через анализ своего труда и сравнение с другими. 4) Желание осваивать новые виды деятельности через разнообразие практических работ. 5) Желание участвовать в творческом, созидательном процессе. 6) Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, при проведении обсуждений и выполнений творческих работ. 7) Осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры. Интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к проявлению иной культуры. 8) Создание у ученика целостной картины мира и понимания собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: 1) принимать и сохранять учебную задачу; 2) планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; 3) осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; 4) анализировать ошибки и определять пути их преодоления; 5) различать способы и результат действия; 6) адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя; 7) прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации; 8) проявлять познавательную инициативу и самостоятельность; 9) самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи. 6 Познавательные УУД: 1) анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам; 2) анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи; 3) находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов; 4) классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп; 5) формулировать проблему и самостоятельно находить способы решения; 6) строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах; 7) устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми понятиями и явлениями. Коммуникативные УУД: 1) принимать участие в совместной работе коллектива; 2) вести диалог, работая в парах, группах; 3) допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение; 4) координировать свои действия с действиями партнеров; 5) корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию; 6) задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности; 7) осуществлять взаимный контроль совместных действий; 8) высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывании; 9) уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество. Предметные результаты: 1) описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; 2) выделять существенные признаки предметов; 3) сравнивать между собой предметы, явления; 7 4) обобщать, делать несложные выводы; 5) классифицировать явления, предметы; 6) определять последовательность событий; 7) судить о противоположных явлениях; 8) давать определения тем или иным понятиям; 9) выявлять функциональные отношения между понятиями; 10) выявлять закономерности и проводить аналогии; 11) создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потен- циальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. 12) осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхо- да в обучении учащихся с разными образовательными возможностями. 2. Содержание программы «Золотые ручки» № п/п 1 2 Разделы рабочей программы Мастерская флористики Мастерская лепки Количество часов 4 4 3 Мастерская Волшебная бумага 3 4 Мастерская Деда Мороза. 5 5 Мастерская коллекции идей. 14 6 7 Мастерская оригами. Мастерская конструирования и моделирования. 1 2 8 Содержание курса Картинки из засушенных листьев Фигурки животных, композиции из пластилина Российский флаг. Открытка для мамы. Новогодние игрушки из цветной бумаги, гофрированного и цветного картона. Поделки из бумаги. Поделки из ткани. Поделки из ниток Фигурки животных, композиции Плавающие и летающие модели. Игрушки Тематический план № Тема занятий Кол-во часов Характеристика деятельности Мастерская флористики, 4 1 Подготовка природного материала 1 2 Картинки из засушенных листьев. 1 3 Картинки из природного материала. 1 4 Корзина из природного материала. 1 Знать о бережном отношении к природе, правилах сбора различных образцов природного материала. Уметь работать с природным материалом. Различать породы деревьев, наблюдать за формами и образами природы. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные природные материалы) их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму). Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. Мастерская лепки, 4 Правила работы с пластилином. Инструктаж. Композиции из пластилина. Семейка грибов на поляне. 1 6 Лепка фигурок животных из пластилина. Мишка косолапый. 1 7 Композиции из пластилина. Аквариумные рыбки. 1 5 Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»). Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. 9 8 Мозаика из семян на пластилиновой основе 1 Мастерская Волшебная бумага, 3 Создание коллективной "Российский флаг" работы Создание коллективной 10 "Российский флаг" работы 9 11 Создание открытки для любимой мамы 1 1 Знать приемы рационального использования материала. Отбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи 1 Мастерская Деда Мороза, 5 12 Создание коллективной "Волшебная ёлка" работы 13 Создание коллективной "Волшебная ёлка" работы 1 1 Новогодние игрушки из цветной бумаги. "Волшебная снежинка". 1 Новогодние игрушки из цветной 15 бумаги. Цепочка из бумажных колец. 1 Новогодние игрушки из цветной бумаги. Новогодняя маска. 1 14 16 Знать приемы рационального использования материала, приемы изготовления украшений из бумаги, основные способы соединения изделий. Уметь создавать изделия по собственному замыслу. Проектировать изделие – создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные образы. Умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию. 10 Мастерская коллекции идей, 14 Поделки из бумаги. Аппликация "Снеговик" 1 Изготовление игрушек (медведя) с 18 подвижными деталями из картона и цветной бумаги. 1 Поделки из бумаги. Сказочная птица. 1 17 19 20 Кормушка для птиц 1 21 Лепка Наши пернатые друзья 1 22 Открытка для папы 1 23 Коллективная работа мамочке любимой" "Подарок 1 24 Открытка для мамы 1 25 Мозаика из кусочков бумаги. 1 26 Коллективная работа "Первый полет человека в космос" 1 27 Коллективная работа "Первый полет человека в космос" 1 Знать приемы рационального использования материала. Уметь: разрезать бумагу по прямым линиям. Отбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Знать приемы работы с разными материалами. Уметь: анализировать образец изделия; составлять план работы, определять последовательность; выбирать различные материалы для воплощения своего замысла. Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, организационных задач. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 11 28 Коллективная планету" работа "Бережем 29 Коллективная работа "День Земли" 1 30 Коллективная работа "Как прекрасен наш салют" 1 1 Мастерская оригами, 1 31 Знакомство с техникой оригами. Плавающие модели. Парусник. 1 Знать, что такое оригами. Уметь изготовлять квадрат из прямоугольника. Умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию. Мастерская конструирования и моделирования, 2 32 33 Летающие модели. Самолет. Изготовление парашюта. Плавающие модели. Пароход. 1 Уметь выполнять различные приемы подвижных соединений, создавать изделия по собственному замыслу на основе изученных базовых форм. Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы. Приобрести начальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи. 1 12 1. 2. 3. 4. 5. Список используемой литературы: Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебнометодическое пособие/С. В. Астрханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. –Ростов р/Д: Феникс, 2006. –347 с.: ил. –(Высшее образование) Зайцева А.А. Новогодние поделки: елочные игрушки, фигурки, снежинки/ А. Зайцева. – М.:2015.-64 с. – (Азбука рукоделия) Орен Р. Секреты пластилина: Учебное пособие. /Р. Орен – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2014. – 56 с.: ил. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн. для учителя нач. классов по внеклассной работе. /Г.И.Перевертень - М.: Просвещение, 1985. – 112с. Тойбнер А. Лучшие поделки из бумаги, картона, яичной скорлупы, горшочков и природных материалов /Армин Тойбнер, Нелли Болгерт, Рульф Крумбахер. – Ярославль, 2010.- 48 с. 13