Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности Золотые ручки 1 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ ПГО "Управление образования и молодёжной политики"
МБОУ ПГО "Черемышская СОШ"

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 31.08.2023 года

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ПГО «Черемышская
СОШ»

Приказ № 87/5 - ОД от 31.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«Золотые ручки»
( декоративно-прикладное направление)
1 класс
Срок реализации: 1 год

с. Черемыш

Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Золотые ручки» создана для организации свободного времени обучающихся и представляет собой содержание,
организационные условия, этапы образовательной деятельности дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных художественных
способностей обучающихся. Эта рабочая программа разработана для обучающихся в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта. Курс программы рассчитан на 33 часа, с периодичностью занятий 1 раз в
неделю. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность: от теории к освоению через упражнения и
собственному художественному воплощению в материале. Она направлена на
обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по современным направлениям в художественном творчестве. Содержание программы расширяет представления учащихся о разнообразных видах творчества, знакомит с нетрадиционными техниками, формирует эстетический вкус.
Актуальность
Современные дети получают огромный поток зрительной информации и поэтому их трудно увлечь чем-то стандартным. В связи с этим занятия художественным творчеством должны удивлять ребёнка, как в процессе изготовлении,
так и результатом. Поэтому программа Золотые ручки» нацелена на освоение
нетрадиционных техник и художественным приемам в творчестве. Такие виды
творчества вызывают у учащихся особый интерес к современному искусству, и
развивают фантазию.
Обучающиеся с разным уровнем подготовки и способностями могут освоить
эти приёмы в творческой работе, и у каждого может получиться свой оригинальный «шедевр». Программа предполагает расширенное знакомство с различными техниками.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при
2

работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок, газет.
Младшие школьники должны иметь мотивацию к эстетическому обучению,
стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Решение задач,
связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной
деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является
стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.
Возраст детей участвующих в реализации данной программы
Программа ориентирована на воспитанников 7 -9 летнего школьного возраста.
Программа рассчитана на 1 год. Занятия - 1 час в неделю, 33 часа в год.
Цель программы: развитие и реализация творческого потенциала обучающихся.
Задачи программы:
1) формирование универсальных учебных действий младших школьников: исследовательских, проектных, конструкторско-технологических, коммуникативных;
2) развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и
ценностях.
3) создание условий для развития художественно – творческого потенциала
обучающихся;
4) формирование устойчивого интереса к творчеству;
5) обогащение визуального опыта детей через творческое общение;
3

6) развитие умения самостоятельно анализировать свою работу и свои достижения.
Формы и методы работы:
1) беседа;
2) рассказ;
3) индивидуально-творческая деятельность;
4) коллективная творческая деятельность;
5) работа над проектами;
6) интеграция в базовые образовательные дисциплины;
7) организация тематических и персональных выставок.
Форма контроля уровня достижений учащихся.
1) Коллективное обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности.
2) Периодическая организация выставок, самооценка своих работ.
3) Участие в творческих конкурсах различного уровня.
Основные виды деятельности учащихся:
1) навыки дискуссионного общения;
2) работа с ножницами;
3) работа с бумагой и картоном;
4) работа с природным материалом и декоративными элементами;
5) аппликация плоская и объёмная.
Новизна данной программы
Новизна, заключающаяся в том, что в содержание программы формирует
знания о современных техниках декорирования и умения использовать в собственных проектах и работах. Основной упор на занятиях делается на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными. По каждому разделу предлагается система: изучение технологии и способов изготовления, материалов, общение с мастерами, обзор творческих современных декоративных работ. Продуманы упражнения, практические зада4

ния на различные приемы работы с пластилином, с природным материалом, с
бумагой. Разделы программы завершаются созданием самостоятельной работы
учащимися.
Виды деятельности учащихся на занятиях:
Основной вид деятельности — это творческая практика, которому предшествует изучение теоретического материала и инструментов, технологии исполнения.
Ведущим в обучении является метод реализации творческого потенциала:
участие в выставках, ярмарках, конкурсах, благотворительных акциях и в других мероприятиях.
1) Поиск и обзор декоративных работ, просмотр мастер – классов.
2) Изучение способов создания поделок.
3) Создание работы по собственному мотиву и замыслу.
Мониторинг эффективности занятий в творческой мастерской «Золотые
ручки» основывается на диагностике личностного творческого роста учащихся по полугодиям.
Критерии мониторинга:
1) Успешно осваивает приемы работы различными материалами. Достаточно
хорошо копирует технику по образцу.
2) Свободно создает свой мотив, творческую работу.
3) Активно участвует в школьных, районных тематических выставках, конкурсах.
4) Имеет достижения в конкурсах, викторинах, предметных олимпиадах разного уровня.
Планируемый результат деятельности в творческой мастерской «Золотые ручки»:
Личностные результаты обучающихся:
1) Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности формируется при выполнении упражнений и практических работ по образцу.
5

2) Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
3) Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Путь
формирования данного результата проходит через анализ своего труда и
сравнение с другими.
4) Желание осваивать новые виды деятельности через разнообразие практических работ.
5) Желание участвовать в творческом, созидательном процессе.
6) Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества,
при проведении обсуждений и выполнений творческих работ.
7) Осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа,
определенной культуры. Интерес и уважение к другим народам, проявление
толерантности к проявлению иной культуры.
8) Создание у ученика целостной картины мира и понимания собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1) принимать и сохранять учебную задачу;
2) планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
3) осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
4) анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
5) различать способы и результат действия;
6) адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя;
7) прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
8) проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
9) самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и
вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи.
6

Познавательные УУД:
1) анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства,
узнавать объекты по заданным признакам;
2) анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
3) находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения
объектов;
4) классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
5) формулировать проблему и самостоятельно находить способы решения;
6) строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
7) устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми понятиями
и явлениями.
Коммуникативные УУД:
1) принимать участие в совместной работе коллектива;
2) вести диалог, работая в парах, группах;
3) допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
4) координировать свои действия с действиями партнеров;
5) корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
6) задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
7) осуществлять взаимный контроль совместных действий;
8) высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывании;
9) уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество.
Предметные результаты:
1) описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
2) выделять существенные признаки предметов;
3) сравнивать между собой предметы, явления;
7

4) обобщать, делать несложные выводы;
5) классифицировать явления, предметы;
6) определять последовательность событий;
7) судить о противоположных явлениях;
8) давать определения тем или иным понятиям;
9) выявлять функциональные отношения между понятиями;
10)

выявлять закономерности и проводить аналогии;

11)

создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потен-

циальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
12)

осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхо-

да в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
2. Содержание программы «Золотые ручки»
№
п/п
1
2

Разделы рабочей программы
Мастерская флористики
Мастерская лепки

Количество
часов
4
4

3

Мастерская Волшебная бумага

3

4

Мастерская Деда Мороза.

5

5

Мастерская коллекции идей.

14

6
7

Мастерская оригами.
Мастерская конструирования
и моделирования.

1
2

8

Содержание курса
Картинки из засушенных листьев
Фигурки животных, композиции из
пластилина
Российский флаг. Открытка для мамы.
Новогодние игрушки из цветной бумаги, гофрированного и цветного картона.
Поделки из бумаги. Поделки из ткани.
Поделки из ниток
Фигурки животных, композиции
Плавающие и летающие модели. Игрушки

Тематический план
№

Тема занятий

Кол-во часов

Характеристика деятельности
Мастерская флористики, 4

1

Подготовка природного материала

1

2

Картинки из засушенных листьев.

1

3

Картинки из природного материала.

1

4

Корзина из природного материала.

1

Знать о бережном отношении к природе, правилах сбора различных образцов
природного материала. Уметь работать с природным материалом. Различать породы деревьев, наблюдать за формами и образами природы. Исследовать
(наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные природные материалы) их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму). Использовать речевые средства
для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

Мастерская лепки, 4
Правила работы с пластилином.
Инструктаж. Композиции из пластилина. Семейка грибов на поляне.

1

6

Лепка фигурок животных из пластилина. Мишка косолапый.

1

7

Композиции из пластилина. Аквариумные рыбки.

1

5

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции,
выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко
обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»).
Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и
поставленной учебной целью.

9

8

Мозаика из семян на пластилиновой основе

1
Мастерская Волшебная бумага, 3

Создание коллективной
"Российский флаг"

работы

Создание коллективной
10
"Российский флаг"

работы

9

11

Создание открытки для любимой
мамы

1

1

Знать приемы рационального использования материала. Отбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи

1
Мастерская Деда Мороза, 5

12

Создание коллективной
"Волшебная ёлка"

работы

13

Создание коллективной
"Волшебная ёлка"

работы

1

1

Новогодние игрушки из цветной
бумаги. "Волшебная снежинка".

1

Новогодние игрушки из цветной
15 бумаги. Цепочка из бумажных колец.

1

Новогодние игрушки из цветной
бумаги. Новогодняя маска.

1

14

16

Знать приемы рационального использования материала, приемы изготовления
украшений из бумаги, основные способы соединения изделий. Уметь создавать
изделия по собственному замыслу. Проектировать изделие – создавать образ в
соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные образы. Умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы
речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию.

10

Мастерская коллекции идей, 14
Поделки из бумаги. Аппликация
"Снеговик"

1

Изготовление игрушек (медведя) с
18 подвижными деталями из картона
и цветной бумаги.

1

Поделки из бумаги. Сказочная
птица.

1

17

19

20 Кормушка для птиц

1

21 Лепка Наши пернатые друзья

1

22 Открытка для папы

1

23

Коллективная работа
мамочке любимой"

"Подарок

1

24 Открытка для мамы

1

25 Мозаика из кусочков бумаги.

1

26

Коллективная работа "Первый полет человека в космос"

1

27

Коллективная работа "Первый полет человека в космос"

1

Знать приемы рационального использования материала. Уметь: разрезать бумагу
по прямым линиям. Отбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Знать приемы работы с разными материалами. Уметь: анализировать образец изделия; составлять план работы, определять последовательность; выбирать
различные материалы для воплощения своего замысла. Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских,
организационных задач. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей.

11

28

Коллективная
планету"

работа

"Бережем

29

Коллективная работа "День Земли"

1

30

Коллективная работа "Как прекрасен наш салют"

1

1

Мастерская оригами, 1

31

Знакомство с техникой оригами.
Плавающие модели. Парусник.

1

Знать, что такое оригами. Уметь изготовлять квадрат из прямоугольника. Умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию.

Мастерская конструирования и моделирования, 2

32

33

Летающие модели. Самолет.
Изготовление парашюта.

Плавающие модели. Пароход.

1

Уметь выполнять различные приемы подвижных соединений, создавать изделия
по собственному замыслу на основе изученных базовых форм. Понимать общую
задачу проекта и точно выполнять свою часть работы. Приобрести начальные
навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи.

1

12

1.

2.
3.
4.
5.

Список используемой литературы:
Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебнометодическое пособие/С. В. Астрханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой.
–Ростов р/Д: Феникс, 2006. –347 с.: ил. –(Высшее образование)
Зайцева А.А. Новогодние поделки: елочные игрушки, фигурки, снежинки/ А. Зайцева. – М.:2015.-64 с. – (Азбука
рукоделия)
Орен Р. Секреты пластилина: Учебное пособие. /Р. Орен – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2014. – 56 с.: ил.
Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн. для учителя нач. классов по внеклассной работе.
/Г.И.Перевертень - М.: Просвещение, 1985. – 112с.
Тойбнер А. Лучшие поделки из бумаги, картона, яичной скорлупы, горшочков и природных материалов /Армин
Тойбнер, Нелли Болгерт, Рульф Крумбахер. – Ярославль, 2010.- 48 с.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».