Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности Учение с увлечением 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ ПГО "Управление образования и молодёжной политики"
МБОУ ПГО "Черемышская СОШ"

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 31.08.2023 года

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ПГО «Черемышская СОШ»

Приказ № 87/5 - ОД от 31.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса внеурочной деятельности «Учение с увлечением»
для обучающихся 1-4 классов

Пояснительная записка
Программа «Учение с увлечением» реализует общеинтелектуальное направление во внеурочной деятельности в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами начального общего образования второго поколения.
Актуальность программы:
Современное начальное образование ставит главной своей целью развитие личности ребенка. В Концепции федеральных
государственных стандартов в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника
начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребенка: "Любознательный, интересующийся, активно
познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности...". Успешное развитие обучающихся
начальных
классов общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебной деятельности. Основной формой обучения в школе является урок.
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство окружающего мира,
раскрыть многие его "тайны". Именно на проявление активности детей, обусловленной их интересами и потребностями, способствующая
формированию познания и преобразования себя в окружающей действительности, направлена программа внеурочной деятельности
"Учение с увлечением".
Новизна программы заключается в том, что она по своему содержанию является интегрированной, так как объединяет знания
обучающихся по нескольким школьным дисциплинам (окружающий мир, литературное чтение, русский язык, математика).
Педагогическая целесообразность: Настоящая программа внеурочной деятельности, построенная на разнообразном – по содержанию и
сложности поисковых задач – неучебном материале, создаст благоприятные возможности для развития личности ребенка.
Программа «Учение с увлечением» является комплексной, объединяет различные виды деятельности для достижения целостного развития
основных психических процессов ребенка: внимания, памяти, воли, интеллекта; предоставляет возможность педагогу планомерно достигать
воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми познавательной деятельности.
Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся интеллектуальной активности, связанной с выбором стратегии
решения познавательных задач, анализом ситуаций, сопоставлением различных данных, способностей наблюдать, сравнивать, обобщать,
устанавливать закономерности, строить и проверять гипотезы, рассуждать.
Задачи программы:
 способствовать расширению кругозора учащихся;
 развивать мотивацию к познанию и творчеству;
 формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся;
 обучать младших школьников работе с различными источниками информации;
 развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические
занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию

общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших
результатов в учёбе.
На каждом занятии ребенок сталкивается с трудностями и необходимостью их преодоления. Характер трудностей таков, что он вызывает
желание достичь цели.
1. В мире занимательной математики - 9 ч
Развлекательная программа «Эрудит-шоу». Игра-соревнование «Самый любознательный». Математический спринт «Самый быстрый».
Интеллектуальный клуб «Мыслитель».
2. В мире занимательно грамматики - 9 ч
Игровая программа «Отгадай…». Путешествие в историю русского языка. «Куда летят крылатые слова?». Игра «Счастливый случай». Клуб
любителей русского языка.
3. В мире природы - 8 ч
Викторина «Эти забавные животные». Занимательная викторина о гигантских растениях и животных. Проект «Что, где, когда и почему всегда
ответить я смогу». Калейдоскоп головоломок.
4. В мире литературы - 8 ч
Викторины, «Поле Чудес». Практическая работа с детскими книгами о войне. Акция «Открытка ветерану». Поздравление ветеранов с
Днём Победы. «Что, где, когда и почему всегда ответить я смогу».
Место учебного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год обучения.
На реализацию программы «Учение с увлечением» отводится 34 ч в год (1 час в неделю).
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: игра, игровое моделирование, проекты;
- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий,
конкурсы.
Виды контроля:
- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по
данной теме.
- итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Планируемые результаты программы:
При получении начального общего образования в ходе реализации
программы внеурочной деятельности
«Учение с увлечением»
обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы).

В ситуациях общения и сотрудничества, предложенных педагогом, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать
выбор, при поддержке других участников группы и педагога.
Метапредметными результатами программы являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в справочной литературе;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную
от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения,
равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях, выявлять противоречия;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять родовидовые отношения между предметами;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Ожидаемые результаты прохождения программы:

повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации;

развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Формы контроля уровня достижений обучающихся:
Результаты обучения по данной программе отслеживаются и оцениваются с помощью текущего и тематического контроля усвоения материала
какой-либо части (темы) программы по итогам полугодия и года, оценки овладения учащимися уровня достижений, заявленных в программе по
ее завершению. Оценка результатов проводится педагогом.
Для текущего и тематического контроля уровня достижений учащихся использованы такие способы, как:
 наблюдение активности на занятии;
 беседа с обучающимися, родителями;
 анкетирование, тестирование.
Формы проведения контроля:
- выпуск книг-самоделок собственных логических заданий;
- подготовка и проведение детьми «Конкурсов смекалистых» на внеклассных мероприятиях в своем классе;
- участие в интеллектуальных играх и олимпиадах.
Тематическое планирование
№ п/п

Тема

В мире занимательной математики
1
Развлекательная программа «Эрудит-шоу»
2
Игра соревнование «Самый любознательный»
3
Математический спринт «Самый быстрый»
4
Интеллектуальный клуб «Мыслитель»
5
Занимательные задачи. Работа с таблицами.
6
Логические игры, ребусы, задачи на смекалку

Количество
часов
9
1
1
1
1
1
1

Дата

Корректиров
ка даты

7
Ох, уж эти диаграммы
8
Игра «Считай, смекай, отгадывай»
9
Олимпиада по математике
В мире занимательно грамматики
10
Путешествие в историю русского языка
11
Клуб любителей русского языка
12
Игровая программа «Отгадай»
13
«Куда летят крылатые слова?»
14
Игра «Счастливый случай»
15
Фразеологизмы. По истории слова.
16
Части речи изучаем, много знаний получаем
17
Дама сдавала в багаж диван, чемодан... Распознавание однородных членов предложения
18
Олимпиада по русскому языку
В мире природы
19
Викторина « Эти забавные животные»

1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1

20
Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг
21
Я люблю семь правил ЗОЖ, ведь без них не проживешь
22
Какие бывают пустыни
23
Учусь работать с картой. Природные зоны
24
Калейдоскоп головоломок
25
Что такое наше тело? Что оно умеет делать?
26
Проект «Что, где, когда и почему всегда ответить я смогу»
В мире литературы
27
Что же нам хотят сказать? Основная мысль текста.
28
Мы на части текст разделим, озаглавим, план составим
29
Я задам тебе вопрос
30
Практическая работа с детскими книгами
31
Составление книжки-малышки
32
Викторина по творчеству Н. Носова
33
Игра «Поле чудес»
34
Итоговое занятие. Викторина «Что, где, когда и почему всегда ответить я смогу»

1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».