Физическая культура 10-11 класс
Программа по физической культуре для 10–11
классов общеобразовательных организаций представляет собой методически
оформленную концепцию требований ФГОС СОО и раскрывает их реализацию через
конкретное содержание.
При создании программы по физической культуре
учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и
дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в
разнообразные формы здорового образа жизни, умеющем использовать ценности
физической культуры для укрепления, поддержания здоровья и сохранения активного
творческого долголетия.
В программе по физической культуре нашли свои
отражения объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития
российского общества, условия деятельности образовательных организаций,
возросшие требования родителей, учителей и методистов к совершенствованию
содержания общего образования, внедрение новых методик и технологий в
учебно-воспитательный процесс.
При формировании основ программы по
физической культуре использовались прогрессивные идеи и теоретические положения
ведущих педагогических концепций, определяющих современное развитие
отечественной системы образования:
концепция духовно-нравственного развития и
воспитания гражданина Российской Федерации, ориентирующая учебно-воспитательный
процесс на формирование гуманистических и патриотических качеств личности
учащихся, ответственности за судьбу Родины;
концепция формирования универсальных учебных
действий, определяющая основы становления российской гражданской идентичности
обучающихся, активное их включение в культурную и общественную жизнь страны;
концепция формирования ключевых компетенций,
устанавливающая основу саморазвития и самоопределения личности в процессе
непрерывного образования;
концепция преподавания учебного предмета
«Физическая культура», ориентирующая учебно-воспитательный процесс на внедрение
новых технологий и инновационных подходов в обучении двигательным действиям,
укреплении здоровья и развитии физических качеств;
концепция структуры и содержания учебного
предмета «Физическая культура», обосновывающая направленность учебных программ
на формирование целостной личности учащихся, потребность в бережном отношении к
своему здоровью и ведению здорового образа жизни.
В своей социально-ценностной ориентации
программа по физической культуре сохраняет исторически сложившееся
предназначение дисциплины «Физическая культура» в качестве средства подготовки
учащихся к предстоящей жизнедеятельности, укреплению здоровья, повышению
функциональных и адаптивных возможностей систем организма, развитию жизненно
важных физических качеств.
Программа обеспечивает преемственность с
федеральной образовательной программой основного общего образования и
предусматривает завершение полного курса обучения обучающихся в области
физической культуры.
Общей целью общего образования по физической
культуре является формирование разносторонней, физически развитой личности,
способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и
длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности
и организации активного отдыха. В программе по физической культуре для 10–11
классов данная цель конкретизируется и связывается с формированием потребности
учащихся в здоровом образе жизни, дальнейшем накоплении практического опыта по
использованию современных систем физической культуры в соответствии с личными
интересами и индивидуальными показателями здоровья, особенностями предстоящей
учебной и трудовой деятельности. Данная цель реализуется в программе по
физической культуре по трём основным направлениям.
Развивающая направленность определяется
вектором развития физических качеств и функциональных возможностей организма
занимающихся, повышением его надёжности, защитных и адаптивных свойств.
Предполагаемым результатом данной направленности становится достижение
обучающимися оптимального уровня физической подготовленности и
работоспособности, готовности к выполнению нормативных требований комплекса
«Готов к труду и обороне».
Обучающая направленность представляется
закреплением основ организации и планирования самостоятельных занятий
оздоровительной, спортивно – достиженческой и прикладно – ориентированной
физической культурой, обогащением двигательного опыта за счёт индивидуализации
содержания физических упражнений разной функциональной направленности,
совершенствования технико-тактических действий в игровых видах спорта.
Результатом этого направления предстают умения в планировании содержания
активного отдыха и досуга в структурной организации здорового образа жизни,
навыки в проведении самостоятельных занятий кондиционной тренировкой, умения
контролировать состояние здоровья, физическое развитие и физическую
подготовленность.
Воспитывающая направленность программы
заключается в содействии активной социализации обучающихся на основе
формирования научных представлений о социальной сущности физической культуры,
её месте и роли в жизнедеятельности современного человека, воспитании социально
значимых и личностных качеств. В числе предполагаемых практических результатов
данной направленности можно выделить приобщение учащихся к культурным ценностям
физической культуры, приобретение способов общения и коллективного
взаимодействия во время совместной учебной, игровой и соревновательной
деятельности, стремление к физическому совершенствованию и укреплению здоровья.
Центральной идеей конструирования программы
по физической культуре и её планируемых результатов на уровне среднего общего
образования является воспитание целостной личности учащихся, обеспечение
единства в развитии их физической, психической и социальной природы. Реализация
этой идеи становится возможной на основе системно-структурной организации
учебного содержания, которое представляется двигательной деятельностью с её
базовыми компонентами: информационным (знания о физической культуре),
операциональным (способы самостоятельной деятельности) и
мотивационно-процессуальным (физическое совершенствование).
В целях усиления мотивационной составляющей
учебного предмета, придания ей личностно значимого смысла содержание программы
по физической культуре представляется системой модулей, которые структурными
компонентами входят в раздел «Физическое совершенствование».
Инвариантные модули включают в себя
содержание базовых видов спорта: гимнастики, лёгкой атлетики, зимних видов
спорта (на примере лыжной подготовки с учётом климатических условий, при этом
лыжная подготовка может быть заменена либо другим зимним видом спорта, либо
видом спорта из федеральной рабочей программы по физической культуре),
спортивных игр, плавания и атлетических единоборств. Данные модули в своём
предметном содержании ориентируются на всестороннюю физическую подготовленность
учащихся, освоение ими технических действий и физических упражнений,
содействующих обогащению двигательного опыта.
Вариативные модули объединены в программе по
физической культуре модулем «Спортивная и физическая подготовка», содержание
которого разрабатывается образовательной организацией на основе федеральной
рабочей программы по физической культуре для общеобразовательных организаций.
Основной содержательной направленностью вариативных модулей является подготовка
учащихся к выполнению нормативных требований Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», активное вовлечение
их в соревновательную деятельность.
Исходя из интересов учащихся, традиций
конкретного региона или образовательной организации модуль «Спортивная и
физическая подготовка» может разрабатываться учителями физической культуры на
основе содержания базовой физической подготовки, национальных видов спорта,
современных оздоровительных систем. В настоящей программе по физической
культуре в помощь учителям физической культуры в рамках данного модуля
предлагается содержательное наполнение модуля «Базовая физическая подготовка».