Основы безопасности жизнедеятельности 10-11 класс
Рабочая программа по
учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (предметная область
«Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности») – (далее –
программа ОБЖ) разработана на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования, представленных в ФГОС
СОО, федеральной рабочей программы воспитания, Концепции преподавания учебного
предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и предусматривает
непосредственное применение при реализации ООП СОО.
Содержание программы ОБЖ
выстроено в логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной
ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с
окружающей средой, преемственности приобретения обучающимися знаний и
формирования у них умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности.
Программа ОБЖ
обеспечивает реализацию практико-ориентированного подхода в преподавании ОБЖ,
системность и непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у
них навыков в области безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня
основного общего образования; продолжения освоения содержания материала в
логике последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация,
экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация и разумного построения модели
индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни с
учётом актуальных вызовов и угроз в природной, техногенной, социальной и
информационной сферах.
Программа ОБЖ обеспечивает:
·
формирование личности выпускника с высоким уровнем
культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически
целесообразного образа жизни;
·
достижение выпускниками базового уровня культуры
безопасности жизнедеятельности, соответствующего интересам обучающихся и
потребностям общества в формировании полноценной личности безопасного типа;
·
взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета ОБЖ на уровнях основного общего и
среднего общего образования;
·
подготовку выпускников к решению актуальных
практических задач безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни.
Содержание учебного
предмета ОБЖ структурно представлено отдельными модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими системность и непрерывность изучения предмета на
уровнях основного общего и среднего общего образования:
Модуль № 1. «Основы
комплексной безопасности».
Модуль № 2. «Основы
обороны государства».
Модуль № 3.
«Военно-профессиональная деятельность».
Модуль № 4. «Защита
населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций».
Модуль № 5.
«Безопасность в природной среде и экологическая безопасность».
Модуль № 6. «Основы
противодействия экстремизму и терроризму».
Модуль № 7. «Основы
здорового образа жизни».
Модуль № 8. «Основы
медицинских знаний и оказание первой помощи».
Модуль № 9. «Элементы
начальной военной подготовки».
В целях обеспечения
преемственности в изучении учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего
образования рабочая программа предполагает внедрение универсальной
структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в
парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность, по возможности
её избегать, при необходимости безопасно действовать».
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В современных условиях с
обострением существующих и появлением новых глобальных и региональных вызовов и
угроз безопасности России (резкий рост военной напряжённости на приграничных
территориях; продолжающееся распространение идей экстремизма и терроризма;
существенное ухудшение медико-биологических условий жизнедеятельности;
нарушение экологического равновесия и другие) возрастает приоритет вопросов
безопасности, их значение не только для самого человека, но также для общества
и государства. При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности
остаётся сохранение жизни и здоровья каждого человека. В данных обстоятельствах
огромное значение приобретает качественное образование подрастающего поколения
россиян, направленное на воспитание личности безопасного типа, формирование
гражданской идентичности, овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией
для обеспечения безопасности в повседневной жизни.
ОБЖ является открытой
обучающей системой, имеет свои дидактические компоненты во всех без исключения
предметных областях и реализуется через приобретение необходимых знаний,
выработку и закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование
компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным изучением других
учебных предметов. Научной базой учебного предмета ОБЖ является общая теория
безопасности, которая имеет междисциплинарный характер, основываясь на изучении
проблем безопасности в общественных, гуманитарных, технических и естественных
науках. Это позволяет формировать целостное видение всего комплекса проблем
безопасности (от индивидуальных до глобальных), что позволит обосновать
оптимальную систему обеспечения безопасности личности, общества и государства,
а также актуализировать для выпускников построение адекватной модели
индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Изучение ОБЖ направлено
на достижение базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что
способствует выработке у выпускников умений распознавать угрозы, снижать риски
развития опасных ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать обоснованные
решение в экстремальных условиях, грамотно вести себя при возникновении
чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует воспитанию личности безопасного
типа, закреплению навыков, позволяющих обеспечивать благополучие человека,
созданию условий устойчивого развития общества и государства.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Целью изучения ОБЖ на
уровне среднего общего образования является формирование у обучающихся базового
уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными
потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
·
способность применять принципы и правила
безопасного поведения в повседневной жизни на основе понимания необходимости
ведения здорового образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития
различных опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых
средств и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
·
сформированность активной жизненной позиции,
осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах
благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
·
знание и понимание роли личности, общества и
государства в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Всего на изучение учебного предмета ОБЖ на
уровне среднего общего образования отводится 68 часов (по 34 часа в каждом
классе).