Русский язык 1-4 класс
Рабочая программа учебного предмета «Русский
язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения программы начального общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО),
Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее –
ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»
(далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования
изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося.
Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных
действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне
основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания
действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию
из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение
русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального
общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют
результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным
потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких
её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и
социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского
языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и
эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые
функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное
взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения
личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации,
культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное
владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют
возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя
в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным
потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных
ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого,
что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления
национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми
личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса
к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты
русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на
достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных
представлений о многообразии языков и культур на территории Российской
Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли
русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной
и письменной речи как показателя общей культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование,
говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского
языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об
основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
использование в речевой деятельности норм современного русского литературного
языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,
пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания
и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной
значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи
обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные
представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского
литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся
направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой
деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского
литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного
и письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с
учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на
изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе
– 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч.